Социальные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации – родильном доме, покинув его, мы попадаем в другие организации – детский сад, начальную и среднюю школу, каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них, имеем дело с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнуться с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
2. Понятие «социальные организации». Основные черты соци­альной организации…………………………………………………………………………. 4
3. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации………………………………………………………….. 12
4. Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Социолог А. Этциони классифицирует организации, опираясь на эти причины и выделяет три основных типа: добровольные, принуди­тельные и утилитарные. Добровольные — это ассоциации, в которые можно свободно войти и покинуть их (например: добровольные клубы и общества, детские лагеря, политические объединения). Принудительные организации — членами их люди становятся против своей воли (например: психиатрические лечебницы, призыв на служ­бу в вооруженные силы и др.). Здесь их лишают устоявшихся ролей и привычек и формируют новые. Утилитарные — это организации, создаваемые для выполнения жизненно важных задач повседневной жизни (например: промышленные предприятия, частные фирмы, университеты, агентства, правительственные учреждения).
Укажите, являетесь ли вы членом каких-либо формальных орга­низаций. Используя типологию организаций А. Этциони, опреде­лите, какие из этих организаций являются для вас принудительны­ми, добровольными, утилитарными……………………………………………………………………... 23
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

3.                  Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели-системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступают желания любой ценой сохранить организацию, невзирая на выполнение ею заданий или удовлетворение коллективных целей участников. Такое явление нередко наблюдается при крайних степенях проявления бюрократии, когда организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность.

Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми, целями. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы и др.  Основные цели разделяются на более мелкие, те, в свою очередь, на еще более мелкие и т.д. Такое дробление целей должно соответствовать разделению организации на уровни (отделы, сектора, лаборатории, цехи, участки и т.п.), где каждое подразделение должно иметь набор производных целей, выполнение которых служит выполнению основных или базовых целей.

3.Члены организации, или участники, - важная  составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют  собой персонал, который взаимодействуют друг с другом                      в соответствии с нормативной и поведенческой структурой. Обладая различными способностями и потенциалом, участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структуры, т.е. все социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей и потенциала участников с социальной структурой,        в результате чего возможны объединение усилий и достижение организационного эффекта

4. Технология. Организация, с точки зрения технологии, - это место, где производится определенного вида работа, в которой энергия участников применяется для трансформации материалов  или информации. Понятию «технология» приписывают обычно три значения. Во – первых, технология часто представляется как система физических объектов, составляющих организацию. Во – вторых, технология понимается в узком, «механическом» смысле. Автомобиль и радиоприемник различаются при этом  только тем, что к ним по – разному приложена человеческая энергия – для их изготовления совершаются разные действия. В таком понимании технология – это физические объекты, соединенные с человеческой активностью. В – третьих, термин «технология» используется для обозначения совокупности знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации. Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать средства, преобразовывать их и реализовывать. Технология в таком понимании – это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.

Наиболее практически важным свойством организаций является прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников, который они обеспечивают. Это явление названо синергией. Причем в организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется           в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов. Координация, одновременность усилий этих субъектов дает прирост энергии: элементы организации, включенные в ее систему, приобретают новое качество,  превращаясь в частично специализированные, выполняющие более узкие функции, однонаправленные элементы, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия концентрируется на одной цели – управляющая подсистема координирует действия людей. Именно в этом состоит одна из причин столь частого обращения человечества к организационным формам.

Таким образом, определяющим признаком организации является направленность на достижение цели; цель же может быть достигнута только при наличии иерархии и управления.

 

 

2. Классификация и функционирование организаций. Бюрократия как тип социальной организации.

 

Потребность в типологии  организаций возникает тогда, когда накопление исследовательских данных и представлений делает необходимым построение единой картины социального феномена по возможности в наиболее широких масштабах и разнообразных проявлениях.

Социологи – специалисты дают типологию социальных организаций, используя разные подходы и методы. Наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм [1].

Формальная организация возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов – должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель - подчиненные.

Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами  внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.

Неформальные организации появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальные организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких – либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Ее структура и отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Если под организациями подразумевать первичные образования, на нижнем уровне общества, то в обществе можно выделить следующие типы организаций [3].

Деловые организации (предприятия, учреждения и т.д.). Создаются отдельными коллективными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т.д. Они могут быть государственными, муниципальными, частными (акционерными, индивидуальными). Участие                в них, то есть выполняемая там работа, дает доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности.

