Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:56, лекция

Описание работы

Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, связан, прежде всего,
с необходимостью защитить их как наиболее уязвимую, нуждающуюся
в помощи группу населения, и не столько силами благотворительных фондов, сколько на общегосударственном уровне.

Работа содержит 1 файл

исследование.docx

— 111.50 Кб (Скачать)

Несмотря на значительные трудности, связанные с процессом  адаптации и вхождения приемного  ребенка в семью, научные исследования подтверждают выраженную позитивную динамику в развитии приемных детей, которая проявляется в получении более высоких результатов в учебной деятельности, принятии ценностей и норм семьи, что снижает и компенсирует последствия когнитивной депривации. В эмоциональной сфере отмечается определенное повышение уровня самоуважения, позитивная динамика в установках при решении межличностных проблем, в оценках своего эмоционального благополучия. Снижается напряженность в отношениях со сверстниками и взрослыми. То есть приемная семья в определенной степени способствует установлению позитивных взаимоотношений с окружающими, помогает приемным детям стать более открытыми и доверчивыми в общении, имеет потенциал для реализации возможностей их физического и психического развития, удовлетворения потребностей, формирования социальной сети, которая и после прекращения срока приема сможет оказать им значительную поддержку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ-ОПРОСНИК 
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ 
(ОРО) 
(А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)

ОПИСАНИЕ 
Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин. 
В данной методике родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. 
Тест-опросник ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и обращения с ними. 
Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника. 
Опросник включает 61 вопрос каждый из которых ориентирован на одну из пяти шкал. 
ОПИСАНИЕ ШКАЛ 
1. Шкала "Принятие — отвержение ребенка". Эта шкала выражает со бой общее эмоционально положительное (принятие) или эмо ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. 
2. Шкала "Кооперация"- социально желательный образ родительского отношения. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.· 
3."Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.·Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 
4. Шкала "Контроль" ("Авторитарная гиперсоциализация" ) - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 
5. Шкала "Отношение к неудачам ребенка"  ("Маленький неудачник") - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. 
 
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИИЯ 
На сегодняшний день существует два варианта обработки и, соответсвенно, интерпретации данных. 
Первый вариант обработки [Рогов, 1999; Тест родительского отношения, 2001]

Ключ 
Шкала 1. "Принятие-отвержение": 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. 
Шкала 2. "Образ социальной желательности поведения": 6,9,21,25,31,34,35,36. 
Шкала 3. "Симбиоз": 1,5,7,28,32,41,58. 
Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация": 2,19,30,48,50,57,59. 
Шкала 5. "Маленький неудачник": 9,11,13,17,22,28,54,61.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается  ответ "верно".

Соотношение процентилей и сырых баллов по шкалам.

1. Шкала  "Принятие / отвержение ребенка"

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

процент

0

0

0

0

0

0.63

3.79

12.02

31.01

53.79

68.35

77.21

балл

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

процент

84.17

88.60

90.50

92.40

93.67

94.30

95.50

97.46

98.10

98.73

98.73

99.36

балл

25

26

27

28

29

30

31

32

       

процент

100

100

100

100

100

100

100

100

       

 

 

2. Шкала  "Кооперация"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

процент

1.57

3.46

5.67

7.88

9.77

12.29

19.22

31.19

48.82

80.93


 

 

3. Шкала  "Симбиоз"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

4.72

19.53

39.06

57.96

74.97

86.63

92.93

96.65


 

 

4. Шкала  "Контроль"

балл

0

1

2

3

4

5

6

процент

4.41

13.86

32.13

53.87

69.30

83.79

95.76


5. Шкала  "Отношение к неудачам ребенка"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

14.55

45.57

70.25

84.81

93.04

96.83

99.37

100


Интепретация 
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интепретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация). 
Тестовые нормы приведены выше в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов= 160

 
Второй вариант  обработки и интерпретации [Немов, 2001]

За каждый ответ  типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов.  
Ключ 
1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка": 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51,-52, 53, 55, 56, 60. 
2. Шкала "Кооперация": 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 
3. Шкала "Симбиоз": 1, 4, 7, 28, 32,41, 58. 
4. Шкала "Контроль": 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 
5. Шкала "Отношение к неудачам ребенка": 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Интерпретация 
Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом. 
Шкала "Принятие / Отвержение" 
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. 
Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка  и нередко своим отношением третирует его. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. 
Шкала "Кооперация" 
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)– являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. 
Шкала "Симбиоз" 
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким, беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности практически никогда. 
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. 
Шкала "Контроль" 
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. 
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. 
Шкала "Отношение к неудачам ребенка" 
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. 
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. 
 
ИНСТРУКЦИЯ: «Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1.Я всегда сочувствую своему ребенку. 
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии. 
6. Я уважаю своего ребенка. 
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 
8. Мой ребенок часто мне неприятен. 
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку при¬носит ему пользу. 
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду. 
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ре¬бенком. 
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые за¬служивают осуждения. 
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым. 
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы доса¬дить мне. 
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое. 
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хоро¬шим манерам. 
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, толь¬ко тогда из него вырастет хороший человек. 
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка. 
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное. 
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни. 
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети. 
25. Я жалею своего ребенка. 
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок. 
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время. 
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с неж¬ностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким. 
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку. 
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни. 
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и са¬ми приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности. 
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ре¬бенка. 
33. При принятии решений в семье следует учитывать мне¬ние ребенка. 
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав. 
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться. 
37. Я всегда считаюсь с ребенком. 
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку. 
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство. 
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нор¬мально отдохнуть. 
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, безза¬ботное детство. 
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 
43. Я разделяю увлечения моего ребенка. 
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя. 
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны. 
46. Мой ребенок часто меня раздражает. 
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка. 
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 
49. Я не доверяю своему ребенку. 
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. 
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. 
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю. 
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоя¬тельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно. 
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 
58. Я восхищаюсь своим ребенком. 
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

 

 

 

 

«Анализ семейных взаимоотношений»  
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

В нашей стране накоплен немалый  опыт изучения семейных отношений, семейного  воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями  психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается  определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между  психологическими нарушениями в  семье и аномалиями формирования личности ребенка.

В построении адекватного семейного  диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический  методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь  основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения  в настоящий момент путем сопоставления  и сравнения оценок одних и  тех же ситуаций, сделанных разными  членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья  глазами родителей", "семья  глазами психотерапевта").

Самую ценную информацию о функционировании семьи предоставляет метод включенного  наблюдения, представляющий собой разновидность  естественного эксперимента в понимании  А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего  совершенствования диагностики  семейных отношений является разработка психологических методик, предназначенных  для анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Такие методики дают возможность  на основе обобщения клинического опыта  обеспечить более строгое, объективное  и поддающееся квантификации  исследование семьи.

Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким  образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив  эту причину, необходимо ответить и  на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений  в семье. Предлагаемый опросник АСВ  поможет найти ответ на первые два вопроса.

Нарушение процесса воспитания в семье

Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при  изучении этиологии непсихотических  патологических нарушений поведения  и отклонения личности детей и  подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые  предназначены для диагностики  типов негармоничного воспитания.

Информация о работе Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье