Социальный паспорт организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, связанных с составлением социального паспорта организации.
Задачи:
изучение принципов составления социального паспорта организации через научную и вспомогательную литературу;
закрепление теоретических знаний путём изучения организационной структуры предприятия и приобретения практических навыков самостоятельной работы по составлению социального паспорта конкретной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
ГЛАВА I. Социальный паспорт как отражение управления
социальной сферой организации
1.1. Организация как социальный институт______________________4
1.2. Социальный паспорт и его составление_____________________11
ГЛАВА II. Составление социального паспорта организации
2.1. Краткая характеристика объекта исследования_______________14
2.2. Социальный паспорт ООО «Швейная фабрика «Весна»_______17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

           Используемые  ГК РФ термины, обозначающие организационно-правовые формы, суть только номинации — сущностная характеристика раскрывается не в названиях (номинациях), а в двух ключевых основаниях: характер прав учредителей и отношение к прибыли. Другим словами, номинации организаций как юридических лиц имеют рассмотренное значение и определенную сферу применения — юридическую. Поэтому в юридическом языке не может быть общего понятия «предприятия», а может быть только конкретное понятие (например, «унитарное государственное предприятие»). Это значит, что юридический лексикон, оперируя конкретной терминологией, оставляет другим наукам общие понятия, характеризующие классы и роды.

           Анализ  социального развития организаций  предполагает прежде всего основываться на экономической, социологической и управленческой науках при четком понимании значений юридического лексикона. В этой связи рассматриваться будут только целевые организации (т.е. организации, понимаемые как социальный институт, деятельность которых ориентирована целями). Целевые организации представляются прежде всего классом «предприятия». Между тем понятие «предприятие» не описывает иных видов целевых организаций, к которым могут быть отнесены такие, которые создаются не для целей производства и для которых такой индикатор, как прибыль, не является показательным, например объединения (людей, организаций) для осуществления совместных интересов (например, религиозных, просветительских, политических и др.). Организация как объединение в традиции русского языка именуется сообществом. Вместе с тем могут существовать организации, созданные для выполнения определенных функций и достижения заданных им целей. Таким организациям может быть придано имущество, и они могут финансироваться учредителями, основателями. В ГК РФ такие организации называются учреждениями, что соответствует и использованию данного термина в русском языке.

           Итак, исходя из анализа понятий, организация  понимается как целевая организация, относимая к роду «социальный  институт».  
     

           1.2. Социальный паспорт и его составление 

           Основным  инструментом построения методики социального  развития организации является социальный паспорт. А. Л. Кузнецов[8], учитывая специфику расчета некоторых социальных показателей, а также отечественный опыт составления социальных паспортов, предложил новую структуру социального паспорта организации.

    В отличие  от предлагаемых ранее данный социальный паспорт состоит из двух частей. Кроме того, в него добавлены важные социальные параметры, которые характерны для акционерных обществ: среднемесячный размер дивидендов, получаемых различными категориями работников, среднемесячный доход и т. п. Данный социальный паспорт носит универсальный характер и, как показывает практика, может быть адаптирован к любой организации. Единообразная структура социальных показателей позволяет заинтересованным органам государственного и местного управления сопоставлять состояние социального развития с соответствующим состоянием других организаций территории и вырабатывать по отношению к ним обоснованную налоговую и кредитную политику. Социальный паспорт состоит из 15 таблиц, в которых отражены социальные процессы, описываемые 15 коэффициентами по 70 показателям. ______________________________________________________________________

    8. Кузнецов  А. Л. Социальные стратегии предприятия. – Ижевск, 2000. – С. 126 

           Первая  часть паспорта – «Гуманизация труда» – содержит показатели, характеризующие  состояние социальных процессов  непосредственно в самой организации, которые объединены в три блока: «Социальная структура коллектива», «Условия труда и культурно-бытовые условия», «Оплата и дисциплина труда». Такое разделение позволяет оценить состояние по каждому направлению в отдельности и определить потенциальные резервы повышения эффективности производства за счет отдельных групп социальных факторов.

           Вторая  часть – «Социальная инфраструктура (условия качества трудовой жизни)»  – позволяет судить не только об обеспеченности работников различными объектами социальной инфраструктуры, но и о социальной миссии предприятия по отношению к жителям той территории, на которой оно находится.

           Суть  методики определения уровня социального развития, разработанной А. Л. Кузнецовым, состоит в сопоставлении показателей социального паспорта с нормативными значениями социальных параметров аналогичных направлений; она также может быть применена и при определении угроз экономической безопасности организации. Характерными чертами методики являются:

           • отдельный расчет по социальным процессам, характеризующим гуманизацию труда и состояние объектов социальной инфраструктуры (как условие качества трудовой жизни);

           • сопоставление показателей с социальными нормативами (ориентирами);

           • использование в качестве социальных нормативов величин, характеризующих социальные процессы в организациях, расположенных на одной территории, а не средних величин по стране или региону, что позволяет повысить уровень их сопоставимости. Процесс выработки социальной стратегии предусматривает выполнение нескольких этапов:

           1) необходимо определить существующий уровень социального развития организации, получить интегральный показатель по всем направлениям социального развития, сопоставить значения с нормативными показателями, определить степень отклонения от нормативного (рекомендуемого) значения;

           2) степень отклонения по каждому направлению социального развития позволит составить список приоритетных социальных проблем по принципу: чем меньше значение соответствия нормативному показателю, тем более острой является данная проблема для организации. Безусловно, при этом учитывается экономическая целесообразность проведения того или иного мероприятия с точки зрения экономической эффективности, а также соответствия корпоративной стратегии;

           3) полученные значения по направлениям сопоставляются с аналогичными значениями других организаций территории для того, чтобы спрогнозировать миграцию работников, прежде всего ключевых профессий;

    4) по направлению «Социальная инфраструктура» каждый работник вправе самостоятельно определить свои социальные потребности (улучшение жилищных условий, получение ссуд на строительство, путевок на лечение и отдых, оплата обучения детей, содержание детей в детских садах, внесение сумм в пенсионный фонд на личный счет работника и т. п.). Эта информация может быть получена в результате анкетирования при устройстве на работу[9]. ______________________________________________________________________

    9. Кузнецов  А. Л., Захаров Н. Л. Управление  социальным развитием. – М., 2006. – С. 174 - 177 

           Данные  из социального паспорта используются при составлении плана социального развития. Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей предпосылкой  и условием благополучия предприятия и его работников.  
     

