Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:30, лекция
Данная работа является лекцией по дисциплине "Социология"
1. Девиантное поведение: определение, основные понятия.
2. Основные подходы и теории причин девиантного поведения.
3. Виды и формы девиантного поведения.
4. Социальный контроль как способ саморегуляции системы: понятие, структура, методы и функции.
Итак, в соответствии с социологическим объяснением причин девиации наблюдается следующее: процессы проходимой им социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, что сказывается на внутренней структуре личности.
Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья и чем она лучше, тем благоприятна социализация личности. Многочисленные исследования молодежной преступности свидетельствуют, что около 85 % молодых людей с девиацией воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии были выявлены 5 основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверх суровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете на воспитание личности с девиацией.
Однако многочисленны случаи проявления девиации в благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу.
Культурологические концепции. Для этого направления характерна предельно общая трактовка проблем девиации и нормы, акцент на их относительность, взаимосвязанность. В соответствии с таким подходом девиация может рассматриваться как результат конфликта между культурными нормами (например, нормами общества и субкультуры, которые радикально отличаются от первых), причем нормы субкультуры, отличающиеся от общекультурных, оцениваются обществом как девиация, хотя таковой и на являются.
Например, американские социологи Т. Селин и В. Миллер считают, что девиация происходит в результате усвоения людьми субкультуры, нормы которой (радикально отличаются от общепринятых) противоречат нормам господствующей культуры (если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность того, что и он также станет преступником, утверждает Э. Сатерленд; с его точки зрения люди воспринимают ценности, способствующие девиации, на основе общения с людьми, которые уже являются носителями этих ценностей)
В рамках данного направления сложилась т. н. теория навешивания ярлыков или теория стигматизации американских исследователей Говарда Беккера (1899-1960) и Э. Лемерта, согласно которой девиацию создают социальные группы («поскольку они составляют правила, нарушение которых считается девиацией…, девиация определяется не качеством поступка, который совершает человек, а скорее следствием применения другими правил и санкций против нарушителя»). Таким образом, нормы устанавливаются господствующими классами (культурой), а на все иные нормы навешивается ярлык «отклонение». Это акцентирование внимания на политическом аспекте девиации, т.е. способности влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения.
В основе теории социентальной реакции лежит два основных момента: 1. девиантное поведение является не просто девиантным, а определяется как таковое. Это означает, что само действие не может быть отклоняющимся; оно становится таковым, только тогда, когда кто-то его так оценивает; 2. если человека определяют как девианта. У него возникает определенный образ себя, который включает и девиантность как обязательный признак. Следовательно, общество в определенном смысле вынуждает такого человека нарушать нормы.
Каковы же причины девиантного поведения? Помимо специфических причин, характерных для каждой группы «риска» есть и общие причины?
1. В основе девиации
лежит прежде всего социальное
неравенство. Это находит
2. Морально-этический
фактор девиантного поведения
выражается в низком морально-
3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты – алкоголики, наркоманы, проститутки – в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей, в которых одни или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.
Известный психолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи» считает, что если молодой человек не может удовлетворит своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует этот недостаток такой деятельностью, которая ведет к его саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию становится своеобразными компенсаторными средствами.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряженности через определенные компенсаторные формы.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отношения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Таким образом, девиация возникает в результате взаимодействия 3-х переменных: био- и психосоциальных особенностей индивида; состояния и взаимодействия нормативных систем группы и общества; состояния и особенностей социально-экономического и политического развития общества.
3. Виды и формы девиантного поведения.
Исходя из целей и направленности девиантного поведения, можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др). Поведение, относящееся ко второму типу наносит вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п). Третий тип отклоняющегося поведения, связанный с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьезным негативным последствиям для общества (убийство, терроризм и т. п).
Социальные отклонения различаются по разным критериям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, этикет и др.): преступления (уголовные, административные и др.) и аморальные поступки (пьянство, наркомания и др.). Однако это деление может быть относительным, т.к. игнорирование морально-нравственных норм довольно часто перерастает в преступление; по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретристские); по субъекту (индивиды, социальные группы, социальные организации).
Основными формами девиантного
поведения принято считать
В реальной общественной жизни девиации могут проявляться как в явной, открытой форме (пьянство, хулиганство …), так и в скрытой (латентной) форме (угодничество, наушничество, карьеризм и т.д.).
В социологии выделяют по уровню и масштабности индивидуальные и групповые отклонения: например, в первом случае – это когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, мальчик из стабильной благополучной семьи, проявляющий явные признаки деликвента – это индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры – это индивидуальный девиант; это чудачество, экцентричность (гр.excentrique – странный с причудами, из ряда вон выходящий, чудаковатый); во втором случае – это групповое, рассматриваемое как комформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре, в каждом обществе есть много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества («подвальная жизнь» подростков, группа бюрократов …).
В реальной жизни девиантные личности нельзя строго разделять на два указанных типа. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
По ориентированности действий: экстравертивное – направленное на внешнюю среду, например, семейные ссоры, насильственные преступления, и интравертивное – ориентированное на себя: пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство и др.
По характеру выделяют
первичное и вторичное
Под первичным отклонением
подразумевается отклоняющееся
поведение личности, которое в
целом соответствует культурным
нормам, принятым в обществе. В данном
случае совершаемые индивидом
Вторичное отклонение – это поведение, нарушающее социальные нормы, в результате чего нарушителю наклеивается ярлык девианта и постепенно он сам начинает ощущать себя таковым.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Иногда в случае совершения даже первого отклонения к индивиду приклеивают ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным в жизни индивида: после этого появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой, иногда даже изоляция от нее. Постепенно этот человек может приобрести зависимость от других отклоняющихся преступных ассоциаций, которые постепенно отдаляют его от общества, прививая ему нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека и он может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.
Отклонения от норм могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Поэтому их принято делить на два вида: позитивные или культурно одобряемые девиации – средства прогрессивного развития, повышения уровня организованности системы, устранения устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения (самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант) и негативные или культурно осуждаемые девиации - это явления, нарушающие функционирование системы и подрывающие подчас ее основы, которые прежде всего вызывают внимание, т.к. они угрожают стабильности общества (например, преступления, наркомания, алкоголизм, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм и. т.д.). Носителями позитивных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры и др. Образцами негативных девиаций можно считать революционеров, террористов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д. Все вышеперечисленное уже является предметом социологии девиантного поведения.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов.
По эффекту для группы или общества в целом выделяют: культурно одобряемые отклонения (самопожертвование, выдающаяся роль, достижения, альтруизм и др.) и культурно осуждаемые отклонения.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение может стать поворотным в жизни индивида: после этого появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой, иногда даже изоляция от нее. Постепенно этот человек может приобрести зависимость от других отклоняющихся преступных ассоциаций, которые постепенно отдаляют его от общества, прививая ему нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.