Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:07, реферат

Описание работы

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Содержание

Введение

Социальные общности

Особенности социальных общностей

Социальные связи

Социальное взаимодействие

Социальные отношения, социальная структура и социальные системы

Основные виды социальных общностей

Причины дезорганизации социальных общностей

Социальные институты

Общие признаки социального института

Основные социальные институты

Неосновные социальные институты

Институционализация

Дисфункция института семьи

Признаки социальных институтов

Институт семьи

Институционализация семьи

Функции семьи

Типы семей

Институт образования

Признаки института образования

Основные виды образования

Социальные функции системы образования

Институт политики

Социальная политика

Принципы социальной политики

Институт религии

Функции церкви в обществе

Церковь как социальный институт

Функции церкви как социального института

Роль церкви в обществе

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ социология.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

Но и  в этой ситуации социология образования  по-прежнему нацелена на изучение ценностей  общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем  социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.  

Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое  образование прошло сложный и  извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.  

Вместе  с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы  на получение высшего, а затем  средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление  социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.  

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и  исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой  устойчивость профессиональных интересов  молодых людей. По исследованиям  социологов до 60% выпускников вузов  меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения 

Социальные  функции системы образования 

Ранее говорилось о том, что образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью  общества. Если различные сферы и  отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования “производит” самого человека, воздействуя на его  интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.  

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в “трудовой ресурс”. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в “подготовке к жизни”, а под “жизнью” на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего “работник”. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что “незаменимых людей нет”. В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.  

Рассматривая  гуманистическую функцию, следует  сказать о том, что это понятие  наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением “перевернутой пирамиды”. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).  

Формирование  образовательных общностей, связанных  включенностью в образовательные  процессы и ценностным отношением к  образованию, и их воспроизводство.  

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности  общества.  

По мере того, как в обществе все большее  количество достижимых статусов обусловлено  образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно  становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.  

Социальная  селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование  этого - уровень способностей, для  выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит  от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и  культурных особенностей микросреды первичной  социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными  типами, тем меньше внимания от учителя  получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена  социальным положением его родителей.  

Воспроизводство тех социальных классов, групп и  слоев, принадлежность к которым  обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как  правило, сертификатами установленных  образцов и является условием занятия  соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).  

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В  выполнении этой функции образование  и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье. 

институт Политики 
 

Наиболее  масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает  фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы  экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений  его деятельности является регулирование  занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального  дохода.  

Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения  социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.  

Неоклассики рассматривали рынок труда как  равноценный, где опыт и предложение  уравниваются при помощи колебаний  уровня заработной платы, а безработица  выступает смягчающее, то есть вызванное  природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В  двадцатом столетии оказалось, что  невозможно отдавать рынок труда  на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами  развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:  

1) развитие  НТР и повышение роли человека  в общественном производстве;  

2) обеспечение  общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство  рабочей силы;  

3) обеспечение  предпринимательства необходимыми  кадрами;  

4) необходимость  компромиссности и смягчения социальных конфликтов;  

5) способствование  развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;  

6) влияние  идей и конкретных социальных  достижений (отсутствие явной безработицы  - прежде всего) капитализма;  

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.  

Возникает вопрос, возможна ли безработица в  нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.  

Реальные  и потенциальные масштабы безработицы  в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда  трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.  

Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.  

Полная  занятость превратилась в нашем  обществе в поголовную занятость  маломобильной рабочей силы, которая привыкла получать низкую заработную плату не за труд, а за рабочее место. Значительная часть работников и сейчас занята неквалифицированным рабочим трудом в сфере производства. Эта модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую силу с неразвитыми современными потребностями и большим количеством бесплатных социальных услуг достаточно низкого качества.  

Информация о работе Социальные институты