Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:56, лекция

Описание работы

Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, связан, прежде всего,
с необходимостью защитить их как наиболее уязвимую, нуждающуюся
в помощи группу населения, и не столько силами благотворительных фондов, сколько на общегосударственном уровне.

Работа содержит 1 файл

исследование.docx

— 111.50 Кб (Скачать)

В исследовании принимали  участие 10 приемных семей, проживающих на территории Балашовского и Романовского района Саратовской области и имеющие на воспитании детей-сирот в течение первого года. Приемные семьи были выбраны нами по следующим основным критериям:

  • проживание на территории Саратовской области (сельской и городской местности);
  • возраст приемных родителей от 30 до 55 лет;
  • срок пребывания приемных детей в семье до 1 года;
  • отсутствие любых форм девиантного поведения у приемных родителей;
  • отсутствие кровного родства между приемными родителями и детьми.

В опросе принимали участие  восемь женщин (приемные матери)  
и двое мужчин (приемные отцы). В ходе опроса приемных родителей было выявлено, что двое респондентов имеют среднее образование, трое — среднее специальное, пятеро — среднее профессиональное и один высшее образование. По роду своей деятельности шестеро трудились в государственном секторе (работник торговли, медицинский работник, слесарь, библиотекарь, учитель начальных классов, ткачиха), двое — домохозяйки, один — частный предприниматель (фермер), один — административный служащий.

Все приемные семьи, участвующие  в исследовании, — полные (т. е. включают обоих родителей) и состоят в  официально зарегистрированном браке. В семи семьях из десяти есть собственные  дети в возрастном интервале от 9 до 25 лет, в трех семьях — своих детей нет.

На вопрос анкеты «Как Ваши собственные дети отнеслись к  появлению нового ребенка в семье?»  были получены следующие ответы: пятеро приемных родителей утверждают, что  встретили понимание и поддержку  со стороны собственных детей, двое столкнулись с некоторой настороженностью, двое встретили прямое сопротивление со стороны собственных детей/ребенка и один родитель указывает, что собственные дети никак не прореагировали (т. к. давно не проживают с родителями и имеют собственные семьи).

У большинства приемных родителей (8 из 10) на момент проведения исследования это был первый опыт принятия детей  на воспитание в семью. Основным мотивами, побудившими их к этому решению, были следующие: желание помочь осиротевшему ребенку — 3 человека, отсутствие собственных детей — 3 человека, свои дети выросли — 4 человека.

Специальную подготовку до принятия ребенка/детей на воспитание  
в семью, предусматривающую посещение серии занятий, прошла лишь незначительная часть родителей (только три человека). Остальные (семь приемных родителей) утверждают, что с ними были проведены предварительные беседы сотрудниками органов опеки и попечительства, социальным педагогом и психологом социального центра помощи семье и детям «Семья», однако данные беседы носили эпизодический характер и по мнению самих приемных родителей, не могли восполнить некоторые пробелы в знаниях о социально-психологических особенностях развития детей-сирот, в течение длительного времени проживающих в условиях интернатного учреждения. Поэтому на вопрос анкеты «Как Вы считаете, хорошо ли Вы были подготовлены к появлению ребенка в семье?» трое респондентов ответили «хорошо», семеро — «недостаточно». В связи  
с этим хотели бы получить дополнительную подготовку по вопросам обучения, воспитания, общения и развития приемных детей все 10 опрошенных респондентов.

Практически все приемные родители утверждают, что осознанно  
готовились к появлению ребенка/детей в семье (обустроили детскую комнату, купили игрушки, книги, предметы обихода и  т. д., обсуждали свое решение с другими членами семьи и родственниками).

Наиболее существенную помощь, по мнению приемных родителей, им оказали  сотрудники центра «Семья», а также  представители органов опеки  и попечительства.

Из интервью с приемными  родителями было выявлено, что с  появлением приемного ребенка /детей  произошли существенные изменения  
в жизни и ритме самой семьи, ее атмосфере, привычках ее членов.

С одной стороны, родители испытывали положительные, радостные  чувства в связи с появлением нового члена семьи, возлагая на приемного  ребенка надежды и ожидания, которые  не смогли реализовать в прошлом.

С другой стороны, большинство  приемных родителей испытывали повышенное чувство тревожности, ответственности  за «чужого» ребенка, страх «что-то сделать не так», «не справиться с ролью профессионального воспитателя» (С. Л. В первый раз, когда должны были привезти Костю,  
я места себе не находила. Все думала как оно будет… А потом ничего, увидела его, и сразу поняла, хороший мальчик, хоть и худенький очень, глаза затравлено так смотрят… А я взяла его за руку и говорю: «Ну, что, пошли, покажу тебе твою комнату?» А он головой кивнул и улыбнулся… А к вечеру уж и совсем освоился, вот так…»).

