Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, связанных с составлением социального паспорта организации.
Задачи:
изучение принципов составления социального паспорта организации через научную и вспомогательную литературу;
закрепление теоретических знаний путём изучения организационной структуры предприятия и приобретения практических навыков самостоятельной работы по составлению социального паспорта конкретной организации.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
ГЛАВА I. Социальный паспорт как отражение управления
социальной сферой организации
1.1. Организация как социальный институт______________________4
1.2. Социальный паспорт и его составление_____________________11
ГЛАВА II. Составление социального паспорта организации
2.1. Краткая характеристика объекта исследования_______________14
2.2. Социальный паспорт ООО «Швейная фабрика «Весна»_______17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______
Министерство транспорта Российской Федерации
(Минтранс России)
Федеральное агентство воздушного транспорта
(Росавиация)
ФГОУ
ВПО “Санкт-Петербургский
государственный
университет гражданской
авиации”
Курсовая
работа
По дисциплине: Управление социальным развитием
На
тему: Социальный паспорт
организации.
Выполнила
Студентка четвертого курса
Факультета АМ
674 группы
Адушева Ирина
Проверил
Булкин
Анатолий
Константинович
Санкт – Петербург
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ______________________
ГЛАВА I. Социальный паспорт как отражение
управления
социальной сферой организации
1.1. Организация как социальный институт______________________
1.2. Социальный паспорт и его составление___________________
ГЛАВА II. Составление социального паспорта
организации
2.1. Краткая характеристика
объекта исследования_______________14
2.2. Социальный паспорт ООО «Швейная фабрика
«Весна»_______17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________
Введение
Социальные
паспорта предприятий впервые появились
еще в 30-е гг. В них первоначально находили
отражение преимущественно технико-экономические
показатели, содержались данные для составления
производственной программы. В связи с
развитием социального планирования в
60-е гг. на предприятиях Москвы, Ленинграда,
Свердловска и др. городов вновь появились
социальные паспорта, но уже иного характера.
В социальном паспорте характеризуются
структура и функции коллектива предприятия,
уровень трудовой и общественно-политической
активности работников, социальные показатели
условий их труда и быта, использования
ими бюджета времени, общеобразовательный,
профессионально-
Основной целью данной курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, связанных с составлением социального паспорта организации.
Задачи:
1.
Социальный паспорт как отражение управления
социальной сферой организации
1.1.
Организация как
социальный институт
Сложившееся в российской науке понимание организации характеризуется полнотой и валидностью (Валидность понятия — логическое соответствие основных значений, родовых и видовых признаков понятия). Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:
На эти два
значения указывает профессор В.Л.
Романов [1], подчеркивающий, что не всякая
социальная организация, имеющая сложившиеся
функции, может рассматриваться как целенаправленно
управляемая, так как управление — это
производная от целеполагания. Именно
целевой организации уделяет особое внимание
ведущий российский специалист по теории
организации профессор Б.З. Мильнер. Он
отмечает, что в современной науке родовые
признаки «организации» рассматриваются
в двух основных значениях — как процесс
упорядочивания и как объект, имеющий
упорядоченную структуру, и подчеркивает,
что для понимания ______________________________
1. Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность.— М., 2000.— С. 5—7.
специфического, «ключевого» значения важен «поведенческий подход, ставящий в центр исследований человека систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду
и к достижению установленных целей» [2]. Анализу целевой организации посвящены и современные исследования по менеджменту [3]. Таким образом, рассматриваемая нами организация понимается не как вообще социальный институт, а только как управляемый социальный институт или как целевая организация.
Кроме устоявшегося общего научного понятия «организация» существуют и его прикладные значения, определяемые в других терминах. Так, в экономической литературе имеется термин «предприятие», а термином «юридическое лицо» оперируют нормативно правовые документы РФ России.
Определения
понятия «предприятие» за последние
годы претерпели существенные изменения.
В прежнее время в системе административно
управляемой экономики собственником
промышленных хозяйственных единиц, предприятий
было государство, а критерием эффективности
их деятельности, как правило, служили
показатели использования потенциала
предприятия и выполнение плановых заданий.
