Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:07, реферат
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.
Введение
Социальные общности
Особенности социальных общностей
Социальные связи
Социальное взаимодействие
Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
Основные виды социальных общностей
Причины дезорганизации социальных общностей
Социальные институты
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
Дисфункция института семьи
Признаки социальных институтов
Институт семьи
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
Институт образования
Признаки института образования
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
Институт политики
Социальная политика
Принципы социальной политики
Институт религии
Функции церкви в обществе
Церковь как социальный институт
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение
Библиография
Социальная
практика показывает, что для человеческого
общества необходимо закрепить некоторые
типы социальных отношений, сделать
их обязательными.
Социальные
институты - столпы общества, символы
порядка и организованности.
Основных
социальных институтов в обществе пять.
Они удовлетворяют
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Потребности в воспроизводстве рода 1. Институт семьи и брака
2. Потребности в безопасности и социальном порядке 2. Политические институты
3. Потребности
в добывании средств
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. 4. Институты образования
5. Потребности
в решении духовных проблем,
смысла жизни 5. Институт религии
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
НЕОСНОВНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Институт
семьи и брака содержит институты
отцовства и материнства, родовой
мести, побратимства, наследования, имя
наречения и другие.
Институт
политики содержит институты президентства,
монархии, парламента, судов, правоохранительных
органов и др.
Институт
экономики содержит институты рынка,
торговли, банковского дела, маркетинга
и др.
Институт
образования содержит институты
науки, музеев, спорта, театров, библиотечного
дела и др.
Институт
религии содержит институт папства,
целибата (безбрачия) в католичестве,
крещения, исповеди, инквизиции, монашества
и др.
Институционализация
- это процесс закрепления
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Процесс
образования социального
ЭТАПЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Возникновение
потребности, формирование общих целей
Стихийное
появление социальных норм и правил
(методом проб и ошибок)
Практическое
применение, принятие этих норм и правил
Установление
санкций для поддержания норм
и правил, создание системы статусов
и ролей для всех членов института
Дисфункция
социального института - падение
его престижа и авторитета в обществе
в результате неэффективного его
функционирования, плохого удовлетворения
социальных потребностей.
ДИСФУНКЦИЯ
ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
сокращение
числа браков
40% браков
распадается
20% семей
являются неполными (чаще без
отца)
число
умерших на 10% превышает число родившихся
Россия
на 50-м месте в мире по средней
продолжительности жизни (63 года - мужчины,
74 года - женщины)
высокая
детская смертность (1.8% младенцев
умирают)
Признаки
социальных институтов
Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля.
Признаки основных социальных институтовИНСТИТУТЫ СИМВОЛЫ ОСНОВНЫЕ РОЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ
ИНСТИТУТ СЕМЬИ кольца, обручение, контракт отец, мать, ребенок дом, квартира, мебель семейные запреты и допущения
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ флаг, гимн, герб законодатель, судья, избиратель общественные здания конституция, законы
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ фабричная марка, деньги работодатель, покупатель, продавец фабрика, офис, магазин контракты, лицензии
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ диплом, степень учитель, ученик школа, библиотека, стадион правила учащихся
ИНСТИТУТ
РЕЛИГИИ крест, алтарь, библия пастор,
прихожанин собор, церковь вера, заповеди,
посты
Некоторые
институты в обществе могут не
обладать полным набором признаков.
Это означает, что институт несовершенен,
полностью не развился или находится
в упадке.
Если
большинство институтов недостаточно
развиты, значит, общество находится
в упадке либо на начальных стадиях
культурного развития.
Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.
ИНСТИТУТ
СЕМЬИ
В большинстве
примитивных обществ семья - это
единственный реально функционирующий
институт. Например, среди современных
племен Центральной Африки, многих
народов Севера мы не увидим даже намека
на другие социальные институты. Все
вопросы распределения власти, продуктов
и других ценных ресурсов решаются
семейно или на советах нескольких
семей. При переходе к более сложным
культурам начинают выделяться остальные
социальные институты.
Следовательно, семья - основа всех социальных институтов.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
СЕМЬИ
На заре
истории в человеческом стаде
господствовал промискуитет (беспорядочные
половые отношения). Он грозил человеческому
роду генетическим вырождением. Постепенно
их стали ограничивать запретами.
Первый
запрет - запрет кровосмешения (половых
отношений между кровными родственниками).
Так появился первый в истории
вид социальных норм.
Передаваясь
из поколения в поколение, нормы
семейного поведения стали
Так возник институт семьи.
ФУНКЦИИ
СЕМЬИ
Репродуктивная
- биологическое воспроизводство населения.
Воспитательная
- социализация молодого поколения.
Экономическая
- экономическая поддержка
Эмоциональная
- психологическая защита, эмоциональная
поддержка.
Статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи и другие функции.
ТИПЫ
СЕМЕЙ
По структуре
нуклеарная
семья, или супружеская (лат. "нуклеа"
- ядро) - муж, жена и их дети
родственная
семья, или расширенная, сложная - клан
родственников вместе с их супругами
и детьми.
По форме
брака (Брак - это социально одобренные
образцы поведения, с помощью
которых создается семья)
моногамия
(греч. monos - один) - брак одного мужчины
с одной женщиной (в одно время)
полигамия
(греч. poly - много) - более одного партнера
в супружестве.
Формы
полигамии
групповой
брак - несколько мужчин и несколько
женщин находятся одновременно между
собой в брачных отношениях (например,
на Маркизских островах)
полиандрия
- многомужество (например, в некоторых
племенах Южной Индии и Тибета)
полигиния-
многоженство (например, в мусульманских
странах)
По распределению
ролей
Традиционная
(или патриархальная)
под одной
крышей существуют как минимум три
поколения
роль
лидера отводится старшему мужчине
женщина
экономически зависима от супруга
четко
разделены мужские и женские
обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка)
Неотрадиционная
(или эксплуататорская)
роль
лидера отводится мужчине
женщина
наравне с мужчиной принимает
участие в общественном труде
за женщиной
сохраняется "исключительное право"
на домашний труд.
Эгалитарная
(фр. egalite - равенство).
справедливое,
пропорциональное разделение домашних
обязанностей между членами семьи,
взаимозаменяемость супругов в решении
бытовых проблем
совместное
обсуждение проблем и принятие решений
эмоциональная
насыщенность отношений
ИНСТИТУТ
ОБРАЗОВАНИЯ
Признаками
института образования
установки
и образцы поведения - любовь к
знаниям, посещаемость
символические
культурные признаки - школьная эмблема,
школьные песни
утилитарные
культурные черты - классы, библиотеки,
стадионы
кодекс
устный и письменный - правили учащихся
идеология
- академическая свобода, прогрессивное
образование, равенство при обучении
Образование
представляет собой социальную подсистему,
имеющую свою структуру. В качестве
ее основных элементов можно выделить
учебно-воспитательные учреждения как
социальные организации, социальные общности
(педагоги и учащиеся), учебный процесс
кок вид социокультурной деятельности.
Основные
виды образования
Система
образования структурирована и
по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного
Что касается
дошкольного образования, то социология
исходит из того, что основы воспитанности
человека, его трудолюбия, многие другие
нравственные качества закладываются
еще в раннем детстве.
В целом
значение дошкольного воспитания недооценивается.
Слишком часто упускается из виду,
что это чрезвычайно важная ступень
в жизни человека, на которой закладывается
первооснова личностных качеств
человека. И суть не в количественных
показателях “охвата” детей или
удовлетворения желаний родителей.
Детские сады, ясли, комбинаты - не просто
средство “присмотра” за детьми, здесь
происходит их умственное, нравственное
и физическое развитие. С переходом
к обучению детей с 6 лет детские
сады столкнулись с новыми для
себя проблемами - организацией деятельности
подготовительных групп, чтобы дети
могли нормально входить в
школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки
зрения социологии особую значимость
приобретает анализ ориентированности
общества на поддержку дошкольных форм
образования, на готовность родителей
прибегать к их помощи для подготовки
детей к труду и рациональной
организации своей общественной
и личной жизни. Для познания специфики
этой формы образования особо
значима позиция и ценностные
ориентации тех людей, которые занимаются
с детьми - воспитателей, обслуживающего
персонала, - а также их готовности,
понимания и стремления выполнить
возлагаемые на них обязанности
и надежды.
В отличие
от дошкольного образования и
воспитания, которое охватывает не
каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах
находился только каждый второй ребенок),
средняя общеобразовательная