Социальный контроль и девиация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:30, лекция

Описание работы

Данная работа является лекцией по дисциплине "Социология"

Содержание

1. Девиантное поведение: определение, основные понятия.
2. Основные подходы и теории причин девиантного поведения.
3. Виды и формы девиантного поведения.
4. Социальный контроль как способ саморегуляции системы: понятие, структура, методы и функции.

Работа содержит 1 файл

Социальный контроль и девиация.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, а в другом бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, выдающиеся артисты, спортсмены и т.д.-  это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняются. Например, во время войны – полководцы, а в другое время – политические деятели, ученые. Какие же качества и способности поведения необходимы для социально одобряемого отклонения?

Во-первых, сверхинтеллектуальность, возвеличивание на основе которого, правда, возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельность (культурный деятель, крупный ученый).

Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей  крупного ученого и культурного  деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность  менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, т.к. изолирует личность от остальных членов группы.

Во-вторых, особые склонности позволяют проявить уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности, т.е. делать работу лучше других.

В-третьих, сверхмотивация, одной из причин ее появления является групповое влияние (например, возвышение индивида в той области, где протекала  деятельность его родителей). Очень интересна гипотеза русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью (Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990) Безусловно, влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности.

Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто  служит компенсацией за лишения или  переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, Наполеон – одиночество в детстве; Николо Поганини – нужда и насмешки сверстников …

В-четвертых, личностные качества, которые теснейшим образом  связаны с определенными видами деятельности. Например, смелость, отвага нужны солдату, а не художнику и поэту; общительность, умение общаться, твердость характера – политику и предпринимателю, а не писателю и художнику …

Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов  индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивидов различных областях деятельности. Например, ученый – это отрешенный от окружающих, немного сумашедший, начитанный и оригинальный; артист – фантазер, темпераментный. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания и рекламы профессии, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения.

Личностный качества – это безусловно важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие  личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

В-пятых, счастливый случай не может сделать из дебила гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Например, Наполеон и Великая Французская буржуазная революция. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. Этот фактор, конечно же не научный, но его не стоит сбрасывать со счетов.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме  экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве таковых почти в равной степени оказывались герои и злодеи, ленивые и сверхтрудолюбивые. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

В некоторых обществах  малейшие отступления от традиций сурово карались. Все находились под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Например, Спарта в 5 в. до н.э., советские партийные органы 20 в., в 60-70-е гг советская школа.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она сказывается  нерезультативной: через какое-то время  отклонения вновь возрождаются в еще более яркой форме. В конце 80-х гг советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного  мнения, называется девиантным, это чрезвычайно широкий круг явлений. К видам или формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Что же касается группы с максимально неодобряемым поведением, то в нее входят: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы …      

 

4. Социальный  контроль как способ саморегуляции  системы: понятие, структура, методы и функции.

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии.

Каждый человек треть  своей жизни обучается жить в  мире общественных отношений, т.е. проходит социализацию – процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Это индивидуальный процесс, но всегда под бдительным оком общества, окружающих людей, которые обучают и контролируют правильность усвоения образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Впервые понятие «социальный  контроль» было введено в научный  оборот французским социологом Габриэлем  де Тардом. Первоначально это понятие  обозначало средство возвращения преступников к жизни в обществе, позднее Тард стал понимать под социальным контролем один из факторов социализации. Т. Парсонс рассматривал социальный контроль не только как средство противодействия любому отклоняющемуся поведению, но и как способ поддержания социальной стабильности. 

Термин «социальный  контроль» используются в социологии в двух смыслах. В широком –  под ним понимается создание условий  для устойчивого функционирования социальной систем. В узком смысле – как совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы поведения (негативную девиацию) с целью их устранения или минимизации.

Социальный контроль – это система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая  обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Постоянное воздействие  социального контроля на индивида осуществляется через множество реакций на его  поведение, через механизмы власти, через целенаправленное применение социальных санкций организациями, членами групп и коллективов, а также участниками неорганизованного социального воздействия (например, толпа).

Направленность и содержание социального контроля, методы и формы  его осуществления зависят от социально-политических, экономических, идеологических, этических, культурных и иных особенностей социальной системы.

Формально социальный контроль присутствует в любом обществе. Это  проявляется в том, что к любому обществу можно применить понятия  нормы и санкций. Однако содержательно, т.е. с точки зрения того, что действительно запрещается и предписывается, системы социального контроля в каждом обществе сугубо индивидуальны. Все зависит от того, что именно запрещается или предписывается. А, следовательно, очень многое в данном случае зависит от социокультурных, исторических, политических и прочих факторов.

По своим типам он подразделяется на внешний и внутренний (самоконтроль), формальный и неформальный; карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный).

В процессе развития общество выработало 3 взаимосвязанных механизма социального контроля. Система социального контроля имеет сложную структуру:

1) внешний контроль  – совокупность социальных институтов  и механизмов, (гарантирующих соблюдение  общепринятых норм поведения и законов) которые регулируют деятельность индивида, гарантируя соблюдение им общепринятых норм поведения и осуществляются с помощью санкций. Он связан с запретами и репрессиями.

Он может быть формальным (институциональным) и неформальным (внутригрупповым). Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах и осуществляется посредством специально созданных для осуществления санкций к нарушителям норм социальными институтами (милиция, суд, прокуратура), СМИ, системой образования и т.д.; неформальный базируется на реакциях окружения (группы друзей, семьи, общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо СМИ) на их одобрении или осуждении.

Методы контроля зависят  от применяемых санкций и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и  косвенные, которые могут пересекаться. Так, уголовное наказание – это  инструмент жесткого и прямого контроля, а СМИ служат инструментом мягкого  и косвенного контроля;

Общественное мнение – это разновидность социального  контроля. Это совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения, либо его частью. Воздействие его, пожалуй, самое сильное, Примером тому может служить борьба с курением в США после 2 мировой войны: в 1957 г. медики доказали его губительное воздействие на человека, что повлекло за собой широкую кампанию, которая в свою очередь вылилась в борьбу с курильщиками всем обществом.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов. Никаких писанных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных приемах, то в современном его основой выступают писанные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества: суды, образование, армия, производство, СМИ, политические партии, правительство.

2) внутренний контроль  или самоконтроль, обеспечиваемый  социализацией и служащий средством  саморегулирования поведения индивида, т.е. согласования собственного  поведения с социальными нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных (интернализованных) норм. Психоаналитическая теория считает, что внутренний контроль представляет собой вторичное явление, результат социализации; первичным же является внешний контроль, осуществляемый родительскими фигурами, их заменителями, а также людьми, окружающими ребенка. Воплощением социального контроля в психоаналической теории является инстанция Сверх-Я, воплощающая как требования окружения, так и идеалы конкретного человека. Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, на основе чувства долга, зачастую идя вразрез со своими желаниями, интересами и целями.

Внутренний контроль предполагает интериоризацию общественно одобряемых ценностей и норм. Здесь индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно,  что люди нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины и говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера бессознательного. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем реже обществу приходится применять методы воздействия  внешнего контроля. Соответственно, чем ниже развит самоконтроль, тем чаще прибегают к жестким санкциям. Часто случается, что методы внешнего контроля используются чаще. Чем это необходимо, тем самым тормозя развитие самосознания индивидов чувства ответственности;

Информация о работе Социальный контроль и девиация