Социально-психологические аспекты невербального общения

Автор: a****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрытие социально – психологических аспектов невербального общения.
Задачи:
- ознакомиться с сущностью невербального общения;
- проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации.
Методы работы - теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы.

Содержание

Введение
1. Социально-психологические аспекты невербального общения.
Особенности невербального общения
2. Невербальные элементы общения
2.1 Кинесика
2.2 Такесика
2.3 Сенсорика
3.4 Проксемика
2.5 Хронемика
Заключение
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Социальной психологии.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

      Жесты

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие

10

отношение человека непосредственно к собеседнику  к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие  о желаниях и состоянии человека. Большая часть жестов культурно  обусловлена, они являются символами  и носят договор ной характер.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит»  жестов можно разбить на 5 групп:

      1. Жесты - иллюстраторы - описательно-изобразительные  и вырази тельные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы - движения телом; жесты- «биты» (жесты- «отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе;

      2. Жесты - регуляторы - это жесты,  выражающие отношение говорящего  к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные  движения руками;

      3. Жесты - эмблемы - это своеобразные  заменители слов или фраз в  общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях - «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».

      4. Жесты - адапторы -- это специфические  привычки человека, связанные с  движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.);

      5. Жесты - аффекторы -- жесты, выражающие  через движения тела и мышцы  лица определенные эмоции.

11

Жесты являются неотъемлемой частью общения  между людьми. С их помощью мы более ярко и эмоционально выражаем свои мысли.

      Мимика

Мимика  представляет собой все изменения  выражение лица человека, которые  можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение.

Мимика  складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази тельной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации [6, с. 135].

Чаще  всего основным объектом исследования выступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких  как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения - мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессии. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния [25, с. 167].

      1. Удивление - это моментальная  реакция. Всегда появляется внезапно. Если есть время обдумать то, что может удивить, удивление  на лице не зафиксируется.

Основные  проявления реакции удивления: брови  вздерну ты вверх; на лбу широкие  морщины; глаза широко, расслаб ленно открыты, над радужной оболочкой видна белая склера; соответственно, рот открыт.

      2. Страх - эмоция, возникающая в  предвосхищении чего-то исключительно  пагубного для человека. Причиной  страха может быть 

12

ожидание  физической боли, каких-либо неприятных событий, которые этот человек не в силах предотвратить.

Основные  проявления реакции страха: брови  подняты, растянуты и сведены; короткие морщины на лбу; глаза раскрыты, вверху видна белая склера, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад.

      3. Негодование (злость) является результатом  психического расстройства, физической  угрозы или намерения нанести  кому-то психологический или физический  ущерб. В состоянии гнева у  человека поднимается кровяное  давление, отчего краснеет лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание, напрягаются мышцы.

Основные  проявления гнева: брови сдвигаются, между ними появляются вертикальные складки, внешние концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальных морщин; глаза  сужаются, губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы.

      4. Отвращение является реакцией  на ощущение вкуса, запаха, звука,  прикосновения и вида некоторых  объектов или людей.

Основные  признаки этой реакции: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почти закрыты; уголки рта опущены. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт и напряженно, как при тошноте, высунут язык; на носу морщины.

      5. Радость переживается как ощущение  приятного, возбуждающего, поднимающего  настроение, -- или как избавление от чего-то неприятного или опасного. В некоторых случаях радость может сливаться с удивлением, при этом, как правило, реакция удивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто за проявлениями радости скрываются гнев и страх.

Основные  признаки радости: брови и лоб почти не принимают участия в формировании экспрессии; глаза часто сужаются и блестят; уголки губ поднимаются кверху; рот растягивается в улыбке.

13

      6. Печаль (горе) чаще всего вызывается  какими-то потерями. Она фиксируется  на лице от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон - от состояния печали до горя и страдания.

Основные  проявления реакции печали: брови  сдвинуты вместе, их внешние концы  опущены, между бровями небольшие  вертикальные складки; на середине лба короткие морщины; глаза слегка приоткрыты, и между нижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта опущены вниз [3, с. 106-108].

С помощью  глаз также можно выразить богатую  гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом.

Глаза и губы - наиболее подвижные и выразительные элементы лица. Исследования показывают, что человек смотрит на того собеседника, который ему нравится или которому он доверяет. Эффективно пользоваться глазами - черта хорошего психолога и тонкого дипломата. Согласно общепринятому мнению, глаза - зеркало души и они отражают состояние человека. Контакт глаз помогает повысить уверенность в себе и установить доверительное отношение с собеседником.

Визуальный  контакт является исключительно  частью общения. Человек зрительно  фиксирует все изменения во внешности и выражении лица собеседник. Зрительная система может регистрировать все особенности объекта восприятия. Время от времени взгляды собеседников встречаются, в некоторых случаях собеседник воздерживается от пристального и прямого визуального контакта. В ситуации острого соперничества или враждебности люди избегают прямо смотреть друг на друга. В обычном разговоре контакт глазами помогает говорящему почувствовать, что он общается именно с

14

вами, произвести благоприятное впечатление, лучше  донести до собеседника смысл сказанного вами [9, с. 51].

      Позы

Большое количество информации несет в себе поза человека. Поза - положение человеческого  тела и движения, которые принимает  человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека [6, с. 153].

По позе можно судить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности  и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям [3, с. 120].

Вертикальное, расслабленное и естественное положение  тела создает впечатление уверенности  и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с вами в общение. Руки, расположенные по направлению к другому человеку - это тоже проявление открытости и сердечности. Будьте внимательны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает на груди руки, значит, он не согласен с вами, а если он к тому же закидывает ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится к возражениям. Если вы никак не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт с собеседником.

      При общении принято выделять три группы поз:

1) Включение  или исключение из ситуации, т.е.  открытость или закрытость для  контакта. Закрытость достигается  скрещиванием на груди рук,  сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе  «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело поверну ты к партнеру, туловище наклонено вперед.

15

2) Доминирование  или зависимость. Доминирование  проявляется в «нависании» над  партнером, похлопывании его по  плечу, руке на плече собеседника. Зависимость - взгляд снизу вверх, сутулость.

3) Противостояние  или гармония. Противостояние проявляется  в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки  на боках. Гармоничная поза  всегда синхронизирована с позой  партнера, открыта и свободна [17, с. 220].

      Внешний вид

В современном  мире очень большое значение имеет  умение человека производить хорошее  впечатление. Для делово го человека важно то, как он выглядит в глазах окружающих, какое производит впечатление  на своих коллег и партнеров, т. к. от этого зависит эффективность и результативность его деятельности, поэтому он стремится к созданию определенного «привлекательно го» имиджа.

Имидж - это целенаправленно сформированный об раз, с помощью которого человек  представляет себя миру, своего рода форма самопрезентации, способствующая воздействию на окружающих. Это искусство управлять впечатлением, которое производит человек на окружающих [23, с. 186].

Особенно  много нам может сказать одежда человека. Она сообщает окружающим о настроении, чувствах и намерениях человека.

Мы привыкли к тому, что первая встреча с  незнакомым человеком часто является определяющей, формирует дальнейшие отношения. При первой встрече наш  внешний вид - это единственный источник информации, из которого новый знакомый черпает сведения о нас. Одежда, прическа, состояние лица и рук, украшения способны много рассказать о нашем социальном положении, финансовом состоянии, возможной работе.

Очень многое о Вашем собеседнике могут  рассказать предпочитаемый цвет одежды, т.е. цвет наиболее часто носимой одежды, его стиль, излюбленные  

16

украшения. По этим, казалось бы, малозначимым сигналам можно узнать о характере собеседника, его стремлениях, ценностях и  т.д. 

2.2 Такесика 

      Такесика  изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание и т.п. Как показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью [13, с. 159].

      Объятия

По характеру  объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств.

Закадычные  друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл.

Информация о работе Социально-психологические аспекты невербального общения