Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:30, лекция
Данная работа является лекцией по дисциплине "Социология"
1. Девиантное поведение: определение, основные понятия.
2. Основные подходы и теории причин девиантного поведения.
3. Виды и формы девиантного поведения.
4. Социальный контроль как способ саморегуляции системы: понятие, структура, методы и функции.
Существует более широкий взгляд на норму и девиацию. Его сторонники рассматривают общество как систему, стремящуюся одновременно к сохранению и изменению, причем нормы способствуют сохранению системы, девиации – ее изменению. Более того, при таком подходе девиантное поведение предстает как социальное явление, выражающееся в массовых формах человеческой жизнедеятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
2. Основные
подходы и теории причин
На протяжении 19-20 вв.
в научных кругах активно изучались
причины девиантного поведения.
Исследователи по-разному
Девиация в современной социологии изучается с использованием разных подходов: биологического, психологического, социологического и культурологического, что позволяет проанализировать все три составных фактора девиации. Причем, если два первых делают упор на личностных особенностях «нарушителей», то два последних акцентируют внимание прежде всего на социальных обстоятельствах.
Биологические концепции. Для этого подхода прежде всего характерны попытки найти соответствие между анатомическими, физиологическими характеристиками индивида и типом его поведения.
В 1897 году выступил в печати со своей теорией "прирожденного преступника" итальянский врача психиатр, криминалист, антрополог Ч. Ломброзо (1835-1909). Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. По его мнению, тип человека, склонного к преступлениям, - это результат деградации человека к более ранним стадиям человеческой эволюции, т.е. можно говорить о существовании «врожденного криминального типа» людей, представители которого характеризуются неким возвращением физического облика к ранним стадиям его эволюции (выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, пониженная чувствительность к боли и т.д.).
Американский психолог
и врач 20 в. У. Шелдон, развивая эту
теорию, предложил следующую
Дальнейшее развитие
биологическое направление
В целом же многочисленные контрольные исследования не подтверждают прямой зависимости биологических факторов и негативной девиации. Более того, в дальнейшем ученые отметили и обратную связь: биологические особенности могут в свою очередь влиять на психику человека.
Если рассматривать влияние собственно биологических факторов на возникновение преступного поведения, то речь может идти лишь о лицах, имеющих ярко выраженную патологию, деформирующую способность к объективному восприятию действительности, самоконтролю, самоанализу. Следовательно, врожденная патология биопсихологической системы личности является серьезной объективной предпосылкой формирования преступного поведения индивида.
Психологические концепции. Психоаналитическая теория мотивации поведения личности связана с именами З.Фрейда, А.Адлера и др. Об этой теории уже говорилось выше, однако для раскрытия данной темы вспомним некоторые основные моменты.
Зигмунд Фрейд строил
свою теорию мотивации поведения
человека на основе абсолютизации роли
сексуальных и агрессивных
Отличительная черта психоаналитической теории Фрейда заключается в том, что в представлении индивида события не всегда кажутся такими, какими они являются в реальности. Часто они представляются индивидам противоположными этой социальной реальности. Выявить истинные значения событий можно лишь в том случае, если обнаружить, каким образом трансформировались лежащие в их основе сексуальные и агрессивные потребности. Такая трансформация редко бывает полной, а иногда не наступает совсем, поэтому младенческие потребности (например, в агрессивности) принимают форму подсознательного - состояние, которое благоприятствует их фиксации. В этом случае можно говорить о так называемой патологической социализации личности. Представления, отодвинутые в подсознание, остаются неизменными и продолжают существование по своим собственным законам, воздействуя на наше сознание и, следовательно, поведение.
Фрейд и его последователи выдвинули ряд концепций, объясняющих, как подсознательные процессы проявляются в сознательном поведении; каким образом их трансформация или маскировка совмещается с сознательными устремлениями; как наиболее сознательные контролирующие системы личности предохраняют себя, защищаются от подсознательных процессов, усмиряют, направляют и ассимилируют их.
