Социальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:01, реферат

Описание работы

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы:
субъекты связи — два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия: «группа», «социум», «групповая динамика»,
«социальные роли»………………………………………………………………..5
2. Виды групп…………………………………………………………………….10
3. Фазы развития группы………………………………………………………..15
4. Классификация социальных ролей, причины их выбора…………………..19
5. Адаптация в группе…………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Социальные отношения - реферат.docx

— 70.43 Кб (Скачать)

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов11.

Целесообразность исследования групп очевидна, так как они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых  групп могут быть приближены к  реальным жизненным условиям двумя  разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих  все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций  условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в «жизненных» (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях  малых групп соблюдается общепсихологический  принцип подбора испытуемых: они  должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно  сложнее и требует особого  рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти «большие» группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие «группы», сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы, протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне коллективного поведения12.

Точно также малые группы могут  быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью  в полном смысле этого слова, и коллективы, то есть группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся».

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры  группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и  соответственно структура отношений  в ней носят более сложный  характер. Например, в старших классах  школы нередко можно встретить  объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения  школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая  группа. Их внимательное изучение может  дать очень много полезной информации для понимания более сложной  системы взаимоотношений, имеющихся  в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших  групп, в которые входят малые:

  • социальные классы;
  • различные этнические группы;
  • профессиональные группы;
  • возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.)13.

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или  производственная бригада. Иными словами, мы сразу «задаем» некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. «Соединение» процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

 

 

3. Фазы развития  группы

 

Выделяют следующие стадии развития группы: стадия формирования, стадия психологической напряженности; стадия нормализации; стадия деятельности.

1. Стадия формирования. Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе. Это–стадия перехода индивида от состояния независимого лица к статусу члена группы. Члены группы испытывают такие чувства как волнение, нетерпение, оптимизм, подозрение, опасение и беспокойство относительно будущей работы и способов взаимодействия с другими членами группы. Они делают первоначальные, пробные шаги приспособления к группе, пытаются определить задачу и решить, как она будет выполнена; пытаются определить, как вести себя в группе и как следует иметь дело с проблемами группы; решают, какая информация нужна и как она должна быть собрана. Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности, они заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных вещей, абстрактных концепций и проблем, признаков или вопросов, не имеющих отношения к задаче. Идет «светский разговор», фасадное общение, отказ от личностного самовыражения14.

2. Стадия психологической напряженности – стадия бурления, шторминга. Шторминг – вероятно, наиболее трудная стадия для команды. Это похоже на то, как будто члены группы сделали прыжок в воду и, думая, что они тонут, начинают метаться. Они понимают, что задача более трудная, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фанатичными. На стадии шторминга для членов группы характерно:

  • сопротивление выполнению задачи и новым подходам к совершенствованию качества (отличным от тех, которые каждый индивидуальный член находит удобным для использования);
  • резкие колебания отношения к членам команды и к успеху проекта;
  • продолжение обсуждения проблем среди членов группы, даже когда они договариваются о конкретном результате;
  • оборонительность и соревновательность;
  • разбивка на фракции и выбор союзников;
  • борьба за лидерство;
  • установление нереалистичных целей;
  • восприятие «иерархии»;
  • отсутствие единства, повышенная напряженность и ревность15.                                         

 

 Многие члены команды испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга.

3. Стадия нормализации. Во время этой стадии члены группы определяют уровень лояльности и распределяют обязанности. Они принимают группу, ее основные правила, или «нормы», роли в группе и индивидуальные особенности членов группы. Эмоциональный конфликт снижен, первоначально конкурентные отношения замещаются на более сотрудничающие. Другими словами, поскольку члены команды понимают, что они не собираются тонуть, они прекращают метаться и начинают помогать друг другу находиться на плаву.

Стадия нормализации характеризуется  следующими факторами:

  • принятие членства в группе;
  • появление новой способности – конструктивного выражения критики;
  • взаимопомощь и направленность на выполнение работы;
  • попытка достичь гармонии, избегая конфликта;
  • более дружелюбное, доверительное отношение друг к другу, люди делятся личными проблемами;
  • ощущение принадлежности к группе, совместимости, общего духа и общих целей;
  • установление и поддержание основных правил и «норм» группы.

Поскольку члены команды  начинают учитывать свои различия, у них теперь имеется больше времени  и энергии на проект, общее дело. Таким образом, они способны к  существенному продвижению вперед.

4. Стадия деятельности. На этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать – проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения.

Эта стадия деятельности характеризуется  следующими данными:

  • члены группы понимают личностные и групповые процессы, сильные и слабые стороны друг друга;
  • конструктивное самоизменение;
  • удовлетворение продвижением группы;
  • работа с проблемами, способность предвидеть и предотвращать проблемы;
  • группа важна для ее членов;
  • члены группы близко воспринимают все ее проблемы16.

Теперь группа действительно  становится эффективной единицей и  начинает производительно работать.

Продолжительность и интенсивность  этих стадий изменяется от группы к  группе. Иногда четвертая стадия достигается за одну или две встречи, в другом случае на это могут потребоваться месяцы и годы.

 

 

4. Классификация  социальных ролей, причины их  выбора

 

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.  С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.  Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т.п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая  иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.  Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной  для данного общества17.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается  подобная тенденция к утрате этого  равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно  легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать  действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Понятие социальной роли было введено  Дж. Мидом. Термин был заимствован из сферы театра или обыденной жизни, где он использовался как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения. М. Дойч и Р. Краусс в результате анализа различных ролевых концепций выделили три аспекта ролевого поведения:

  • роль как существующая в обществе система ожиданий поведения человека, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими людьми;
  • роль как система ожиданий по отношению к себе человека, занимающего определенное положение, его представления о модели собственного поведения во взаимодействии с другими людьми;
  • роль как открытое, наблюдаемое поведение человека, занимающего определенное положение18.

Основой формирования ролей являются социальные нормы - принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта - группа пытается подчинить его правилам, а потом исключает. Ролевое поведение помимо норм может руководствоваться ценностями, задающими конечные цели, к которым стремится индивид.

Каждая роль требует своего технического освоения и  осмысления. Техническая освоенность роли определяется знанием ее аспектов (представлением о правах и обязанностях, связанных с ролью) и умением выполнять данную роль. Осмысление роли связано со знанием о местах ее применимости (группы, в которых данная роль востребована) и оценкой этой роли субъектом и группой. Роль значима для индивида, если она востребована в референтной группе.

Информация о работе Социальные отношения