Одним из важных факторов в  процессе социальной адаптации ребенка  в приемной семье является степень  его принятия приемными родителями. Под принятием в психологии понимают положительное отношение к человеку при адекватном восприятии его достоинств и недостатков. Этот процесс является чрезвычайно важным, поскольку он составляет основу для формирования взаимоотношений между приемными родителями  
и ребенком/детьми. Поэтому у приемных родителей необходимо с самого начала формировать положительную установку на общение и взаимодействие с будущим ребенком.

Кроме того, в ходе интервью некоторые приемные родители указывали  на возникновение чувства беспомощности  по поводу того, что у них  
в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли, который не соответствовал их прежним представлениям и ожиданиям (это касалось внешности, манеры говорить, смеяться, одеваться, вести себя в обществе и т. д.).

(А. М. Наверное  я была слишком наивной с  самого начала. Я хотела всего  и сразу, а так не бывает... Мне хотелось, чтобы он (ребенок)  любил меня сразу же, как только  увидел, был ласковым. А вместо  этого он грубит, ничего не  хочет слушать, при любой попытке  заставить его что-то сделать  (убрать свои вещи, идти умываться  и  т. д.) я сталкиваюсь  
с агрессией с его стороны. Иногда мне кажется, что я сделала ошибку, взяв его из детского дома, что я не могу с ним справиться, а ему то всего шесть лет! Я только делаю хуже и ему, и себе…Я столько хотела для него сделать, а ему это не нужно, он не может или не хочет оценить мои усилия…).

Эгоцентризм приемных родителей/родителя, нереалистические ожидания, отсутствие профессиональной подготовки и знаний социально-психологических особенностей развития личности детей-сирот, длительное время проживающих в условиях государственных учреждений, значительным образом снижают эффективность процесса взаимной адаптации приемных детей и родителей, сопровождаются конфликтами, ссорами, взаимными упреками, обидами, вплоть до полного неприятия ребенка  
и возвращения его на полное государственное обеспечение.

Помимо вышеназванных  проблем приемные родители сталкиваются  
и с другими трудностями в процессе воспитания детей-сирот. К наиболее распространенным можно отнести: трудности в поведении ребенка (непослушание, капризы, упрямство); отсутствие элементарных санитарно-гигиенических навыков (неумение чистить зубы, умываться, мыть руки перед едой и т. д.); проявление неуважения к окружающим (неуместные реплики в адрес незнакомых или взрослых людей, сквернословие в общественном месте, неприличные жесты и т. д.); эмоциональная «глухота»; ссоры с родными детьми; конфликтные взаимоотношения с окружающими; нежелание трудиться, помогать по дому.

Тем не менее, пессимизм приемных родителей не всегда означает, что они плохо выполняют свои обязанности. В период взаимной адаптации приемных родителей и детей каждая из сторон нуждается в советах и рекомендациях о том, как справиться с негативными эмоциями и переживаниями; в объяснении причин подобного поведения; в ободрении и поддержке со стороны своего ближайшего окружения. Квалифицированная профессиональная помощь специалистов соответствующих учреждений, курирующих приемные семьи, а также специальная подготовка самих приемных родителей способствует созданию семейной атмосферы, благоприятной для психического и личностного развития ребенка.

Проведенное исследование показало, что взаимоотношения между приемными  родителями и детьми складываются более  успешно в семьях, где родители придерживаются демократического стиля  воспитания, при котором родители предоставляют ребенку право  быть самостоятельным, не ущемляя его  прав, и одновременно, требуя выполнения посильных обязанностей. Контроль, основанный на доверии, теплых чувствах и разумной заботе, обычно находит  отклик в душе ребенка, а объяснения причинно-следственных связей того или иного поступка или действия позволяют формировать у детей самоконтроль и осознанную мотивацию на выполнение просьбы. Авторитарные родители, боясь выглядеть  
«не профессионально» в глаза детей, пытаются с первых дней ограничить их рядом правил и осуществлять постоянный контроль за их исполнением, одновременно ограничиваясь формальным общением с ребенком.  
Несмотря на «добрые намерения» такого метода воспитания, к сожалению, он не дает положительных результатов: ребенок чувствует, что, выйдя из стен государственного учреждения (школы-интерната, приюта  
и т. д.), он попадает в аналогичную систему правил, запретов и отсутствия любви к нему, озлобляется, становится чрезмерно агрессивным, конфликтным, или, наоборот, пытаясь приспособиться к стилю семейных отношений, становится неуверенным в себе, пассивным, несамостоятельным.

Помимо опроса приемных родителей  был проведен и опрос 35 приемных детей в возрасте от 4 до 17 лет. Опрос  показал, что больше половины из них (28 человек) оказались в приемной семье из-за неблагополучия  
в собственной биологической семье вследствие алкоголизма, наркомании, безработицы, аморального и криминального поведения биологических родителей, а также жестокого обращения; пятеро детей — по причине лишения родителей родительских прав; двое — в результате трудной жизненной ситуации.

