Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:07, реферат

Описание работы

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Содержание

Введение

Социальные общности

Особенности социальных общностей

Социальные связи

Социальное взаимодействие

Социальные отношения, социальная структура и социальные системы

Основные виды социальных общностей

Причины дезорганизации социальных общностей

Социальные институты

Общие признаки социального института

Основные социальные институты

Неосновные социальные институты

Институционализация

Дисфункция института семьи

Признаки социальных институтов

Институт семьи

Институционализация семьи

Функции семьи

Типы семей

Институт образования

Признаки института образования

Основные виды образования

Социальные функции системы образования

Институт политики

Социальная политика

Принципы социальной политики

Институт религии

Функции церкви в обществе

Церковь как социальный институт

Функции церкви как социального института

Роль церкви в обществе

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ социология.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

Игнорируется  обратная связь - “ производство - человек”. Производство нацелен в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“ кто не работает тот не ест”, имеется в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотальным контролем за населением за населением.  

При этом занятость характеризовалась большими диспропорциями: рядом с излишком рабочей силы в одних сферах и  видах деятельности существует колоссальный дефицит рабочих кадров в других (на 100 верстаков, которые работают в  одну смену, приходится 60 работников, пятая  часть машин простаивает в  автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок, механизаторов  и строителей).  

Поэтому во второй половине 80-х годов была определена и получила официальное  одобрение концепция эффективной  занятости. Это не поголовная, а социально  ориентированная занятость, основными  компонентами которой являются: сокращение (ликвидация в будущем)тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму с администрацией, что предусматривает возможность ведения переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы собственности (гос. предприятие, частное, кооперативное, коллективное, общественное и т. п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.  

Социальная  политика - это комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.  

Основными принципами проведения социальной политики являются:  

1) защита  уровня жизни путем введения  разных форм компенсации при  повышении цен и проведение  индексации;  

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;  

3) выдача  помощи на случай безработицы;  

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы для работающих;  

5) развитие  образования, охрана здоровья, окружающей  среды в основном за счет  государства;  

6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.  

ИНСТИТУТ  РЕЛИГИИ 

Религия является необходимым составным  элементом общественной жизни, в  том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложную централизованную и иерархическую  систему — церковь. Церковь, как  общественно-историческое образование  — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может  и должна быть подвергнута анализу  с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений  социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные  феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются  Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил  традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований  и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как  определенный мотив социального  действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.  

Социология  религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или  иных положений вероучения, религиозных  догм, о степени адекватности отражения  религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается  социологией как социальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором  социального поведения личности, группы, общества. Социология религии  исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния  религии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержание в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и  развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.  

В современной  социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных  феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне церковь  рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне изучается религиозность  отдельных личностей, различных  социально-демографических групп, нормы  и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение церкви в качестве специфического социального института. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.  

История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить  многие устоявшиеся взгляды на место  и роль ее в жизни общества.  

Функции церкви в обществе  

1. Церковь  как социальный институт  

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через  ее институты — церковь, религиозные  организации, объединения верующих.  

Важным  элементом религиозного комплекса  является церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных  признаков. Прежде всего, это наличие  профессионального духовенства, которое  формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с  первых веков своего существования  построила свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь  выступает и как юридическое  лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую  основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко  разработанной догматики и детализированного  культа.  

Внутренняя  структура такого института представляет собой организационно оформленное  взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием  социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются  управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением  и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной  деятельности и отношений, контролем  поведения, включающего в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая  подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.  

Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества.  

Формирование  института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых  систем. Христианская церковь как  социальный институт оформляется в  Римской империи во II-V вв. новой  эры. Становление христианской церкви как социального института следует  рассматривать как взаимосвязь  друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.  

2.Функции  церкви как социального института  

В функционировании религии и церкви, выступающей  в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.  

Свод  морально-этических правил — это  представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или  норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом  Завете.  

Социология  религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые  выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель  социальной антропологии Б. Малиновский  связывал существование религиозной  веры с потребностью людей в обретении  смысла жизни, с их тревогой о своей  судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.  

Основатель  психоанализа З. Фрейд считал, что  главная функция религии связана  с тем чувством психологической  защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок  пытается найти защиту от своей беспомощности  у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.  

Согласно  Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет  ее, концентрирует внимание и надежды  людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие  ценности и нормы, выполняя, таким  образом, функцию объединения или  интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии  наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует  кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым  они приобщаются к святому  духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению  господствующих в нем норм.  

Если  суммировать приведенные точки  зрения, то становится ясно, что важнейшей  является регулятивная функция религии  и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью  свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.  

Наряду  с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:  

мировоззренческая — религия организует систему  мировоззрения человека, определяет его понимание мира;  

компенсаторная  — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической  защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних  обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;  

интегрирующая — заключается в способности  религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных  ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.  

Реализуя  эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного  сознания, религия и церковь тем  самым выступают одной из форм самоорганизации социума.  

Мировоззренческую функцию религия и церковь  реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.  

Информация о работе Социальные институты