Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:56, лекция
Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, связан, прежде всего,
с необходимостью защитить их как наиболее уязвимую, нуждающуюся
в помощи группу населения, и не столько силами благотворительных фондов, сколько на общегосударственном уровне.
В исследовании принимали участие 10 приемных семей, проживающих на территории Балашовского и Романовского района Саратовской области и имеющие на воспитании детей-сирот в течение первого года. Приемные семьи были выбраны нами по следующим основным критериям:
В опросе принимали участие
восемь женщин (приемные матери)
и двое мужчин (приемные
отцы). В ходе опроса приемных родителей
было выявлено, что двое
респондентов имеют среднее образование,
трое — среднее специальное, пятеро —
среднее профессиональное и один высшее
образование. По роду своей деятельности
шестеро трудились в государственном
секторе (работник торговли, медицинский
работник, слесарь, библиотекарь, учитель
начальных классов, ткачиха), двое — домохозяйки,
один — частный предприниматель (фермер),
один — административный служащий.
Все приемные семьи, участвующие в исследовании, — полные (т. е. включают обоих родителей) и состоят в официально зарегистрированном браке. В семи семьях из десяти есть собственные дети в возрастном интервале от 9 до 25 лет, в трех семьях — своих детей нет.
На вопрос анкеты «Как Ваши
собственные дети отнеслись к
появлению нового ребенка в семье?»
были получены следующие ответы: пятеро
приемных родителей утверждают, что
встретили понимание и
У большинства приемных родителей (8 из 10) на момент проведения исследования это был первый опыт принятия детей на воспитание в семью. Основным мотивами, побудившими их к этому решению, были следующие: желание помочь осиротевшему ребенку — 3 человека, отсутствие собственных детей — 3 человека, свои дети выросли — 4 человека.
Специальную подготовку до
принятия ребенка/детей на воспитание
в семью, предусматривающую посещение
серии занятий, прошла лишь незначительная
часть родителей (только три человека).
Остальные (семь приемных родителей) утверждают,
что с ними были проведены предварительные
беседы сотрудниками органов опеки и попечительства,
социальным педагогом и психологом социального
центра помощи семье и детям «Семья», однако
данные беседы носили эпизодический характер
и по мнению самих приемных родителей,
не могли восполнить некоторые пробелы
в знаниях о социально-психологических
особенностях развития детей-сирот, в
течение длительного времени проживающих
в условиях интернатного учреждения. Поэтому
на вопрос анкеты «Как Вы считаете, хорошо
ли Вы были подготовлены к появлению ребенка
в семье?» трое респондентов ответили
«хорошо», семеро — «недостаточно». В
связи
с этим хотели бы получить дополнительную
подготовку по вопросам обучения, воспитания,
общения и развития приемных детей все
10 опрошенных респондентов.
Практически все приемные
родители утверждают, что осознанно
готовились к появлению ребенка/детей
в семье (обустроили детскую комнату, купили
игрушки, книги, предметы обихода и
т. д., обсуждали свое решение с другими
членами семьи и родственниками).
Наиболее существенную помощь, по мнению приемных родителей, им оказали сотрудники центра «Семья», а также представители органов опеки и попечительства.
Из интервью с приемными
родителями было выявлено, что с
появлением приемного ребенка /детей
произошли существенные изменения
в жизни и ритме самой семьи, ее атмосфере,
привычках ее членов.
С одной стороны, родители испытывали положительные, радостные чувства в связи с появлением нового члена семьи, возлагая на приемного ребенка надежды и ожидания, которые не смогли реализовать в прошлом.
С другой стороны, большинство
приемных родителей испытывали повышенное
чувство тревожности, ответственности
за «чужого» ребенка, страх «что-то сделать
не так», «не справиться с ролью профессионального
воспитателя» (С. Л. В первый раз, когда
должны были привезти Костю,
я места себе не находила. Все думала как
оно будет… А потом ничего, увидела его,
и сразу поняла, хороший мальчик, хоть
и худенький очень, глаза затравлено так
смотрят… А я взяла его за руку и говорю:
«Ну, что, пошли, покажу тебе твою комнату?»
А он головой кивнул и улыбнулся… А к вечеру
уж и совсем освоился, вот так…»).
Одним из важных факторов в
процессе социальной адаптации ребенка
в приемной семье является степень
его принятия приемными родителями.