Академик Л.И. Абалкин ранее дал следующее
определение: «Социалистическое производственное
предприятие есть одновременно и частичка
целого (народного хозяйства), и нечто
большее, чем просто частичка, а именно
самостоятельная ячейка экономической
жизни, закономерности и условия функционирования
которой не тождественны ______________________________
2. Мильнер
Б.З. Теория организации:
3. Мескон М.Х.,
Альберт М,, Хедоури Ф. Основы
менеджмента,— М., 1992; Управление
человеческими ресурсами,—С. 291.
закономерностям и условиям функционирования народного хозяйства» [4]. В самом общем виде социалистическое предприятие рассматривалось как самостоятельный субъект производственных отношений. При определении социалистического предприятия исходили из следующих методологических положений [5]:
-
общество авансирует часть
-
целевой функцией этого
-
формирование и развитие
Понятие
«предприятие» в советской
В соответствии
с формулировкой, данной в ГК РФ (ст.
132), «предприятием как объектом прав признается
имущественный комплекс, используемый
для осуществления предпринимательской
де____________________________
4. Абалкин
Л.И. Хозяйственный механизм
5. Бачурин
А.В. Рынок и подъем экономики
России. — М., 1996. — С. 113.
ятельности» [6]. Это узко юридическое определение не рассматривает социально-экономическую роль предприятия, его миссию, характер решения производственных задач и удовлетворения социальных потребностей и требует уточнения с точки зрения экономической науки.
Существующие в современной экономической литературе определения предприятия характеризуются двумя подходами:
-
полное совпадение объемов
-
рассмотрение предприятия как
вида социальной целевой
Первый подход — это дань привычной экономической терминологии. Так, по мнению А.Н. Петрова, «предприятие — основное звено единого народнохозяйственного комплекса. На уровне предприятия непосредственно реализуется связь работника со средствами производства, происходит соединение вещественного и личного факторов производства. Здесь происходит взаимное обогащение и перераспределение производительных сил и производственных отношений, и проявляется истинное положение каждого работника через его отношение к средствам производства и самому труду. Все остальные звенья экономики — отраслевые, территориальные и народнохозяйственные комплексы — представляют собой определенное сочетание, комбинацию предприятий и в этом смысле вторичны по отношению к основному первичному звену» [7].
Второй подход
характеризует специфику использования
поня__________________________
6. Гражданский кодекс Российской Федерации.— СПб., 2004. — Ч. 1.— Ст. 132.
7. Петров А.Н.
Методология выработки
тия предприятия в современных условиях. Большое внимание изучению сущности и основных признаков предприятия уделил проф. А.И. Татаркин, который дал его сущностное определение: «...под предприятием понимается коллектив работников, созданный по принципу производственного и социально-экономического единства для производства необходимой обществу продукции (работ, услуг)». Производственный характер предприятия подчеркнут и в современных изданиях, где указывается, что предприятие — это «...обособленная специализированная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента». Согласно данному подходу имеются:
-
сущностное определение
-
важнейшая составляющая
Согласно первому подходу термин «предприятие» используется как синоним «целевой организации»; согласно же второму подходу в общем объеме целевых организаций выделяется класс производящих организаций. Поэтому производящие организации суть предприятия. Следовательно, непроизводящие целевые организации (например, школы, вузы, органы государственной и муниципальной службы, общественные фонды, партии, церкви и т.п.) не могут называться предприятиями. Однако в ГК РФ организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий. В этой связи использование данного термина предполагает постоянное уточнение, т.е. о каком предприятии идет речь и в каком смысле употребляется данный термин.
Юридическое лицо — другая понятийная характеристика целевой организации, используемая в правовой литературе: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету». В этом определении фиксируется родовой признак: юридическое лицо — это «организация». Вместе с тем определение отвечает на вопросы, что делает организация и как регулируются внутренние и внешние отношения организации, открывая тем самым видовой признак юридического лица — организация как социальный институт, действующий целенаправленно (целевая организация).
ГК
РФ2 фиксирует различные
Кроме юридических лиц ГК РФ не исключает возможности возникновения организаций, не образующих юридического лица, — таковыми могут быть как коммерческие (например, частный предприниматель без образования юридического лица), так и некоммерческие организации (например, студенческое научное общество). Вместе с тем законодательство РФ, регулируя гражданскую деятельность, определяет, какие организации являются незаконными (например, незаконное предпринимательство, организованная преступная группа).