Социальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:01, реферат

Описание работы

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы:
субъекты связи — два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия: «группа», «социум», «групповая динамика»,
«социальные роли»………………………………………………………………..5
2. Виды групп…………………………………………………………………….10
3. Фазы развития группы………………………………………………………..15
4. Классификация социальных ролей, причины их выбора…………………..19
5. Адаптация в группе…………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Социальные отношения - реферат.docx

— 70.43 Кб (Скачать)

В процессе развития социологии было предложено несколько типологий  феномена социальной роли. Т. Шибутани в зависимости от уровня социологического исследования (макро- или микроструктуры) предлагает различать два типа ролей:

  • конвенциональные (формальные) - шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в типовой ситуации (роли пассажира, покупателя, избирателя и т.п.), - требуемое поведение;
  • межличностные (неформальные) - допускают больше свобод поведения – ожидаемое поведение19.

Дж. Тибо и Г. Келли разделяют социальные роли на предписанные (внешне заданные шаблоны поведения, основанные на нормах) и достигнутые (шаблоны поведения, отражающие индивидуальные ценности). Р. Линтон среди множества социальных ролей выделяет активные (используемые в текущий момент) и латентные («ролевой арсенал» личности). Возможна классификация ролей по частоте использования: так называемые долговременные роли, усваиваемые личностью в процессе развития, и ситуативные, принимаемые под воздействием различных факторов ситуации.

Согласно представлениям Р. Шиндлера, можно выделить следующие типовые роли, занимаемые в группе:

  • лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги;
  • эксперт, имеющий нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки и способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально;
  • пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы;
  • самый «далекий» член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу. Противник - символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант20.

Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе:

  • лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, активный, надежный);
  • лидер по популярности (общительный, веселый, увлекательный, сердечный);
  • «черная овца» - человек для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный, влияние, которого сказывается на любом групповом решении21.

Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью. Если понятие  социальной роли описывает динамику поведения личности в той или иной ситуации, то социальный статус выявляет статику такого поведения. В рамках системного подхода социальный статус можно определить как структурное место индивида в определенной социальной системе. Так же как и роль, социальный статус может быть достигнутым или предписанным. Наиболее простым критерием, закладываемым в основу такого деления, выступают усилия индивида по достижению статуса: в первом случае они тратятся, во втором – нет. Однако с позиции системного подхода такой критерий оказывается недостаточным, так как результаты деления требуют дополнительной классификации.

Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать  индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень  четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком  как формально (например, в законодательном  акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой  отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому  каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. 

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и  ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

 

 

5. Адаптация в  группе

 

Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации22.

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид  или группа осознают, как они  должны вести себя в новой  для них социальной среде, но  еще не готовы признать и  принять систему ценностей новой  среды и стремятся придерживаться  прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид,  группа и новая среда проявляют  взаимную терпимость к системам  ценностей и образцам поведения  друг друга;

3) аккомодация, то есть признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, то есть полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды23.

Интенсивность адаптационных процессов  в обществе существенным образом  зависит от того, какую стадию в  своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов  адаптационные процессы приобретают  особую интенсивность и захватывают  практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного  развития, ускоряется и интенсивность  адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и  прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

Особое внимание общество через  систему институтов и целевых  программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны.

Следует различать адаптацию как  процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей24.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные  социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность процесса адаптации  может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация  и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают  такие характеристики предприятия, как его материально-техническая  оснащенность, тип и уровень организации  труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной  адаптации  влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.

Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую  адаптацию и адаптацию к условиям труда.

Профессиональная адаптация предусматривает  выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию  с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе25.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах  адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.

Информация о работе Социальные отношения