Под принятием в психологии понимают
положительное отношение к
и ребенком/детьми. Поэтому у приемных
родителей необходимо с самого начала
формировать положительную установку
на общение и взаимодействие с будущим
ребенком.
Кроме того, в ходе интервью
некоторые приемные родители указывали
на возникновение чувства
в семье появился совсем не такой ребенок,
какого они себе представляли, который
не соответствовал их прежним представлениям
и ожиданиям (это касалось внешности, манеры
говорить, смеяться, одеваться, вести себя
в обществе и т. д.).
(А. М. Наверное
я была слишком наивной с
самого начала. Я хотела всего
и сразу, а так не бывает...
Мне хотелось, чтобы он (ребенок)
любил меня сразу же, как только
увидел, был ласковым. А вместо
этого он грубит, ничего не
хочет слушать, при любой
с агрессией с его стороны. Иногда мне
кажется, что я сделала ошибку, взяв его
из детского дома, что я не могу с ним справиться,
а ему то всего шесть лет! Я только делаю
хуже и ему, и себе…Я столько хотела для
него сделать, а ему это не нужно, он не
может или не хочет оценить мои усилия…).
Эгоцентризм приемных родителей/родителя,
нереалистические ожидания, отсутствие
профессиональной подготовки и знаний
социально-психологических
особенностей развития личности детей-сирот,
длительное время проживающих в условиях
государственных учреждений, значительным
образом снижают эффективность процесса
взаимной адаптации приемных детей и родителей,
сопровождаются конфликтами, ссорами,
взаимными упреками, обидами, вплоть до
полного неприятия ребенка
и возвращения его на полное государственное
обеспечение.
Помимо вышеназванных
проблем приемные родители сталкиваются
и с другими трудностями в процессе воспитания
детей-сирот. К наиболее распространенным
можно отнести: трудности в поведении
ребенка (непослушание, капризы, упрямство);
отсутствие элементарных санитарно-гигиенических
навыков (неумение чистить зубы, умываться,
мыть руки перед едой и т. д.); проявление
неуважения к окружающим (неуместные реплики
в адрес незнакомых или взрослых людей,
сквернословие в общественном месте, неприличные
жесты и т. д.); эмоциональная «глухота»;
ссоры с родными детьми; конфликтные взаимоотношения
с окружающими; нежелание трудиться, помогать
по дому.
Тем не менее, пессимизм приемных родителей не всегда означает, что они плохо выполняют свои обязанности. В период взаимной адаптации приемных родителей и детей каждая из сторон нуждается в советах и рекомендациях о том, как справиться с негативными эмоциями и переживаниями; в объяснении причин подобного поведения; в ободрении и поддержке со стороны своего ближайшего окружения. Квалифицированная профессиональная помощь специалистов соответствующих учреждений, курирующих приемные семьи, а также специальная подготовка самих приемных родителей способствует созданию семейной атмосферы, благоприятной для психического и личностного развития ребенка.
Проведенное исследование показало,
что взаимоотношения между
«не профессионально» в глаза детей, пытаются
с первых дней ограничить их рядом правил
и осуществлять постоянный контроль за
их исполнением, одновременно ограничиваясь
формальным общением с ребенком.
Несмотря на «добрые намерения» такого
метода воспитания, к сожалению, он не
дает положительных результатов: ребенок
чувствует, что, выйдя из стен государственного
учреждения (школы-интерната, приюта
и т. д.), он попадает в аналогичную систему
правил, запретов и отсутствия любви к
нему, озлобляется, становится чрезмерно
агрессивным, конфликтным, или, наоборот,
пытаясь приспособиться к стилю семейных отношений, становится неуверенным в
себе, пассивным, несамостоятельным.
Помимо опроса приемных родителей
был проведен и опрос 35 приемных
детей в возрасте от 4 до 17 лет. Опрос
показал, что больше половины из них
(28 человек) оказались в приемной семье
из-за неблагополучия
в собственной биологической семье вследствие
алкоголизма, наркомании, безработицы,
аморального и криминального поведения
биологических родителей, а также жестокого
обращения; пятеро детей — по причине
лишения родителей родительских прав;
двое — в результате трудной жизненной
ситуации.
На вопрос анкеты «Нравится ли тебе жить в этой семье?» 15 детей выбрали ответ «да, очень», 12 человек «в общем, да», 5 человек дали ответ «не все нравится», а 3 ребенка затруднились ответить.