Психоаналитическая концепция Фрейда и его последователей представляла агрессивность как врожденное, присущее человеку качество, не снятое в процессе социализации и проявляющееся в виде веления Id ("Оно"), т.е. подсознательного, тогда как в Ego ("Я") должны реализоваться рациональные устремления.
Своими выводами психоаналитики подводят весьма основательную научную базу под значение процесса социализации для снятия естественной (врожденной) агрессивности человека, так как в некоторой неблагоприятной ситуации врожденная агрессивность может стать источником преступного поведения.
Согласно теории З. Фрейда,
у каждой личности под слоем активного
сознания находится область
Фрейд же ввел понятие – «преступники с чувством вины» - речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми, они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере поможет им.
Весьма многочисленными являются попытки объяснить причины негативной девиации некоторыми психологическими характеристиками и особенностями личности. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Так, ряд исследователей считают, что существует весьма высокая степень корреляции между отклоняющимся поведением и «умственными дефектами», «дегенерацией», «слабоумием», «психопатией». Другие пытаются выявить психические предрасположенности к отклонениям (например, экстраверты более склонны к насилию, интроверты – к самоубийству). Третьи представители этого направления делают акцент на личностных обстоятельствах индивида, способствующих последующей негативной девиации (психологические потрясения, особенно в детстве, душевной дискомфорт, стрессы и т.д.).
В целом, продуктивность психологического подхода в объяснении причин девиации очевидны, однако целый ряд мотивов и причин отклонений, прежде всего групповых, социальных, остается вне поля зрения исследователей.
Данные психиатрических
и криминологических
Психологические исследования показывают, что в ранних попытках самовыражения и формирования собственного "Я" не обладающий навыками социального поведения, невоспитанный и необученный ребенок прибегает ко лжи, хитрости, уверткам, гневу, ненависти, воровству, агрессии, насилию и другим формам асоциального поведения. Изменение поведения ребенка, связанное с утверждением социальных норм общежития, альтруизмом, воздержанностью от насилия как раз и является результатом воспитания, социализации, в процессе которой ребенок осознает, что получить одобрение взрослых можно лишь в том случае, если поведение будет соответствовать общепринятым социальным нормам.
Таким образом, можно утверждать, что формирование законопослушной личности связано с эффективностью процесса социализация и воспитания.
Однако односторонняя негативная оценка биологической концепции также весьма опасна. Исследования, проведенные российскими социологами и криминологами, в частности М.В. Лупандиным и В.Н. Кудрявцевым, доказывают, что умственная отсталость, имеющая, в том числе и наследственные истоки, характерна в тех или иных формах почти для одной трети лиц, совершивших различные, особенно связанные с насилием над личностью, преступления.
Социологические концепции.
Это направление главное
Изучение причин преступности
имеет своей основой
Точное и наименее
двусмысленное определение
Хотя Дюркгейму не удалось полностью обосновать понимание нормального, важно подчеркнуть сформулированный им принцип соответствия этого явления социальным условиям общественной жизни. Поэтому в условиях переходного периода, каким он считал современное общество, критерий нормального как общего неприменим. Во время бурных социальных перемен изменяются условия функционирования общества, следовательно, изменяются и следствия, т.е. нормальные или патологические социальные явления. Главная ценность социологической теории Дюркгейма состоит в том, что он представлял социальную среду (условия) как фактор, детерминирующий и нормальные и патологические явления.
Марксизм обнаруживает
причины возникновения девиации
в социально-экономическом
Наиболее видными
Э. Дюркгейм предложил для объяснения причин девиации теорию аномии. Он обратил внимание на кризисные состояния общества, периоды «социальной дезорганизации», когда нормы перестают соответствовать социальным реалиям, что, в свою очередь, вызывает аномию («безнормность») и резко увеличивает количество преступлений. Таким образом, по его мнению, причина девиации – это слабость и противоречивость социальных норм и ценностей. Он показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время радикальных социальных трансформаций, кризисов, в условиях дезорганизации общественной жизни жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Последние разрушаются или неясны, неубедительны или противоречивы и люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения. Хотя теория Дюркгейма подвергалась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиации до сих пор считается общепризнанной. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют.