Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 10:19, контрольная работа
Цель данной работы - раскрытие социально – психологических аспектов невербального общения.
Задачи:
- ознакомиться с сущностью невербального общения;
- проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации.
Методы работы - теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы.
Введение
1. Социально-психологические аспекты невербального общения.
Особенности невербального общения
2. Невербальные элементы общения
2.1 Кинесика
2.2 Такесика
2.3 Сенсорика
3.4 Проксемика
2.5 Хронемика
Заключение
Библиографический список литературы
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Социально-психологические аспекты невербального общения.
Особенности невербального
2. Невербальные
элементы общения……………………………………
2.1
Кинесика……………………………………………………..
2.2
Такесика…………………………………………………………
2.3
Сенсорика………………………………………………………
3.4
Проксемика……………………………………………………
2.5
Хронемика………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список литературы…………………………………….26
3
Введение
Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели. Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона - взаимодействие общающихся. Третья сторона - восприятие общающимися друг друга.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%.
К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств.
Для обмена информацией используют символы: слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и
4
невербальных символов. Коммуникация - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.
Невербальная коммуникация - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания.
Невербальная коммуникация в прошлом столетии привлекла внимание, прежде всего, ученых в области социальной и общей психологии (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.). Позднее к изучению проблем невербальной коммуникации обращаются психолингвисты и лингвисты (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин и др.). Изучались различные средства невербальной коммуникации и разрабатывались их возможные классификации. Над этой проблемой работали В. Биркенбил, Г. В. Бороздина, Т. Г. Винокур, И. Н. Горелов, М. Л. Кнапп, В. П. Конецкая, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, В. П. Морозов, Э. Холл.
К
началу нынешнего века
Цель данной работы - раскрытие социально – психологических аспектов невербального общения.
Задачи:
- ознакомиться
с сущностью невербального
- проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации.
Методы
работы - теоретический анализ литературы,
где освещается современное виденье
исследуемой проблемы.
5
1.
Социально-психологические
аспекты невербального
общения. Особенности
невербального общения
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами [4, с. 204].
В основе невербальной коммуникации лежат два источника - биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.
Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.
Другим
доказательством биологической
природы невербальной коммуникации
является то, что ее элементы с трудом
поддаются сознательному
Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с
6
положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека - это сигнал о нежелании поддерживать контакт [7, с. 223 ].
Социальная обусловленность коммуникации, как считают этологи, присуща не только человеку, но и животным. Они зафиксировали довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие - узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики) [2, с. 205].
Двойная
природа невербальной коммуникации
объясняет наличие
На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:
1) Поведенческие знаки.
Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.
2) Ненамеренные знаки.
Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.
3)
Собственно коммуникативные знаки.
7
Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии [10, с. 67].
Таким образом, использование в коммуникации невербальных средств происходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими уровнями центральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Невербальная
коммуникация, а именно язык мимики
и жестов человека - это индикаторы
душевного внутреннего
8
Особенностью
невербального языка является то,
что его проявление обусловлено
импульсами нашего подсознания, и отсутствие
возможности подделать эти
Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свой нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.
Таким
образом, невербальная коммуникация представляет
сложный процесс, протекающий в
основном неосознанно.
9
2.
Невербальные элементы
общения
Важнейшей
особенностью невербальной коммуникации
является то, что она осуществляется
с помощью всех органов чувств:
зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния,
каждый из которых образует свой канал
коммуникации. На основе слуха возникает
акустический канал невербальной коммуникации,
по нему поступает паравербальная информация.
На основе зрения складывается оптический
канал, по которому поступает информация
о мимике и телодвижениях (кинесике) человека.
Оно позволяет оценить позу и пространственную
ориентацию коммуникации (проксемику).
На основе осязания работает тактильный
канал. К невербалике также относят понимание
и использование времени - хронемику. Все
элементы невербальной коммуникации тесно
связаны друг с другом, они могут взаимно
дополнять друг друга и вступать в противоречие
друг с другом [10, с. 123].
2.1
Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения [4, с. 98].
Информация о работе Социально-психологические аспекты невербального общения