Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:30, лекция
Данная работа является лекцией по дисциплине "Социология"
1. Девиантное поведение: определение, основные понятия.
2. Основные подходы и теории причин девиантного поведения.
3. Виды и формы девиантного поведения.
4. Социальный контроль как способ саморегуляции системы: понятие, структура, методы и функции.
Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации, девиантном поведении. По существу, это такое состояние общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все это нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей. К нарушениям коллективного сознания, дезорганизует людей, способствует появлению различных видов девиаций. (См.: Дюркгейм Э. Самоубийство // Западно-европейская социология 19-начала 20 вв. Тексты. - М.: Изд-во Междунар. Ун-та бизнеса и управления, 1996. - С.166-389.)
Э.Дюркгейм использовал теорию аномии в исследовании сущности самоубийства. Он считал, одной из причин самоубийства явление, названное аномией – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Объясняя это явление он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, что следует ожидать от других и что ждут от них. Чтобы проиллюстрировать воздействие аномии на поведение людей, он показал, что во время неожиданных экономических спадов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Т.е. другими словами, можно сказать, что социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и все это способствует девиации.
Дюркгейм рассматривал явление преступности в структуре общества в связи с разделением труда, трактуя преступность как патологическое, но неизбежное явление, неизменно сопутствующее развитию общества. В его концепции преступление связано неразрывно с наказанием, которое «по существу состоит во внушенной страстью реакции различной степени интенсивности, осуществляемой обществом через посредство установленного органа в отношении тех своих членов, которые нарушили известные правила поведения» (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1996. – С.105). Будучи представителем «социологического реализма» , при определении преступления и наказания он исходил из ценностно-нормативной структуры общества, фактически трактуя преступление как существенное нарушение социальных норм, а наказание – как соответствующую реакцию общества.
Весьма любопытную модель объяснения причин девиации предложил Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия». Он утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй - социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения, индивидуального приспособления определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет пять типов (социального поведения) подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. В основе типологии лежит принятие или отрицание целей и средств их достижения.
Конформизм – это согласованность целей и средств (например, лояльный член социума - Д. Артаньян). Конформист – это человек, который принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества, т.е. добивается одобряемых обществом целей легитимными средствами.
Инновация – стремление к социально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Подобное положение складывается в случаях, когда достижение желаемых целей невозможно реализовать законным путем. В связи с этим признанные методы социальной деятельности отклоняются, а вместо них используются общественно неприемлемые (например, Кот в сапогах). Так, порок и преступление Р. Мертон трактует как «нормальную» реакцию на ситуацию, когда «усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепринятым и законным средствам, обеспечивающим этот успех, недостаточен» (Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. - №3. – С.107)
Новатор пытается достигнуть культурных (общественно одобряемых целей) целей, которые он принимает неинституциональными (социально неприемлемыми) средствами (включая незаконные и криминальные) (например, разбогатеть, ограбив банк).
Ритуализм – отказ от культурных целей при безусловном следовании институциональным нормам. К ритуализму склонны индивиды, которые отказались от целей жизненного успеха или существенно снизили свои притязания, но не вышли за рамки дозволенных норм поведения. Они вынуждены или отказаться от цели, не нарушая дозволенный порядок, или решиться на инновации для достижения целей (например, бюрократ). Ритуализм – образец покорности, вынужденного смирения. (Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. - №3. – С.104-114)
Ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются. (например, бюрократ, ориентированный на формальные только принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность.
Человек не согласен с общественным порядком, но не предпринимает никаких действий, отличающих его от добропорядочного члена общества.
Ретризм – бегство от действительности. Это отказ как от общественно одобряемых целей, так и от одобряемых норм поведения. Представители данной девиации во всех отношениях ведут себя вне всяких приличий, принятых в данном обществе. К ретристам можно отнести представителей «социального дна»: бродяг, нищих, алкоголиков, наркоманов и т.п. Индивид избирает данный тип поведения в результате неудач при использовании законных путей при достижении целей и невозможности, в силу внутренних запретов, прибегнуть к нелегальным, но эффективным средствам их достижения.
Это изолированный тип, который отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения. Индивид не разделяет общественные ценности и не пытается этого скрыть (например, бродяжничество).
Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом, в отличие от ретризма, предлагаются новые цели и нормы, идет борьба за их утверждение. По существу, это призыв к разрушению старой социальной системы и установлению новой (например, В.И. Ленин). В этом проявляется некоторое конструктивное начало девиаций. (Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. - №3. – С.91-96)
Мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения. Это «ретритизм наоборот». Бунтарь отвергает и одобряемые обществом цели, и легитимные средства их достижения, но при этом его действия приводят к переопределению ситуации (изменению социальных норм в результате революции или мощного коллективистского движения).
При использовании этой типологии важно помнить, что в каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
В строгом смысле девиацией можно считать лишь инновацию, ретризм и мятеж. Согласно Р. Мертону, девиация (аномия) связана прежде всего с разрывом между целями, которые считаются нормативно одобренными, и средствами, предписываемыми для их достижения. (Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. - №3. – С.91-96)
В схематичном виде типология девиантного поведения может быть представлена следующим образом в таблице. (См.: Альбом схем по социологии и психологии. – М.: МЮИ МВД России, Щит, 1998. – с.20). При этом знак «+» в ней означает принятие, одобрение, а знак «-» - неодобрение, неприятие целей и средств их достижения. Например, конформизм означает одобрение целей и средств их достижения, а инновация – одобрение целей, но неодобрение средств.
Типология девиантного поведения (по Р. Мертону)
Типы девиаций |
Отношение к целям |
Отношение к средствам их достижения | ||
одобряемые |
неодобряемые |
одобряемые |
неодобряемые | |
конформизм |
+ |
+ |
||
Инновация |
+ |
- |
+ | |
Ритуализм |
- |
+ |
||
Ретризм (ретреатизм) |
- |
- |
||
Мятеж (бунт) |
- |
+ |
- |
+ |
Так, общество рассматривает богатство, карьеру, власть, преуспеяние в целом как цели, к которым должен стремиться каждый человек, однако существенно ограничивает индивида в средствах для достижения этих целей: только предписываемые данным обществом средства (например, образование, повышение квалификации, трудолюбие) рассматриваются как норма (этот тип поведения характеризуется Р. Мертоном как конформизм), применение иных средств для достижения тех же целей (а также несогласие с нормативно одобренными целями) рассматривается как девиация. Наиболее частным случаем отклоняющегося поведения, по Р. Мертону, является инновация – преследование общественно значимых целей любыми, далеко не только социально одобряемыми средствами.
Не менее авторитетной концепцией отклоняющегося поведения является теория дифференцированной связи известного западного юриста Э. Сатерланда. Он считал, что преступное или делинквентное поведение связано с усвоением, во-первых, технических приемов совершения преступлений и, во-вторых, мотивов, побуждений, рациональных объяснений и установок, благоприятствующих нарушению закона. Наиболее плодотворна в этой концепции идея делинквентной субкультуры, которая дает соответствующую патологическую) социализацию человеку, находящемуся в этой среде.
Основной характеристикой
В отличие от Э.Дюркгейма
Э.Коэн не принимает делинквентную
культуру как нечто данное, естественное,
а напротив, считает, что функции
делинквентных ценностей
Итак, делинквентное поведение - явление, вызванное наличием системы ценностей и норм, отклоняющихся от доминирующих в обществе, при этом индивид, воспринимавший делинквентную культуру, определяет свое поведение как правильное. При всем различии двух социологических концепций отклоняющегося поведения (Дюркгейма - Сатерланда и Коэна) они имеют нечто общее - внешнюю опосредованность возникновения и существования социальных отклонений. Это значит, что ведущим фактором воспроизводства преступности в обществе являются все те же общественные отношения, а точнее говоря, их несовершенство. Последнее связано с тем, что социальное поведение человека детерминируется огромным количеством факторов, контролировать и корректировать которые на сегодняшний день не способна ни одна социальная система. Социально- экономическое несовершенство систем, стимулирующее общественное неравенство, приводит к обострению и увеличению количества конфликтов между обществом и личностью, что также увеличивает шансы возникновения делинквентного поведения.
Несомненно, важнейшим фактором выступает психологическая предрасположенность индивида к девиации, что выражается в понятии «психологическая аномия» (термин Р. Макайвера). Это такое состояние сознания, когда совершенно ослабевает или разрушается чувство социальной сплоченности, чувство принадлежности индивида к обществу, которое обычно является основой морали индивида. Будучи в этом состоянии индивид не сдерживается своими нравственными установками, для него не существует никаких нравственных норм, он живет только непосредственными ощущениями, у него ни будущего, ни прошлого.
Отметим, что аномическое
состояние индивидов