Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:56, лекция

Описание работы

Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, связан, прежде всего,
с необходимостью защитить их как наиболее уязвимую, нуждающуюся
в помощи группу населения, и не столько силами благотворительных фондов, сколько на общегосударственном уровне.

Работа содержит 1 файл

исследование.docx

— 111.50 Кб (Скачать)

Социальные и психолого-педагогические особенности  
адаптации детей-сирот в приемной семье

Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей-сирот  
и детей, оставшихся без попечения родителей, связан, прежде всего,  
с необходимостью защитить их как наиболее уязвимую, нуждающуюся  
в помощи группу населения, и не столько силами благотворительных фондов, сколько на общегосударственном уровне.

Жизненно важное значение имеет социальная адаптация детей-сирот. Это усвоение ими социальных ролей. Причем ребенок-сирота является одновременно объектом и субъектом социальных отношений. В качестве объекта сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие  социальных институтов и групп, формирующих  его как личность. В качестве субъекта он, напротив, активный участник общественных отношений, выступает как самообразующая личность1.

Жизненный путь ребенка, попавшего  в сиротское учреждение,  
в значительной мере предопределен и проходит под знаком пагубного воздействия социального окружения.

В результате неблагополучного стечения обстоятельств у ребенка  формируется чувство собственной  неполноценности, ущербности, обделенности. Искажается само восприятие, снижается его интеллектуальный потенциал, подрывается вера в свои возможности.

Важно учитывать, что в  учреждении интернатного типа ребенок  постоянно общается с одной и  той же, достаточно узкой группой  сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это сделал бы любой другой ребенок. Но одновременно он не может быть, и исключен из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников при этом оказывается как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении интернатного типа можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи.  
А с другой стороны, нельзя не видеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Особая значимость общения  со сверстниками приобретается в  подростковом возрасте. В это время наличие близкого друга, оценка себя как умеющего дружить, интерес к другому человеку именно как к другу становится содержанием наиболее важных для подростка переживаний. Как показали исследования, это оказывается весьма нехарактерным для воспитанников государственных учреждений. Здесь проявляется существенное недоразвитие того, что в психологии носит название «интимно-личностной стороны общения».

Отставание в становлении  интимно-личностного общения со сверстниками наблюдается уже в  дошкольном возрасте: контакты со сверстниками в дошкольном детском доме выражены гораздо слабее, чем у сверстников  в детском саду, они очень однообразны, малоэмоциональны  
и сводятся к простым обращениям, указаниям. В основе такого отставания лежит отсутствие эмпатии, то есть сочувствия, сопереживания, умения  
и потребности разделить свои переживания с другим человеком.

Казалось бы, учитывая особенности жизни в  учреждении интернатного типа, где подростки поневоле находятся в ситуации постоянного контакта с взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако исследования показывают, что воспитанники интерната менее успешны в решении конфликтов и с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта.

У сирот иногда по объективным причинам не сформировано чувство собственной значимости, нет рядом людей, которые дают ему понять, что он им дорог.

В школьные годы человек  с заниженной самооценкой находится  
в очень затрудненной ситуации: субъективно учеба ему не нужна, он набрал достаточно представлений о мире, у него узкий кругозор — о таких говорят обычно «ребенок из сундука», у него не развиты память, моторные навыки. Предметная среда, которая окружала его в интернате, была скудной. У него минимальный опыт общения и ограниченный словарный запас. Трудности в обучении, увы, неизбежные, приводят к тому, что воспитанник интерната с детских лет воспринимает себя как неудачник.

Сформированная уже в  начальных классах заниженная самооценка нередко сопровождает человека всю  жизнь, и он пытается удовлетворить потребность в самоуважении при помощи алкоголя, наркотиков. Иногда даже совершают преступления с целью самоутвердиться, избавиться от клейма неудачника, которое многие дети интерната чувствуют на себе.

Каждый ребенок, живущий  в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к атмосфере, в которой  он находится и к большому числу  сверстников. Если подростки находятся  здесь с первых лет (младенчества) и раннего возраста, они адаптируются к жизни в таком учреждении.

За годы пребывания в государственном  учреждении ребенок осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности  в современном мире. В этом плане  особую актуальность приобретают связи  
с социальной жизнью.

Стержнем социальной адаптации  воспитанников детских домов  является формирование у них чувств дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь  
в группах учреждений интернатного типа сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности  
общения, лидерства. Социальная работа призвана придавать этому естественному соревнованию цивилизованные формы.

Жизнедеятельность воспитанников  государственных учреждений организована так, что они постигают функции  членов семьи — мальчики выполняют  доступные им столярные, слесарные  работы в спальных, столовых, игровых  комнатах, поддерживают чистоту и  порядок во дворе; девочки сервируют  стол, делают мелкий ремонт одежды, участвуют  
в создании уютного интерьера.

Большую роль в социальной адаптации воспитанников специализированных детских учреждений и формирования у них необходимых качеств личности играет включение их в различные виды трудовой деятельности.

В сегодняшних кризисных  условиях труд является средством самообеспечения социального учреждения, обустройства собственной жизни детей в нем. Но это не самое главное. Важно то, что систематическое участие в труде вместе со сверстниками и взрослыми дает им бесценный позитивный опыт, формирует навыки делового общения, помогает преодолеть социальный инфантилизм, порожденный всем опытом предшествующей жизни и грозящий перерасти в социальное иждивенчество.

Из всего многообразия видов труда, в которые могут  быть включены дети, преобладает связанный с самообслуживанием и благоустройством.

Социальная адаптация  воспитанников государственных  учреждений осуществляется в тесном взаимодействии воспитательной и образовательной  работы. Социальную помощь оказывают  школьный психолог  
и школьный социальный работник.

Социальная адаптация  детей в условиях государственного учреждения во многом определяется качеством  развития учреждений образования  
и воспитания детей2.

Необходимо углублять  демократические отношения внутри коллектива детского дома или интерната  и в его связях с трудовыми  коллективами  
и общественными организациями. Развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям соответственно их уровню воспитанности. Контакты с внешкольными коллективами направлять не только по линии материальной помощи, но и на формировании у детей социальной защищенности, на подготовку их к жизни, включение в трудовой процесс,  
в систему непрерывного образования.

В деятельности детского дома или интерната приобретают особую актуальность принципы практической психологии и педагогики, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь  целесообразно вовлекать воспитанников  в деятельность, интересную для них  
и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование. Эти виды образования необходимо осуществлять во взаимосвязи, поскольку, например, музыкальное образование нередко оказывается не востребованным обществом.

Учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития, опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют детям включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями.

Основной задачей государственных  учреждений является социализация воспитанников, их социальная адаптация. Для этой цели должны быть расширены мероприятия  по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять  уважение к старшим. Подготовку к  семейной жизни целесообразно вести  так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказание первой помощи, организации досуга.

В учебно-трудовой деятельности следует усилить практические элементы. Школьники должны изучать жизнь, труд, производство в формах, готовых для использования в их жизни  (огородничество, ремесла, машинопись, работа на компьютере) при этом занятия целесообразно ориентировать на конечный материальный и воспитательный результат.

Труд воспитанников  социального учреждения должен быть достаточно длительным и систематическим, а не подменяться разрозненными и эпизодическими трудовыми мероприятиями.

Социальная адаптация  детей-сирот будет проходить с  большей эффективностью, если улучшится  психологический климат в детском  доме или интернате. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с  другом, избегать конфликтов, а при  их возникновении решать их с помощью  переговоров  
и взаимной уступчивости.

Медикаментозная и психологическая  коррекция может играть существенную роль в решении задач социальной адаптации лиц, переживших экстремальные военные или социальные потрясения, ситуации переселения.

Задачей психолога в интернате  должна быть помощь в оптимизации  отношений ребенка с приемными  родителями, опекунами, другими родственниками, а также родителями, которые, как  известно, даже будучи лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения с ребенком, оказывают  на него травмирующее влияние, надолго  выбивая его из колеи. Вместе с тем  
несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность в общении  
с родителями и другими родственниками.

При заметных позитивных изменениях в данной области (дифференциация детских  домов, появление социальных приютов  и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи) проблема формирования личности ребенка в условиях учреждений  
интернатного типа остается весьма острой и актуальной.

В 2007 г. при финансовой поддержке РГНФ был реализован научно-исследовательский проект «Особенности социальной адаптации детей-сирот в приемной семье», грант № 07-03-00061а. Он имел своей целью проведение научного исследования по изучению особенностей социальной адаптации детей-сирот в течение первого года их пребывания в приемной семье, исследование построения взаимоотношений приемных родителей и детей, стилей семейного воспитания, анализ и систематизацию факторов, способствующих эффективной социальной адаптации приемных детей к новым условиям проживания.

Объект исследования — приемные семьи, воспитывающие детей-сирот в течение первого года.

Предмет исследования — факторы, влияющие на социальную адаптацию детей-сирот, проживающих в приемной семье.

Цель исследования: выявить и изучить факторы, влияющие на процесс социальной адаптации детей-сирот в приемной семье, с учетом их возраста, количества, пола, стилей семейного воспитания, характера взаимоотношений с приемными родителями.

Задачи: изучить научную литературу по проблеме сиротства; проанализировать нормативно-правовую базу защиты семьи и детства в РФ и ее субъектах; изучить социально-психологические характеристики личности приемных детей; изучить мотивацию приемных родителей по созданию приемной семьи; выявить общие закономерности в поведении и общении приемных родителей, способствующие успешной адаптации детей-сирот; выявить наиболее типичные трудности, препятствующие взаимной адаптации членов приемной семьи друг к другу.

Методы: метод анализа документов (изучение личных дел приемных детей и родителей); опрос (анкетирование и интервью с приемными родителями и детьми); психодиагностическое изучение процесса социальной адаптации детей-сирот в приемной семье при помощи опросника родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина; опросника АСВ Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.

Информация о работе Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье