Социальный паспорт организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, связанных с составлением социального паспорта организации.
Задачи:
изучение принципов составления социального паспорта организации через научную и вспомогательную литературу;
закрепление теоретических знаний путём изучения организационной структуры предприятия и приобретения практических навыков самостоятельной работы по составлению социального паспорта конкретной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
ГЛАВА I. Социальный паспорт как отражение управления
социальной сферой организации
1.1. Организация как социальный институт______________________4
1.2. Социальный паспорт и его составление_____________________11
ГЛАВА II. Составление социального паспорта организации
2.1. Краткая характеристика объекта исследования_______________14
2.2. Социальный паспорт ООО «Швейная фабрика «Весна»_______17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

(Минтранс  России)

Федеральное агентство воздушного транспорта

(Росавиация)

ФГОУ  ВПО “Санкт-Петербургский  государственный  университет гражданской  авиации” 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 

По  дисциплине: Управление социальным развитием

На  тему: Социальный паспорт организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка четвертого курса

Факультета  АМ

674 группы

Адушева Ирина

Проверил

Булкин

Анатолий  Константинович 
 
 
 
 

Санкт – Петербург

2011 
 

           Содержание 
     

    ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3 
    ГЛАВА I. Социальный паспорт как отражение управления 
        социальной сферой организации 
    1.1. Организация как социальный институт______________________
    1.2. Социальный паспорт и его составление_____________________11 
    ГЛАВА II. Составление социального паспорта организации

    2.1. Краткая характеристика объекта исследования_______________14 
    2.2. Социальный паспорт ООО «Швейная фабрика «Весна»_______17 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________25 
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________26
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           Введение 

           Социальные  паспорта предприятий впервые появились еще в 30-е гг. В них первоначально находили отражение преимущественно технико-экономические показатели, содержались данные для составления производственной программы. В связи с развитием социального планирования в 60-е гг. на предприятиях Москвы, Ленинграда, Свердловска и др. городов вновь появились социальные паспорта, но уже иного характера. В социальном паспорте характеризуются структура и функции коллектива предприятия, уровень трудовой и общественно-политической активности работников, социальные показатели условий их труда и быта, использования ими бюджета времени, общеобразовательный, профессионально-квалификационный, технический и культурный уровни, изменения в межличностных отношениях в коллективе, в состоянии его нравственно-психологического климата.

           Основной  целью данной курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, связанных с составлением социального паспорта организации.

           Задачи:

      • изучение принципов составления социального паспорта организации через научную и вспомогательную литературу;
      • закрепление теоретических знаний путём изучения организационной структуры предприятия и приобретения практических навыков самостоятельной работы по составлению социального паспорта конкретной организации.
 
 

           1. Социальный паспорт как отражение управления социальной сферой организации 

           1.1. Организация как  социальный институт  

           Сложившееся в российской науке понимание  организации характеризуется полнотой  и валидностью (Валидность понятия — логическое соответствие основных значений, родовых и видовых признаков понятия). Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:

      • неуправляемая саморегулирующаяся социальная организация;
  • управляемая целевая организация.

    На эти два  значения указывает профессор В.Л. Романов [1], подчеркивающий, что не всякая социальная организация, имеющая сложившиеся функции, может рассматриваться как целенаправленно управляемая, так как управление — это производная от целеполагания. Именно целевой организации уделяет особое внимание ведущий российский специалист по теории организации профессор Б.З. Мильнер. Он отмечает, что в современной науке родовые признаки «организации» рассматриваются в двух основных значениях — как процесс упорядочивания и как объект, имеющий упорядоченную структуру, и подчеркивает, что для понимания ______________________________________________________________________

    1. Романов В.Л. Социальная самоорганизация и государственность.— М., 2000.— С. 5—7.

    специфического, «ключевого» значения важен «поведенческий подход, ставящий в центр исследований человека систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду

    и к достижению установленных целей» [2]. Анализу  целевой организации посвящены и современные исследования по менеджменту [3]. Таким образом, рассматриваемая нами организация понимается не как вообще социальный институт, а только как управляемый социальный институт или как целевая организация.

           Кроме устоявшегося общего научного понятия  «организация» существуют и его  прикладные значения, определяемые в  других терминах. Так, в экономической литературе имеется термин «предприятие», а термином «юридическое лицо» оперируют нормативно правовые документы РФ России.

    Определения понятия «предприятие» за последние  годы претерпели существенные изменения. В прежнее время в системе административно управляемой экономики собственником промышленных хозяйственных единиц, предприятий было государство, а критерием эффективности их деятельности, как правило, служили показатели использования потенциала предприятия и выполнение плановых заданий. Академик Л.И. Абалкин ранее дал следующее определение: «Социалистическое производственное предприятие есть одновременно и частичка целого (народного хозяйства), и нечто большее, чем просто частичка, а именно самостоятельная ячейка экономической жизни, закономерности и условия функционирования которой не тождественны ______________________________________________________________________

    2. Мильнер  Б.З. Теория организации: Учебник.—  М., 2002.— С. 1—2.

    3. Мескон М.Х., Альберт М,, Хедоури Ф. Основы  менеджмента,— М., 1992; Управление  человеческими ресурсами,—С. 291. 

    закономерностям и условиям функционирования народного хозяйства» [4]. В самом общем виде социалистическое предприятие рассматривалось как самостоятельный субъект производственных отношений. При определении социалистического предприятия исходили из следующих методологических положений [5]:

           - общество авансирует часть совокупного  труда для производительного потребления в форме производственных фондов;

           - целевой функцией этого авансирования  являются создание продукта, в том числе прибавочного, поддержание народнохозяйственных динамических пропорций, координация движения общественного труда;

           - формирование и развитие производственного  коллектива трудящихся осуществляются на основе отношений сотрудничества и взаимопомощи, достижения гармонии общественных, коллективных и индивидуальных интересов трудящихся.

           Понятие «предприятие» в советской экономической  литературе являлось достаточно полным и валидным, и служило довольно точным инструментом научного анализа хозяйственной единицы в системе административно-управляемой экономики. Изменение экономической системы и, соответственно, изменение юридического и экономического лексикона повлияло и на изменение научного понятийного аппарата исследования.

    В соответствии с формулировкой, данной в ГК РФ (ст. 132), «предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской де______________________________________________________________________

    4. Абалкин  Л.И. Хозяйственный механизм развитого  социалистического общества. — М., 1973. — С. 108—109.

    5. Бачурин  А.В. Рынок и подъем экономики  России. — М., 1996. — С. 113. 

    ятельности» [6]. Это узко юридическое определение  не рассматривает социально-экономическую роль предприятия, его миссию, характер решения производственных задач и удовлетворения социальных потребностей и требует уточнения с точки зрения экономической науки.

           Существующие  в современной экономической  литературе определения предприятия характеризуются двумя подходами:

           - полное совпадение объемов понятий «предприятие» и «социальная целевая организация»;

           - рассмотрение предприятия как  вида социальной целевой организации,  функционирующей для производства  необходимой обществу продукции  (работ, услуг и т.п.).

           Первый  подход — это дань привычной экономической терминологии. Так, по мнению А.Н. Петрова, «предприятие — основное звено единого народнохозяйственного комплекса. На уровне предприятия непосредственно реализуется связь работника со средствами производства, происходит соединение вещественного и личного факторов производства. Здесь происходит взаимное обогащение и перераспределение производительных сил и производственных отношений, и проявляется истинное положение каждого работника через его отношение к средствам производства и самому труду. Все остальные звенья экономики — отраслевые, территориальные и народнохозяйственные комплексы — представляют собой определенное сочетание, комбинацию предприятий и в этом смысле вторичны по отношению к основному первичному звену» [7].

    Второй подход характеризует специфику использования поня______________________________________________________________________

    6. Гражданский  кодекс Российской Федерации.—  СПб., 2004. — Ч. 1.— Ст. 132.

    7. Петров А.Н.  Методология выработки стратегии  предприятия.— СПб., 1992.—С. 15.

    тия предприятия в современных условиях. Большое внимание изучению сущности и основных признаков предприятия уделил проф. А.И. Татаркин, который дал его сущностное определение: «...под предприятием понимается коллектив работников, созданный по принципу производственного и социально-экономического единства для производства необходимой обществу продукции (работ, услуг)». Производственный характер предприятия подчеркнут и в современных изданиях, где указывается, что предприятие — это «...обособленная специализированная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента». Согласно данному подходу имеются:

           - сущностное определение предприятия  — его производящий характер;

           - важнейшая составляющая предприятия  — коллектив работников, реализующих в единстве социальные и экономические цели.

           Согласно  первому подходу термин «предприятие»  используется как синоним «целевой организации»; согласно же второму  подходу в общем объеме целевых организаций выделяется класс производящих организаций. Поэтому производящие организации суть предприятия. Следовательно, непроизводящие целевые организации (например, школы, вузы, органы государственной и муниципальной службы, общественные фонды, партии, церкви и т.п.) не могут называться предприятиями. Однако в ГК РФ организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий. В этой связи использование данного термина предполагает постоянное уточнение, т.е. о каком предприятии идет речь и в каком смысле употребляется данный термин.

           Юридическое лицо — другая понятийная характеристика целевой организации, используемая в правовой литературе: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету». В этом определении фиксируется родовой признак: юридическое лицо — это «организация». Вместе с тем определение отвечает на вопросы, что делает организация и как регулируются внутренние и внешние отношения организации, открывая тем самым видовой признак юридического лица — организация как социальный институт, действующий целенаправленно (целевая организация).

           ГК  РФ2 фиксирует различные организационно-правовые формы юридических лиц.

           Кроме юридических лиц ГК РФ не исключает  возможности возникновения организаций, не образующих юридического лица, — таковыми могут быть как коммерческие (например, частный предприниматель без образования юридического лица), так и некоммерческие организации (например, студенческое научное общество). Вместе с тем законодательство РФ, регулируя гражданскую деятельность, определяет, какие организации являются незаконными (например, незаконное предпринимательство, организованная преступная группа).

Информация о работе Социальный паспорт организации