Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:07, реферат
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.
Введение
Социальные общности
Особенности социальных общностей
Социальные связи
Социальное взаимодействие
Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
Основные виды социальных общностей
Причины дезорганизации социальных общностей
Социальные институты
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
Дисфункция института семьи
Признаки социальных институтов
Институт семьи
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
Институт образования
Признаки института образования
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
Институт политики
Социальная политика
Принципы социальной политики
Институт религии
Функции церкви в обществе
Церковь как социальный институт
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение
Библиография
Религия
и церковь выполняют
Религия
и церковь обеспечивают общение,
осуществляют коммуникативную функцию.
Религиозное сознание предписывает
два плана общения: верующих друг
с другом; верующих с Богом.
Религия
и церковь, являясь составной
частью культуры, выполняют
3. Роль
церкви в обществе
Религия
и церковь выполняют ряд
Церковь
оказывает на экономические отношения
и другие сферы общественной жизни
обратное влияние. Она санкционирует определенные
взгляды, деятельность, отношения, институты,
придает им “ореол святости” или объявляет
“нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими
во зле”, “греховными”, противоречащими
“закону”, “Слову Божию”. Религиозный
фактор влияет на экономику, политику,
государство, межнациональные отношения,
семью, на область культуры через деятельность
верующих индивидов, групп, организаций
в этих областях. Происходит “наложение”
религиозных отношений на другие общественные
отношения.
Степень
влияния церкви связана с ее местом
в обществе, а это место не является
раз и навсегда данным, оно изменяется
в контексте процессов
Сторонники
теории конфликта утверждают, что
религия укрепляет положение
господствующих групп общества, угнетающих
менее влиятельные группы. Это
осуществляется с помощью верований,
предлагающих низшим классам надежду
на лучшую жизнь в ином мире. Это
отвлекает их внимание от проблем
этого мира. Как мы знаем, согласно
христианскому учению, бедность считается
добродетелью. Кроме того, христиане
считают грехом гнев и агрессивность.
убедительное
объяснение религии с точки зрения
теории конфликта предложено Карлом
Марксом; он считал религию орудием
классового господства. Подобно Фрейду,
Маркс считал религию иллюзией, мифом,
приносящим утешение, когда жизнь уверенности
не вселяет. Маркс полагал, что религия
маскирует не только страх и тревоги, но
и несправедливость эксплуатации при
классовой системе. [6, с.474] Функционалисты
стремятся выяснить, каким социальным
целям служит религия; сторонники теории
конфликта анализируют, каким образом
религия упрочивает классовую систему,
разрушает ее или одновременно способствует
тому и другому.
религиях
представлены и самые различные культуры.
Переплетаются, порой причудливо, компоненты
общечеловеческие, формационные, классовые,
этнические, партикулярные, глобальные
и локальные. В конкретных ситуациях могут
актуализироваться, выступать на передний
план те или другие; религиозные лидеры,
группы, мыслители могут далеко не одинаково
выражать указанные тенденции. Все это
находит выражение и в социально-политических
ориентациях — история показывает, что
в религиозных организациях (церкви) были
и есть разные позиции: прогрессивная,
консервативная, регрессивная. Причем
какая-то конкретная группа и ее представители
не всегда жестко “закреплены” за какой-то
из них, могут менять ориентацию, переходить
от одной к другой.
С точки
зрения истории и социологии, церковь
связана с миром сложными, неоднозначными,
иногда парадоксальными отношениями.
С одной стороны она
Заключение.
Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива, звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.
Литература:
1. Основы
религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова
- М.: Высш. шк., 1994.- 368с.
2. Полосин
В. Население России и вера в иное //“НГ-
Религии” №2, февраль 1998г.
3. Радугин
А.А., Радугин К.А. Социология: Курс
лекций - М.: Центр, 1997.- 160с.
4. Смелзер
Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс,
1994.- 688с.
5. Социология:
Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск:
ТетраСистемс, 1998.- 560с.
6. “Социология”
Москва издательство “Мысль”
1990 год.
7. Ленин
В. И. Полное собрание
8. Агеев
В.С. Межгрупповое
9. Ашин
Г. Смена элит. // Общественные науки и современность.
1995. - № 1.- с.40-50.
10. Бергер
П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. Трактат по социологии знания.
- М.: Изд-во “Медиум”. - 1995. – 322 с.
11. Осипов
Г.В. Институциональная
12. Ушакин
С.А. Университеты и власть. // Общественные
науки и современность. 1999. - № 2. - с55-65.
13. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. - М.: Радио и связь. - 1982. - 152 с.