2. Составление социального паспорта организации 
 

2.1. Краткая характеристика объекта исследования 
 

           ООО «Швейная фабрика «Весна» осенью 2005 года отметила год со дня создания. Открыто оно на базе известного новозыбковского предприятия - ОАО «Швейно-трикотажная фабрика им. 8 Марта», которому 40 лет. После процедуры банкротства в 2004 году, предприятие структурно вошло в ООО Компания «СПЛАВ» г. Москва.

           ОАО «Новозыбковская  швейно-трикотажная  фабрика им. 8 Марта»

           Адрес: 243020, Брянская обл., г. Новозыбков, ул. Чапаева, 28.

           Телефоны: (08343) 2-28-46, 3-49-21.

           Организационно-правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Предприятие частной  формы собственности. Среднесписочная  численность кадров - 276 человека. Дата образования Компании - 26 октября 1992 года.

           В Уставе предприятия отражены следующие  основные виды деятельности: швейное  производство и продажа швейных  изделий и обуви.

           Учредителем предприятия является ООО «Компания  СПЛАВ», доля которого в уставном капитале составляет 100%. Компания "СПЛАВ" специализируется на производстве и выпуске форменной, специальной, камуфлированной одежды, обуви, снаряжения и сопутствующих товаров для охранных, армейских, милицейских структур, охотников и туристов, имеет собственное швейное производство и мощное модельно-конструкторское бюро.

           В настоящее время фабрика выпускает  более 10 наименований швейной продукции, годовая выручка за 2007 год составила 23361800 рублей.

           На  предприятии действует строгое распределение ответственности и полномочий между руководителями. Сорокапятилетний директор Николай Владимирович Иванцов, представляющий московскую компанию «СПЛАВ» имеет опыт управления свыше 10 лет. Он самостоятельно принимает все наиболее важные для функционирования ООО «Швейная фабрика «Весна» решения. При нем есть 3 зама: В.И. Потапов (начальник производства), П.Н. Черноус (начальник АХО) и В.М. Кривенкова (главный бухгалтер).

           В главном производственном корпусе 2 этажа, на которых расположены раскройный, вырубочный, заготовочный и пошивочный цеха. Склад сырья и материалов расположен в главном производственном корпусе, а склад готовой продукции в отдельном здании. Производство во всех цехах организовано по поточной форме. Оборудование как покупается, так и приобретается через особый вид аренды лизинг.

           В настоящее время предприятие  расширяется. Планируется создать  новый цех по производству повседневной обуви широкого ассортимента. При  этом используются законсервированные производственные помещения швейной  фабрики 8 Марта, которые реконструируются.

           Режим работы односменный.

           ООО «Швейная фабрика «Весна» имеет  право:

           1. приобретать и арендовать основные  и оборотные средства;

           2. осуществлять материально-техническое  обеспечение;

           3. осуществлять все виды коммерческих сделок;

           4. планировать свою деятельность;

           5. использовать чистую прибыль;

           6. определять и использовать фонд  оплаты труда;

           7. определять штатное расписание;

           8. устанавливать для своих работников  дополнительные отпуска, и сокращенный  рабочий день и иные социальные льготы.

           Швейная фабрика «Весна» обязана:

           1. нести ответственность в соответствии  с законодательством РФ за  нарушение законодательства и  иных правил хозяйствования;

           2. обеспечить своим работникам  безопасные условия труда;

           3. осуществлять оперативный и бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.

           Производственный  процесс на фабрике «Весна» организован  следующим образом. Мастера закройно-подготовительного  участка (технолог, закройщик) изготавливают  экспериментальный образец будущей  продукции в соответствии с заданным артикулом. Лекальщики, резчики готовят сырье для швейного цеха. Работники швейного цеха изготавливают продукцию по операциям. Сырье для производства (ткани, фурнитура) поступают на фабрику в последнюю декаду месяца на следующий месяц. Продукция отгружается по мере изготовления.  
     
     

           2.2. Социальный паспорт ООО «Швейная фабрика «Весна»

           Раздел 1. Социальная структура  коллектива

           Изменение социально-демографического состава работников

    Показатели Единицы измерения 2007
    1. Общая численность работников, всего человек 276
    В том числе:    
    мужчины   28
    женщины   248
    2. Численность работников по возрастным  группам: человек  
    до 18 лет   0
    18-30 лет   11
    31-40 лет   7
    41-50 лет   255
    51-59 лет   3
    60 лет и более   0
    3. Численность основного персонала, всего человек 269
    В том числе:    
    мужчины   28
    из  них:    
    руководители   3
    работники-специалисты   20
    производственный  персонал   0
    стажеры   5
    женщины   241
    из  них:    
    руководители   0
    работники-специалисты   31
    производственный  персонал   200
    стажеры   10
    4. Численность вспомогательного персонала,  всего человек 7
    В том числе:    
    мужчины   4
    женщины   3

Информация о работе Социальный паспорт организации