Социально-психологические аспекты невербального общения

Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрытие социально – психологических аспектов невербального общения.
Задачи:
- ознакомиться с сущностью невербального общения;
- проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации.
Методы работы - теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы.

Содержание

Введение
1. Социально-психологические аспекты невербального общения.
Особенности невербального общения
2. Невербальные элементы общения
2.1 Кинесика
2.2 Такесика
2.3 Сенсорика
3.4 Проксемика
2.5 Хронемика
Заключение
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Социальной психологии.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Такое средство невербального общения как объятия чаще встречаются у представителей сильной половины человечества, между женщинами они встречаются немного реже. Сейчас можно на улицах увидеть двух девчонок-подростков, бегущих друг к другу с распростертыми объятиями. В этом возрасте частота подобных контактов, как между мальчиками, так и между девочками носит экспрессивный характер, когда хочется выплеснуть наружу избыток радости, восторга и восхищения встречей. Если вы видите однополые пары, медленно прохаживающиеся по тротуару в сплетенных объятиях, это невольно может навести на мысль о нетрадиционной ориентации.

17

      Рукопожатия

Рукопожатия, как одно из средств невербального  общения, тоже различаются по способу  их совершения, силе и длительности. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вкупе с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Но если вам протягивают неживую руку, словно дохлую рыбу, с вами не хотят контактировать.

Холодная рука в пожатии может сигнализировать о том, что ее владелец либо замерз, либо сильно волнуется. О нервном переживании говорят запотевшие ладони. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх - ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.

      Похлопывания  по спине или плечу

Похлопывания  по спине или плечу в основном характерно для мужчин. Эти невербальные жесты часто интерпретируются как  проявление дружеского расположения, участия или ободрения. Их можно увидеть практически во всех возрастных категориях. Похлопывание как бы демонстрирует мужскую силу и готовность его обладателя прийти на помощь.

      Прикосновения

Прикосновения широко встречаются в мире невербального общения. В учебной деятельности оно помогает остановить расшалившегося озорника, в случае с глухим человеком - обратить на себя его внимание. Различного характера прикосновения являются индикатором невысказанных чувств партнера. Они могут быть нежными, ласковыми, легкими, сильными, грубыми, ранящими и т.д.

      Поцелуи

Поцелуи, как разновидность тактильного  жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к  конкретному объекту меняется

18

характер  поцелуев. Мать целует ребенка нежно и с любовью, между любящими людьми они могут варьировать от легкого прикосновения губ до страстного поцелуя. Поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными. 

2.3 Сенсорика 

      Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником [13, с. 187].

В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации, которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т.п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности кинесики, т.е. мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего. Слух и зрение, называемые дистанционными сенсорными системами, являются важнейшими в процессе общения и ориентации человека во внешнем мире [20, с. 6].

Особенно  большое значение в общении имеют  запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет.

      Все сенсорные факторы действуют  совместно и в результате создают  сенсорную картину той или  иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру  

19

положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится. 

2.4 Проксемика 

      Проксемика  исследует пространственные условия общения - взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер меж личностного общения [19, с. 192].

Каждый  человек для нормального своего существования считает, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение  этого пространства рассматривает как вторжение в его внутренний мир. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном рас стоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства.

      Э. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

      1. Интимной является расстояние, на  которое могут подходить друг  к другу друзья, родственники, близкие  люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра.

    2. Личная зона - в среднем, от  полуметра до метра. На таком  расстоянии общаются хорошо знакомые  друг с другом люди, а также  люди, находящиеся в неформальных  служебных отношениях. 
 

20

      3. Социальная зона - это расстояние между собеседниками, равное от метра до трех. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружеских отношениях, и малознакомые люди.

    4. Общественная зона - расстояние между  собеседниками, превышающее три  метра. Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться и либо подойти друг к другу ближе, либо разойтись. Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении [24, с. 246 ].

Выбор межличностного пространства - дело трудное. Расстояние, на которое Вы подходите к собеседнику, не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким.

Обычно  наша интимная зона нарушается тем  или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда "нарушитель" проявляет враждебность и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.

Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека, с  которым вы только что познакомились, то это может вызвать у него отрицательную реакцию по отношению  к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится.

Социальная  зона - это то расстояние, на котором  мы держимся при общении с незнакомыми  людьми. Например, только что принятый на работу

21

служащий  первое время может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно, но они просто держат его на дистанции социальной зоны, потому что мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.

Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут быть компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, и интимную зону друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая неписанные, правила социальной стратификации.

Общественная  зона - это расстояние, предпочтительное при коммуникации с большой группой  людей, с массовой аудиторией.

Наиболее  часто общественную зону коммуникации можно наблюдать во время совершения светских или религиозных церемоний, когда глава государства или глава религиозного института находится на почтительном расстоянии от большинства людей. 

2.5 Хронемика 

      Хронемика - это использование времени в  невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения [13, с. 237].

      Исследования  хронемики различных культур  позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную. 

22

При монохронной  модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной  на сегменты. Это разделение времени  на части приводит к тому, что  человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов.

В полихронной  модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время  здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга .

В результате анализа литературы можно сделать  вывод, что эффективность любых  коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны  собеседнику слова, но и умением  правильно интерпретировать его  взгляд, мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом.

Невербальные  сообщения способны передавать обширную информацию.

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную  компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Во-вторых, через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько  они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение  или они хотят поскорее выйти  из нее [9, с. 43]. 

23

      Люди  используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придаётся разное значение. Следовательно, для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24

Заключение

      За  последние десятилетия заметно  повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что  не вербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации [18, с. 100].

      Умение  вести себя с людьми надлежащим образом  является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

      В заключении хотелось бы отметить, что  невербальная коммуникация - это обмен  и интерпретация людьми невербальных сообщений. Интерпретируя невербальные послания собеседника, необходимо учитывать ряд факторов:

Информация о работе Социально-психологические аспекты невербального общения