Как известно, для более
успешной адаптации ребенка в
приемной семье, необходимо проведение
предварительной
Из опроса девятнадцати детей
в возрасте от 4 до 10 лет на момент
приезда в приемную семью они
имели довольно смутные представления
о том, что их ждет за стенами детского
дома, несмотря на беседу с психологом/воспитателем.
Большинство из них хотели иметь семью
и не задумывались о возможных трудностях
или разочарованиях, в силу недостатка
жизненного опыта и возраста. (Л., 6 лет. Я хотела, чтобы
меня забрали из детдома… Пришли мама
и папа и забрали к себе жить…). Кроме
того, исследование показало, что практически
все дети на первоначальном этапе игнорировали
существующие эмоциональные связи, сложившиеся
в семье, не могли оценить степень влияния
одного члена семьи на других, их иерархию.
Бесструктурность биологической семьи
спровоцировала у них соответствующий
когнитивный образ, сквозь призму которого
они воспринимали и членов приемной семьи.
Однако постепенно
к концу первого года их пребывания в приемной
семье они стали более адекватно отражать
структуру семьи, знать и понимать правила,
предъявляемые к ним.
С возрастом у детей
к безусловному желанию иметь
семью прибавляются и определенные
критерии ее оценки: возможности приемных
родителей, их материально-финансовое
положение, место проживания (город/село),
наличие собственных или других
приемных детей и многое другое.
Ожидания становятся более реалистичными
и адекватными. Четырнадцать детей
от 11 до 15 лет отмечают, что наиболее
трудным на первом этапе социальной адаптации
в приемной семье было «привыкание к новым
условиям», «привыкание к другому режиму»,
«отсутствие друзей», «привыкание к новым
требованиям и правилам», трое отметили
«общение с отдельными членами семьи»
(в основном родными детьми
в семье).
Как показало исследование,
одной из проблем приемных семей
является недостаточная возможность
удовлетворить эмоциональные
в семью на уровне эмоциональной эмпатии.
Исходя из результатов исследования, большинство
участвующих в опросе приемных детей (29
человек) отметили, что при возникновении
каких-либо проблем они советуются с приемной
матерью, реже с отцом, за исключением
шести детей, которые дали ответ «ни с
кем». Наши данные подтверждают и результаты
исследования, полученные В. Н. Ослон и
А. Б. Холмогоровой, которые утверждают,
что «чем выше у приемного ребенка уровень
адаптированности в семье, тем
чаще он начинает идентифицировать себя
с матерью — абсолютной социометрической
звездой семьи».
Оценили свои отношения с
приемными родителями как «доверительные,
дружественные» 10 опрошенных, «разные
в зависимости от ситуации» —
14 респондентов, «конфликтные» — 5,
«жесткий контроль» —
4 респондента, и два ребенка затруднились
ответить.
Предмет дисциплины является одной из «вечных» проблем и уходит своими корнями в раннюю историю цивилизации. Многие дети, попавшие в приемные семьи не понаслышке знают о жестоком обращении, т. к. уже имели подобный опыт в своей биологической семье. Поэтому на вопрос «Наказывают ли тебя старшие члены приемной семьи?» были получены двадцать три положительных и двенадцать отрицательных ответов, чаще всего наказание осуществляет мать, реже отец и более старшие дети (как родные, так и приемные). Респонденты указывают на то, что в качестве воспитательных приемов старшие члены семьи используют следующие виды наказаний: ругают, отчитывают, кричат — 5; лишают удовольствий, развлечений, временно ограничивают свободу — 8; ведут воспитательные беседы, назидательные разговоры — 10; слегка шлепают — 3; заставляют делать какую-либо работу по дому — 9.
Основными причинами, по которым
наиболее часто наказывают
детей, являлись: «непослушание», «плохие
оценки в школе, неуспеваемость, прогулы»;
«баловство, шалости»; «невыполнение поручений
родителей»; «хулиганство, курение, обман,
вранье, драки»; «плохое обращение с братьями/сестрами».
Примечательным, на наш взгляд является тот факт, что заслуженным наказание рассматривают 26 опрошенных, 7 человек считают, что их часто наказывают незаслуженно, а двое респондентов утверждают, что «всегда незаслуженно».