Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 07:52, реферат
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений
между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне
важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию
следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений,
которые возникают в человеческом обществе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Группы: их виды, размеры, структура. 3
2. Развитие группы. Общие качества группы. 9
3.Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
4.Пример социальной группы - семья 13
Классификация семьи 14
Суть и смысл семьи 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 20
полигинией;
брак между 1 женщиной и
несколькими мужчинами
название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими
мужчинами и несколькими женщинами.
В большинстве обществ
мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ
соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не
находит широкого распространения даже в тех обществах, где они
считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин
значительно
превышало бы численность
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы
брака?
Некоторые ученые подчеркивали
значение экономических
определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье,
передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на
отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого
брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую
жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы.
Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин
погибает на войне.
3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых
расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот
термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип
власти
считается общепринятым и
Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе
власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются
редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной
семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа
работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой
системе
влияние и власть
равной мере.
4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне
определенных групп(например, семей или кланов), являются правилами
экзогамии.
Наряду с ними существуют
заключение
брака внутри определенных
для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом
эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или
половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными
родственниками.
5. Правило выбора
предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут
отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является
патрилокальное
местожительство ,новобрачная
семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой
является
матрилокальное
жить с родителями невесты или поблизости от них.
6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем
определения
родословной и правил
распространенной
является родословная по
родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых
случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах
определения родословной по линии жены. Имущество матери становится
собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает
брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система,
основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40
процентах
мировых культур. В таких
равной
мере учитываются кровные
Суть и смысл
семьи
Если детей можно было (точнее, разумно было, человечнее было)
произвести
в колбах-инкубаторах, как
бы социальным институтом, находящимся под защитой государства.
Сходитесь-расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только
вас.
Но доколе человек остаётся человеком и человеческое общество –
человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и
подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении
существует только одна колба-инкубатор – семья (сегодня, разумеется, в
органическом единстве с общественными учреждениями обучения и
воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле –
непреходящая
ценность человеческого
нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа,
наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие
учреждений образования и культуры.
В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между
собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во
все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым
несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем
мыслимым
богам, давали обеты, сутками
ползли на коленях к каким-
«святым
местам», вымаливая себе
крайней мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия
«разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей – это ваше личное
дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в
возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи
бездетны.
Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к
самоубийственным последствиям для общества. Но это – для общества, а
для личности, для самого человека, для нас с вами?
Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех
обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя
имеют
вполне обычных детей и внуков.
дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить
столько сил? Ну что он может дать?
Оказывается очень много.
помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее,
полноценнее.
Все это – одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше
ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро
«окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его
женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым,
в разных
трудностях жизни. А под
единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий
не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они
разве
помощники? Устраивай,
потом – бац: внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя
собственная, ее государство платит.
Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И
еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и
должен быть союзником. Мало того – другом, самым надежным и верным
другом, что раньше было не часто.
Одна из основных социальных потребностей каждого человека – в
самоутверждении,
в том, чтобы к нему
в чем-то был Учителем. Это – не честолюбие. Это – нормальная
потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко,
как если бы его унижали.
Ребенок со своими
наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно
создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в
самоутверждении.
Не каждому дано быть
каждому можно – и для полноценной жизни даже нужно – стать в точности
таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей.
Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в
раздражение.
А вечером, в обычном
пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный!
Если бы он только он мог понять, от чего он отмахивается, как от
назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое
самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он
мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как Учитель, а в
другом выглядел, как пошлый шут.
Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка,
особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное
воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу
становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится
под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются
те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его