Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:30, лекция
Данная работа является лекцией по дисциплине "Социология"
1. Девиантное поведение: определение, основные понятия.
2. Основные подходы и теории причин девиантного поведения.
3. Виды и формы девиантного поведения.
4. Социальный контроль как способ саморегуляции системы: понятие, структура, методы и функции.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, а в другом бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, выдающиеся артисты, спортсмены и т.д.- это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняются. Например, во время войны – полководцы, а в другое время – политические деятели, ученые. Какие же качества и способности поведения необходимы для социально одобряемого отклонения?
Во-первых, сверхинтеллектуальность, возвеличивание на основе которого, правда, возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельность (культурный деятель, крупный ученый).
Интеллектуальная
Во-вторых, особые склонности позволяют проявить уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности, т.е. делать работу лучше других.
В-третьих, сверхмотивация, одной из причин ее появления является групповое влияние (например, возвышение индивида в той области, где протекала деятельность его родителей). Очень интересна гипотеза русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990) Безусловно, влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности.
Многие социологи считают,
что интенсивная мотивация
В-четвертых, личностные качества, которые теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Например, смелость, отвага нужны солдату, а не художнику и поэту; общительность, умение общаться, твердость характера – политику и предпринимателю, а не писателю и художнику …
Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивидов различных областях деятельности. Например, ученый – это отрешенный от окружающих, немного сумашедший, начитанный и оригинальный; артист – фантазер, темпераментный. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания и рекламы профессии, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения.
Личностный качества – это безусловно важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.
В-пятых, счастливый случай
не может сделать из дебила гения,
но может способствовать проявлению
способностей человека в определенных
видах деятельности. Например, Наполеон
и Великая Французская
В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.
Культурно осуждаемые отклонения.
Большинство обществ
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве таковых почти в равной степени оказывались герои и злодеи, ленивые и сверхтрудолюбивые. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
В некоторых обществах малейшие отступления от традиций сурово карались. Все находились под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Например, Спарта в 5 в. до н.э., советские партийные органы 20 в., в 60-70-е гг советская школа.
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она сказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения вновь возрождаются в еще более яркой форме. В конце 80-х гг советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным, это чрезвычайно широкий круг явлений. К видам или формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Что же касается группы с максимально неодобряемым поведением, то в нее входят: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы …
4. Социальный
контроль как способ
Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии.
Каждый человек треть своей жизни обучается жить в мире общественных отношений, т.е. проходит социализацию – процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Это индивидуальный процесс, но всегда под бдительным оком общества, окружающих людей, которые обучают и контролируют правильность усвоения образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Впервые понятие «социальный контроль» было введено в научный оборот французским социологом Габриэлем де Тардом. Первоначально это понятие обозначало средство возвращения преступников к жизни в обществе, позднее Тард стал понимать под социальным контролем один из факторов социализации. Т. Парсонс рассматривал социальный контроль не только как средство противодействия любому отклоняющемуся поведению, но и как способ поддержания социальной стабильности.
Термин «социальный
контроль» используются в социологии
в двух смыслах. В широком –
под ним понимается создание условий
для устойчивого
Социальный контроль – это система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами.
Постоянное воздействие социального контроля на индивида осуществляется через множество реакций на его поведение, через механизмы власти, через целенаправленное применение социальных санкций организациями, членами групп и коллективов, а также участниками неорганизованного социального воздействия (например, толпа).
Направленность и содержание социального контроля, методы и формы его осуществления зависят от социально-политических, экономических, идеологических, этических, культурных и иных особенностей социальной системы.
Формально социальный контроль присутствует в любом обществе. Это проявляется в том, что к любому обществу можно применить понятия нормы и санкций. Однако содержательно, т.е. с точки зрения того, что действительно запрещается и предписывается, системы социального контроля в каждом обществе сугубо индивидуальны. Все зависит от того, что именно запрещается или предписывается. А, следовательно, очень многое в данном случае зависит от социокультурных, исторических, политических и прочих факторов.
По своим типам он подразделяется на внешний и внутренний (самоконтроль), формальный и неформальный; карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный).
В процессе развития общество выработало 3 взаимосвязанных механизма социального контроля. Система социального контроля имеет сложную структуру:
1) внешний контроль
– совокупность социальных
Он может быть формальным (институциональным) и неформальным (внутригрупповым). Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах и осуществляется посредством специально созданных для осуществления санкций к нарушителям норм социальными институтами (милиция, суд, прокуратура), СМИ, системой образования и т.д.; неформальный базируется на реакциях окружения (группы друзей, семьи, общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо СМИ) на их одобрении или осуждении.
Методы контроля зависят
от применяемых санкций и
Общественное мнение
– это разновидность
Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов. Никаких писанных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.
Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных приемах, то в современном его основой выступают писанные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества: суды, образование, армия, производство, СМИ, политические партии, правительство.
2) внутренний контроль
или самоконтроль, обеспечиваемый
социализацией и служащий
Внутренний контроль предполагает интериоризацию общественно одобряемых ценностей и норм. Здесь индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины и говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи
рациональными предписаниями, остаются
в сфере сознания, ниже которого
расположена сфера
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем реже обществу приходится применять методы воздействия внешнего контроля. Соответственно, чем ниже развит самоконтроль, тем чаще прибегают к жестким санкциям. Часто случается, что методы внешнего контроля используются чаще. Чем это необходимо, тем самым тормозя развитие самосознания индивидов чувства ответственности;