Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:01, реферат
Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы:
субъекты связи — два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия: «группа», «социум», «групповая динамика»,
«социальные роли»………………………………………………………………..5
2. Виды групп…………………………………………………………………….10
3. Фазы развития группы………………………………………………………..15
4. Классификация социальных ролей, причины их выбора…………………..19
5. Адаптация в группе…………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
В процессе развития социологии было предложено несколько типологий феномена социальной роли. Т. Шибутани в зависимости от уровня социологического исследования (макро- или микроструктуры) предлагает различать два типа ролей:
Дж. Тибо и Г. Келли разделяют социальные
роли на предписанные (внешне заданные шаблоны поведения,
основанные на нормах) и достигнутые (шаблоны поведения, отражающие индивидуальные
ценности). Р. Линтон среди множества социальных
ролей выделяет активные (используемые в текущий момент) и латентные («ролевой арсенал» личности). Возможна
классификация ролей по частоте использования:
так называемые долговременные роли
Согласно представлениям Р. Шиндлера, можно выделить следующие типовые роли, занимаемые в группе:
Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе:
Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью. Если понятие социальной роли описывает динамику поведения личности в той или иной ситуации, то социальный статус выявляет статику такого поведения. В рамках системного подхода социальный статус можно определить как структурное место индивида в определенной социальной системе. Так же как и роль, социальный статус может быть достигнутым или предписанным. Наиболее простым критерием, закладываемым в основу такого деления, выступают усилия индивида по достижению статуса: в первом случае они тратятся, во втором – нет. Однако с позиции системного подхода такой критерий оказывается недостаточным, так как результаты деления требуют дополнительной классификации.
Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
а) роль труженика;
б) роль собственника;
в) роль потребителя;
г) роль гражданина;
д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.
Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.
5. Адаптация в группе
Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации22.
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда индивид
или группа осознают, как они
должны вести себя в новой
для них социальной среде, но
еще не готовы признать и
принять систему ценностей
2) стадия терпимости, когда индивид,
группа и новая среда
3) аккомодация, то есть признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4) ассимиляция, то есть полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды23.
Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.
Помимо этого следует отметить,
что, по мере ускорения общественного
развития, ускоряется и интенсивность
адаптационных процессов в
В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.
Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны.
Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные - степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные - удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей24.
В качестве непосредственной социальной
среды могут выступать
Вся сложность процесса адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.
В процессе адаптации организация
и личность вступают во взаимодействие
как сложные системы. Так, например,
на успешность адаптационного процесса
существенное влияние оказывают
такие характеристики предприятия,
как его материально-
Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.
Социальная адаптация на предприятии
представляет собой единство нескольких
адаптационных процессов. В литературе
чаще всего выделяют следующие из них:
профессиональную адаптацию, со
Профессиональная адаптация
Социально-психологическая адап
Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.
Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.