Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 07:52, реферат
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений
между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне
важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию
следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений,
которые возникают в человеческом обществе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Группы: их виды, размеры, структура. 3
2. Развитие группы. Общие качества группы. 9
3.Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
4.Пример социальной группы - семья 13
Классификация семьи 14
Суть и смысл семьи 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 20
Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной
структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в
обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей,
лишенных богатства эмоциональных связей.
С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная
социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено
изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку
утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта
Морено: в проекте Морено «само человечество становится экспериментатором, а
бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов
совместно думающих участников». Социометрия в современной социологии — это
метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан
на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно
(как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на
том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях
выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос –
социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут
получены результаты.
По результатам социометрического опроса заполняется таблица,
представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н.
социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены
графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру
межличностных связей.
|Социоматрица |
|Кто |1 |2 |3 |4 |5 |( |
|1 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |
|2 |0 |0 |0 |1 |0 |1 |
|3 |1 |0 |0 |1 |0 |2 |
|4 |1 |0 |1 |0 |0 |2 |
|5 |0 |0 |1 |1 |0 |2
|
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно
сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти
“большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно:
одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по
преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам
термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно
классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в
качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие
в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в
частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне
коллективного поведения.
Точно также
малые группы могут быть
формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но
еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и
коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со
специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности
можно обозначить как “становящиеся”.
Эта классификация
может быть наглядно
представленной
в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная
психология, с. 194»:
Все, начиная
с рубрики “реальные
объект исследования в социальной психологии.
Традиционно
в социальной психологии
композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы,
групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может
приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего
подхода к группе,
которые реализуется в
группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным
показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае,
например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов
группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы,
особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае
начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта
исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней
носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко
можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных
близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на
практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому
можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой
наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их
внимательное изучение может дать очень много полезной информации для
понимания более
сложной системы
или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
социальные классы;
различные этнические группы;
профессиональные группы;
возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,
молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это
класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы
сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава
группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа
связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует
несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура
предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.
“Соединение” процессов, протекающих в группе и других
характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной
психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным
методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует
отнести такие
процессы, которые организуют деятельность
группы.
2. Развитие
группы. Общие качества группы.
Непосредственно общие качества группы:
Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с
другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат
определяет самочувствие
удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
Референтность
- степень принятия членами
Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу
в целом в направлении осуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее
личностей.
Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие
группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов
деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
эмоциональность
- межличностные связи
преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и
установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и
препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные
уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров
групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого
подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное
представление о развитии группы по характеристике групповых процессов
допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие
групповых норм, ценностей
система межличностных
зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных
групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения
различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием
подобных методик для исследования, например, психологического облика
классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается
убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному
анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие
взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова,
без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может
претендовать на успех.( По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение
психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из
проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика
роль малых групп
и непосредственно
формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически
конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие
содержательные элементы общественной психологии возникают на основе
исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь
«доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного
общения». Поэтому
социльно-психологический
рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.
Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания
содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые
социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй
психологических характеристик определенных групп людей: характер