Союзные (общественные) организации. Их цели вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых. Членство               в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников.

Но в обществе возникают организационные образования и другого рода, не собственно организации, а имеющие многие признаки последних. Это ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная группа.             В них  заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительное устойчивое распределение участников  (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляет спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Однако степень их формализации незначительна. Более важное отличие от организаций первых двух типов содержится в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, то есть одного участника служит средством достижения цели другого. Сходными организационными признаками  обладает и такой тип общности, как поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой – то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.

Итак, определены четыре типа организационных образований в обществе, два из которых – собственно организации, два других – пограничные формы, то есть полуорганизации, во многих своих чертах родственные первым. Все они есть разновидности целевой общности, сопоставимые по ряду параметров, ключевым среди которых следует считать характер общей цели, точнее – соотношение ее с индивидуальными целями. Такое понимание явления организации дает новые возможности для выведения универсальных закономерностей построения и функционирования разных социальных объектов, распространения принципов организационного анализа на общественную жизнь.

Очевидно, что все эти организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой. На территории большинства поселений находятся деловые организации, в последних немало различных союзных и ассоциативных организаций, многие союзные организации имеют административный аппарат, предприятия и т.д. Иногда оказывается эффективным их слияние, когда, например, исследовательский институт создается на базе научной школы или персонал отдаленной метеорологической станции формируется из членов одной семьи. В других же случаях подобные сочетания считаются вредными, дезорганизующими.

Рассмотрим подробнее типологию деловых и союзных организаций [3].

Эмпирическая типология первичных деловых организаций выделяет среди них два типа: предприятия, занятые в производстве и распределении  материальных ценностей и услуг, и учреждения, занятые в сфере умственного труда. Соответственно к первой группе относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второй – образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные.

С точки зрения актуальной проблемы «личность – общество» деловые организации можно разбить на две основные группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое). В первую группу попадают организации, производящие материальные предметы потребления (одежду, питание, жилища, предметный мир), обеспечивающие рекреацию (отдых, лечение), поставляющие духовные ценности; во вторую – организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление (центральные звенья надорганизации). Выделяется также  промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), которая в той или иной степени работает на обе функции.

Таким образом, типологию деловых организаций можно строить и на множестве  других проблемных основаниях (степень стандартизации поведения, демографический  состав персонала, материально – техническая база, соотношений с партнером и т.д.).

Союзные организации являются важной формой общественной самодеятельности и массового самоуправления. Участие в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации и т.п.

В такой типологии организаций преобладают эмпирические подходы, согласно которым они делятся на категории. Имеются типологии по типу членства: только индивидуальное, только коллективное (Общество дружбы                   с зарубежными странами), смешанное (научные общества), без членства и по специализации.

В качестве примера содержательной типологии, в частности по выдвигаемым целям, можно предложить разделение союзных организаций на два основных типа: ориентированные вовне себя, на дела общества, и ориентированные преимущественно на потребности, интересы своих членов.

О роли организаций первой группы имеется немало исследований, вторая – нуждается в определенной характеристике. Эти организации выражают особые гражданские побуждения, распространенные в некоторых слоях массового сознания. Количественные признаки и целевая направленность подобных организаций могут быть важным показателем структуры ценностных ориентаций в обществе, его морального состояния.

Третья группа организаций этого типа представлена организациями, ориентирующимися на создание новых ценностей: техники, знания, искусства. В них решение важных социальных задач сочетается с удовлетворением индивидуальных профессионально – творческих интересов. Среди них довольно многочисленные по составу организации, например изобретатели, артисты, художники, литераторы. Деятельность таких организаций, безусловно, характеризует инновационный потенциал общества.

Корпоративные интересы организационных или  массовых групп выражают профсоюзы и союзы предпринимателей.

К другому типу союзных организаций принадлежат организации взаимопомощи как с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухонемых), так и для улучшения материального  положения своих членов (жилкооперативы и т.п.), любительские организации клубного характера, удовлетворяющие непрофессиональные интересы и увлечения их участников (общества коллекционеров, спортсменов  и др.).

Предложенные схемы не есть законченные классификации организаций, они открыты дополнениям и развитию.

Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу [5]. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организация целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.

Информация о работе Социальные организации