Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:56, лекция

Описание работы

Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, связан, прежде всего,
с необходимостью защитить их как наиболее уязвимую, нуждающуюся
в помощи группу населения, и не столько силами благотворительных фондов, сколько на общегосударственном уровне.

Работа содержит 1 файл

исследование.docx

— 111.50 Кб (Скачать)

В результате опроса выяснилось, что с точки зрения респондентов наиболее суровым наказанием считается  эмоциональное насилие со стороны родителей (крик, ругань), о чем свидетельствует ответы шестнадцати опрошенных, а также применение физической силы — 5 респондентов. Считают работу по дому суровым наказанием двое из опрошенных нами приемных детей.

Таким образом, результаты научного исследования позволили сделать  следующие выводы. Первые месяцы существования  приемной семьи являются чрезвычайно важными и определяющими для всех ее членов. Как правило, приемные дети являются выходцами из неблагополучных семей, изъятых в результате алкоголизма, наркомании, аморального и асоциального поведения их биологических родителей. Многие из них имеют «богатый опыт» проживания в детских домах, интернатах, приютах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что, несомненно, способствует формированию определенных негативных социально-психологических качеств личности, смещению ценностных ориентаций, искаженных представлений о морально-нравственном поведении. Решение о принятии ребенка на воспитание в семью должно приниматься приемными родителями ответственно, обдуманно, взвешенно, а не под влиянием эмоций, с учетом возникновения всех возможных трудностей. Обязательным на наш взгляд, является предварительная подготовка приемных родителей и детей к их совместному проживанию.

Результаты проведенного исследования показывают насущную необходимость  приемных родителей в овладении  знаниями, относительно социально-психологических, возрастных, физиологических и т. д. особен-ностей детей-сирот; расширении спектра методов и приемов воспитания данной категории детей; в обучении технологиям решения конфликтных ситуаций и способам выхода из кризиса. На наш взгляд, специальная подготовка приемных родителей поможет существенно повысить эффективность социальной адаптации, сформировать готовность сторон к изменению прежнего уклада жизни, норм и правил поведения; устранить конфликты; скорректировать уровень взаимных ожиданий; снизить чувство страха, неуверенности, тревожности, беспомощности приемных родителей; оградить детей от проявлений авторитаризма и жестокого обращения в приемной семье.

Помимо обязательной работы с приемными родителями необходимо проведение предварительной работы с приемными детьми с целью  повышения их адаптивных возможностей. Чем младше ребенок, тем более тщательной и длительной работы он требует. Как показало исследование, приемные дети имели довольно приблизительные сведения о приемной семье, количестве ее членов, месте жительстве и т. д., что способствовало снижению их социальной адаптации. Предварительная работа с приемными детьми должна включать в себя помимо обязательных процедур юридического характера знакомство с потенциальными приемными родителями; походы в гости; совместное проведение досуга для того, чтобы наладить межличностное общение; узнать друг друга; выявить совместные интересы и увлечения; осмыслить и понять чувства и потребности друг друга; выработать общую линию поведения.

Третьим блоком успешной социальной адаптации членов приемной семьи  друг к другу является наличие  желания и возможности обратиться в случае необходимости за помощью  к квалифицированным специалистам — психологам, социальным педагогам, специалистам социальной работы, сотрудникам  органов опеки и попечительства по вопросам воспитания приемных детей. Получение своевременного социально-психо-логического, педагогического, медицинского сопровождения поможет приемным родителям и детям наладить конструктивное взаимодействие, способствующее их личностному росту и развитию.

В целом создание и распространение  семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, должно рассматриваться как приоритетное направление государственной семейной политики. Данное направление предполагает широкую просветительскую работу по пропаганде деятельности приемных семей; повышению их роли в воспитании детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением средств массовой информации; создание системы служб, обеспечивающих их подбор, подготовку и комплексное сопровождение; разработку системы предоставления льгот и материального стимулирования; совершенствование нормативно-правовой базы защиты приемной семьи на федеральном, региональном и местном уровнях.

Кроме того, говоря об особенностях социальной адаптации детей-сирот  необходимо учитывать и ряд других моментов, среди которых наиболее существенными являются социально-культурный контекст, менталитет граждан страны, отношение к неродным детям, роль стигматизации и другие факторы.