На вопрос анкеты «Нравится  ли тебе жить в этой семье?» 15 детей  выбрали ответ «да, очень», 12 человек  «в общем, да», 5 человек дали ответ  «не все нравится», а 3 ребенка  затруднились ответить.

Как известно, для более  успешной адаптации ребенка в  приемной семье, необходимо проведение предварительной подготовительной работы с целью ознакомления его  с будущими приемными родителями, установления позитивных взаимоотношений между ними, усвоения определенных правил и норм поведения, существующих в каждой конкретной семье.

Из опроса девятнадцати детей  в возрасте от 4 до 10 лет на момент приезда в приемную семью они  имели довольно смутные представления  
о том, что их ждет за стенами детского дома, несмотря на беседу с психологом/воспитателем. Большинство из них хотели иметь семью и не задумывались о возможных трудностях или разочарованиях, в силу недостатка жизненного опыта и возраста. (Л., 6 лет. Я хотела, чтобы меня забрали из детдома… Пришли мама и папа и забрали к себе жить…). Кроме того, исследование показало, что практически все дети на первоначальном этапе игнорировали существующие эмоциональные связи, сложившиеся в семье, не могли оценить степень влияния одного члена семьи на других, их иерархию. Бесструктурность биологической семьи спровоцировала у них соответствующий когнитивный образ, сквозь призму которого они воспринимали и членов приемной семьи. Однако постепенно  
к концу первого года их пребывания в приемной семье они стали более адекватно отражать структуру семьи, знать и понимать правила, предъявляемые к ним.

С возрастом у детей  к безусловному желанию иметь  семью прибавляются и определенные критерии ее оценки: возможности приемных родителей, их материально-финансовое положение, место проживания (город/село), наличие собственных или других приемных детей и многое другое. Ожидания становятся более реалистичными  и адекватными. Четырнадцать детей  от 11 до 15 лет отмечают, что наиболее трудным на первом этапе социальной адаптации в приемной семье было «привыкание к новым условиям», «привыкание к другому режиму», «отсутствие друзей», «привыкание к новым требованиям и правилам», трое отметили «общение с отдельными членами семьи» (в основном родными детьми  
в семье).

Как показало исследование, одной из проблем приемных семей  является недостаточная возможность  удовлетворить эмоциональные потребности  ее членов. Поскольку в первые годы приема дети-сироты недостаточно чувствительны  к эмоциональному фону семьи, по мере их адаптации в семье осознание данной проблемы возрастает. Тем не менее независимо от срока приема они не чувствуют себя интегрированными  
в семью на уровне эмоциональной эмпатии. Исходя из результатов исследования, большинство участвующих в опросе приемных детей (29 человек) отметили, что при возникновении каких-либо проблем они советуются с приемной матерью, реже с отцом, за исключением шести детей, которые дали ответ «ни с кем». Наши данные подтверждают и результаты исследования, полученные В. Н. Ослон и А. Б. Холмогоровой, которые утверждают, что «чем выше у приемного ребенка уровень адаптированности в семье, тем чаще он начинает идентифицировать себя с матерью — абсолютной социометрической звездой семьи».

Оценили свои отношения с  приемными родителями как «доверительные, дружественные» 10 опрошенных, «разные  в зависимости от ситуации» — 14 респондентов, «конфликтные» — 5, «жесткий контроль» —  
4 респондента, и два ребенка затруднились ответить.

Предмет дисциплины является одной из «вечных» проблем и уходит своими корнями в раннюю историю  цивилизации. Многие дети, попавшие в приемные семьи не понаслышке знают о жестоком обращении, т. к. уже имели подобный опыт в своей биологической семье. Поэтому на вопрос «Наказывают ли тебя старшие члены приемной семьи?» были получены двадцать три положительных и двенадцать отрицательных ответов, чаще всего наказание осуществляет мать, реже отец и более старшие дети (как родные, так и приемные). Респонденты указывают на то, что в качестве воспитательных приемов старшие члены семьи используют следующие виды наказаний: ругают, отчитывают, кричат — 5; лишают удовольствий, развлечений, временно ограничивают свободу — 8; ведут воспитательные беседы, назидательные разговоры — 10; слегка шлепают — 3; заставляют делать какую-либо работу по дому — 9.

Основными причинами, по которым  наиболее часто наказывают  
детей, являлись: «непослушание», «плохие оценки в школе, неуспеваемость, прогулы»; «баловство, шалости»; «невыполнение поручений родителей»; «хулиганство, курение, обман, вранье, драки»; «плохое обращение с братьями/сестрами».

Примечательным, на наш взгляд является тот факт, что заслуженным  наказание рассматривают 26 опрошенных, 7 человек считают, что их часто  наказывают незаслуженно, а двое респондентов утверждают, что «всегда незаслуженно».

Информация о работе Социальные и психолого-педагогические особенности адаптации детей-сирот в приемной семье