В процессе интеграции ребенка  в семью, он становится либо частью семейной системы, и тогда мы можем  говорить об его адаптации, либо остается внешним элементом и, как результат, — происходит нарушение процесса адаптации, т. е. дезадаптация. Каждая семья  обладает определенными, присущими  только ей социально-психологическими условиями, которые либо способствуют адаптации ребенка, либо препятствуют ему  
в этом. Поэтому представляется целесообразным рассматривать именно системную парадигму в качестве основного методологического подхода  
к отбору и психологическому сопровождению профессиональной семьи. В данном параграфе представлен пошаговый алгоритм процесса социальной адаптации приемных детей, рассматриваются особенности их поведения в каждом конкретном периоде.

Первый этап — ознакомительный, который может длиться до двух месяцев. Здесь особое внимание необходимо уделить знакомству и первой встрече с ребенком. В зависимости от пола, возраста, особенностей нервной деятельности, темперамента и характера дети ведут себя по-разному. Как правило, дети дошкольного возраста быстро идут на контакт, дети постарше могут с недоверием относиться к родителям, но при доброжелательном отношении быстро включаются в процесс коммуникации. Установление контакта на первоначальном этапе можно начать через яркие игрушки, сладости, необычные предметы, книги, которые помогут потенциальным родителям и детям в процессе общения. Приемные родители будут чувствовать себя более уверенно, если заранее узнают как можно больше информации о ребенке у специалистов учреждения, будут информированы о его/ее привычках, вкусах и предпочтениях.

Научные исследования показывают, что  ребенок, попадая из обстановки детского дома в семью, переживает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно сопротивляться изменениям, которые от него требует среда. Дети, прошедшие подготовку к приему, легче переживают этот этап, хотя показатели их эмоционального благополучия становятся ниже, чем до приема. Дети внутренне напряжены, однако, внешне очень стараются вести себя примерно, т. к. мотивация жизни в семье  
у них очень высокая. Ребенок, не подготовленный к приему, переживает сильный кризис, который проявляется в виде различных девиаций, депрессии. В неподготовленных и оставленных без помощи семьях этот этап растягивается до 0,5—1 года и тяжело переживается всеми членами семьи3.

Для успешного протекания процесса привыкания друг к другу  на первоначальном этапе мы предлагаем несколько рекомендаций для приемных родителей:

  • не следует приглашать в дом гостей, новых людей, а также злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места;
  • относитесь с пониманием к страхам ребенка, поскольку новая  
    обстановка, нарушение привычного ритма жизни, стресс приводят к повышению чувства тревожности у детей;
  • приучать ребенка к режиму, порядку следует тактично, но настойчиво, используя напоминания, повторение, избегая дисциплинарных мер и наказаний;
  • обсудите с ребенком правила проживания, его права и обязанности в доме, тактично установите «границы» «можно» и «нельзя»;
  • следует иметь в виду, что ребенку необходимо объяснять даже, на первый взгляд, обыкновенные бытовые режимные моменты: как правильно пользоваться зубной щеткой, туалетной бумагой, как пользоваться ножом и вилкой и т. д.;
  • не забывайте хвалить ребенка, давать положительную оценку его поступкам;
  • не стремитесь к получению немедленных результатов, проявляйте терпение в достижении поставленных целей;
  • в связи с переменой обстановки, появлению новых людей, вещей, пищи и т. д., дети испытывают лихорадочно-возбужденное состояние, характеризующееся чувством радости и тревоги одновременно, которое проявляется по-разному. У одних детей энергия «бьет ключом», их активность возрастает, просыпается любознательность, интерес к жизни, непоседливость, суетливость. Другие в первую неделю замыкаются в себе, испытывают страх, становятся угрюмыми, с трудом идут на контакт, не расстаются со старыми вещами, часто плачут, впадают в депрессию;
  • в первые месяцы проживания ребенка в приемной семье может появиться гиперпривязанность, «прилипчивость» ребенка к самым близким членам семьи, боязнь их «потерять».

Второй этап — приспособительный, который длится от 2 до 4 месяцев. Он характеризуется тем, что ребенок уже освоился с окружающей обстановкой, постепенно узнал и начал привыкать к приемным родителям, усвоил распорядок дня и образ жизни семьи. На этом этапе чувство эйфории исчезает, уступая место «реальному» поведению ребенка: он начинает капризничать, предъявлять необоснованные требования, перестает выполнять просьбы взрослых, соблюдать режим дня, отказывается чистить зубы, застилать постель, соблюдать порядок в игрушках, вещах, если он не был приучен к этому раньше. Большую роль в этот период начинает личность воспитателей, а также их профессиональная подготовка. Родителям следует выбрать верную тактику в воспитании ребенка и не идти у него на поводу, не потакать его капризам. Со временем ребенок понимает и принимает систему разумных требований взрослых.

Определенным показателем  привыкания в семье являются воспоминания ребенка. В одних случаях ребенок  сразу рассказывает о том, что  
с ним было, что он помнит до детского дома, в детском доме, тем самым снимая с себя непомерный груз, подводит черту прошлой жизни. В других случаях в течение длительного времени понемногу делится своим прошлым опытом (возможно, приукрашивая, выдумывая некоторые события). Первое время воспоминания прошлого яркие, потом как что-то далекое, затем начинают путаться эпизоды из прошлой и сегодняшней жизни. Может случиться так, что ребенок не один раз будет вспоминать все то, что было в семье, постепенно сужая круг воспоминаний и, наконец, воспоминания будут касаться только самых больших тем. Если какое-то время между вами нет откровенности, не следует торопиться, выспрашивать ребенка. Иногда нужен какой-то толчок, событие, чтобы такой разговор состоялся.

Третий этап — привыкание. Если ребенку хорошо в приемной семье, он начинает испытывать привязанность к воспитателям. Трудности адаптации могут возникнуть в подростковом возрасте, когда дети замыкаются в себе, спрашивают постоянно о родителях и даже ведут себя агрессивно по отношению к взрослым. Между ребенком и воспитателем может возникнуть отчуждение, искренность и взаимопонимание. Длительность адаптационного периода, возникновение барьеров зависят от индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, уровня их подготовки к изменениям в жизни.

По мере привыкания ребенка, он начинает донимать вопросами родителей, почему они взяли именно его, где  они были раньше, почему так долго  не приезжали и  т. д. Необходимо убедить  малыша в том, что долго его  искали и нашли, или увидели фотографию и сразу приехали. Обязательно надо сказать, что у него были другие мама и папа, но они не могли жить с ним, а здесь его очень любят. Обычно этого бывает достаточно  
и больше вопросов на эту тему не возникает. Если ребенок маленький  
и не помнит, как он появился в семье, многие родители предпочитают  
не затрагивать эту тему, тем не менее, в тактичной форме следует объяснить ребенку обстоятельства его появления в семье во избежание дальнейших проблем и психологической травматизации ребенка.

Четвертый этап — расставание. Одной из основных особенностей приемной семьи является то, что рано или поздно родителям придется расстаться с приемным ребенком и отпустить его в самостоятельную жизнь или обратно в детский дом или родную семью. Специалисты не рекомендуют допускать установления чрезмерно тесных эмоциональных связей между приемным ребенком и родителями — это одна основных проблем приемного родительства. Момент расставания влияет на психику ребенка в большей степени, чем на психику родителей, которые изначально были к этому готовы. Поэтому очень важно подготовить ребенка  
и родителей к расставанию.

Для минимизации психологической  травмы при расставании ребенка  
с приемными родителями специалисты предлагают специальную программу, базирующуюся на двух основных принципах: фиксации на прошлом и будущем опыте4.

Фиксация  на прошлом. На данном этапе необходимо сконцентрировать свое внимание на том совместном положительном опыте, который пережили ребенок и приемные родители, зафиксировать эти воспоминания и выработать определенную положительную позицию по отношению к ним.

Цель психологической  работы на этом этапе заключается  в пробуждении процесса воспоминания и закреплении в памяти позитивных ощущений и положительных эмоций. В этом могут оказать помощь просмотр фотографий, продуктов деятельности детей (например, изделий, созданных руками детей к тому или иному празднику — дню рождения, 8 Марта,  
23 февраля и т. д.). Затем психолог и члены приемной семьи фиксируют свои ощущения, воспоминания и подводят определенный итог, который может быть выражен в таких фразах: «Я рад, что мы встретились», «У нас так много воспоминаний — это здорово, когда есть, что вспомнить», «На этом наши отношения не заканчиваются, еще увидимся».

Фиксация  на будущем. Здесь специалисту необходимо уделить особое внимание ребенку, выяснить его планы на будущее, найти положительные моменты в будущей жизни, делая акцент на продолжение взаимодействия с приемными родителями по телефону, посредством регулярных встреч, проведение совместного отдыха, досуга и  т. д. В целом после проведения всех вышеназванных работ и бесед у ребенка должно измениться отношение к факту расставания. На завершающем этапе задача психолога состоит в том, чтобы зафиксировать положительное отношение ребенка к будущей жизни без приемной семьи. Для этого следует отмечать все положительные моменты, которые были перечислены выше. Для психолога такая работа лучше всего представляется в виде беседы, в которой он приводит доводы, понятные ребенку, и объясняет их правильность.

Информация о работе Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье