Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:46, курсовая работа
Цель – изучить социально-педагогическую работу с опекунскими семьями.
В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:
рассмотреть исторические аспекты развития опекунской семьи;
выявить проблемы опекунских семей на современном этапе;
проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей;
рассмотреть содержание, формы, методы работы социального педагога с опекунскими семьями.
Введение
1. Опекунская семья как объект социально-педагогической работы
1.1. Исторические аспекты развития опекунской семьи
1.2. Проблемы опекунских семей на современном этапе
2. Организация социально-педагогической работы с опекунскими семьями
2.1. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей
2.2. Опыт работы социального педагога с опекунскими семьями
Заключение
Библиографический список
В соответствии с п.10 ст.8 ФЗ «Об опеке и попечительстве», органы опеки и попечительства ведут учет граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание. Учет должен вестись в порядке, определяемом Правительством РФ [22].
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 49 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» внесли ряд корректив в нормативную основу организации деятельности по семейному устройству.
При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями ст.8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», где говорится о том, что конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается [21].
При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.
На территории Республики Коми действует Закон Республики Коми от 12.11.2004г. № 57-РЗ «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей» (далее – Закон 57-РЗ), который в рамках полномочий субъекта Российской Федерации устанавливает государственные гарантии в Республике Коми семьям, имеющим детей.
В соответствии с п. 1 статьи 2 Закона 57-РЗ, право на получение ежемесячного пособия на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого до 1 января 2005 года рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Республике Коми.
В
целях реализации Закона № 57-РЗ принято
постановление Правительства
В соответствии с п. 15 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на каждого до 1 января 2005 года рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка, утвержденного Постановлением № 282, пособие назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
Также согласно Закону «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью» опекун (попечитель), приемный родитель (родители) в соответствии с законодательством Российской Федерации, ежегодно представляют в специально уполномоченный Правительством Республики Коми орган исполнительной власти Республики Коми отчет, в письменной форме за предыдущий год об использовании ежемесячных денежных средств на содержание ребенка и доплаты. Неизрасходованные в течение года средства изъятию не подлежат и расходуются по их целевому назначению [4]
Таким образом, проанализировав нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей, можно сделать следующие выводы.
Существуют
международные, федеральные и региональные
законодательные акты, которые регулируют
устройство детей, оставшихся без попечения
родителей, правовые отношения между опекуном
и ребенком, регламентируют ситуации,
связанные с воспитанием детей, оставшихся
без попечения родителей, права и обязанности
опекунов и опекаемых. Также говорится
о том, какие лица могут назначаться опекунами
(попечителями); выявление, учет и устройство
детей, оставшихся без попечения родителей;
права опекунов на получение ежемесячного
пособия ребенка; конфиденциальная информация
о детях, оставшихся без попечения родителей.
2.2.
Опыт работы социального педагога с опекунскими
семьями
Социально-педагогическая деятельность – это целенаправленная работа профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптацией [17, С. 127].
К сфере социально-педагогической деятельности относятся такие специалисты, как психологи, логопеды, юристы, медицинские работники, социальные работники. Одним из субъектов деятельности является социальный педагог.
Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права – одна из обязанностей социального педагога. Но работа эта начинается гораздо раньше, чем опекун (попечитель) официально получит право воспитывать ребенка. Социальный педагог, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, обязан в трехдневный срок обследовать жилищно-бытовые условия ребенка и доложить о создавшейся ситуации в органы опеки о попечительства, помочь специалистам определить его дальнейшее место жительства.
Если у ребенка есть родственники или знакомые, которые согласны взять над ним опеку (попечительство), то до достижения совершеннолетия социальный педагог будет являться для них помощником в воспитании, обучении и развитии ребенка [19, С. 99].
Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности социального педагога: обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей, а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и так далее).
Психологическая составляющая поддержки семьи включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.
В посредническую составляющую поддержки семьи входят три пункта:
а) помощь в организации семейного досуга;
б) помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка);
в) информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты) [26, С. 111].
Основные направления работы Валентины Калиниченко с опекунскими семьями, которая является социальным педагогом средней школы № 2 Октябрьского района города Новосибирска, следующие: проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них. Посещение семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. Контроль за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых, обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками и отменой уплаты различных школьных взносов. Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания. Посещение уроков, проводящихся с опекаемыми детьми, контроль за их успеваемостью, посещением занятий, дисциплиной. Оказание материальной помощи семьям опекаемых детей через социальную защиту района. Контрольное обследование жилищно-бытовых условий опекаемых детей, сопровождающееся составлением актов и отчетов для передачи их в органы опеки и попечительства. Подготовка отчета о работе с опекаемыми детьми и семьями на педсовете. Вовлечение опекаемых детей в работу различных кружков и секций. Контроль за сохранением здоровья детей и оказание помощи в организации их отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях.
В качестве первостепенной задачи В. Калиниченко определяет знакомство с опекунами, с их жилищно-бытовыми условиями. В сентябре каждого года социальный педагог посещает семьи опекаемых детей с целью выяснения изменений, которые произошли в течение летнего периода времени (нашлись родители, вышли из мест заключения, изменился квартирный вопрос и т. д.). Второй задачей является установление крепкого делового контакта. Третья задача – быть в курсе всех школьных дел опекаемого [12, С. 101].
Одной из важных задач социального педагога является помощь в организации досуговой деятельности опекаемых детей: вовлечение их в кружки, секции, организация их внеклассной работы. Так, МОУ «Средней общеобразовательной школе № 12 города Тобольска дети еженедельно посещают бассейн, ребята посещают школу ремесел, принимают участие в международной игре «Кенгуру», в игре «Зарница».
Следующим важным звеном работы социального педагога является помощь опекунам в организации летнего отдыха детей. Идет обращение в социальную защиту района, на предприятие, где работал или работает опекун, либо найти спонсора. Если же не удается отправить детей за город, им предлагается отдохнуть в школьном оздоровительном лагере [8, С. 145].
Помощь и поддержку в воспитании детей опекуны могут получить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля, прежде всего социального педагога и психолога, а также общению с другими родителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.
В основе модели большинства замещающих семей лежат теоретические и практические основы педагогической поддержки детей в образовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажа семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей включает в себя следующие направления:
а) психолого-педагогическое просвещение как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов;
б) гармонизация детско-родительских отношений;
в) гармонизация супружеских отношений;
г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей,
обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию [3, С. 132].
В работе социального педагога с опекунскими семьями самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно
он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог
наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии.
Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования и опроса.
Рассмотрев опыт работы социального педагога с опекунскими семьями, можно сделать вывод, что существует множество направлений работы. К ним относятся посещение, контроль за опекунскими семьями; контрольное обследование жилищно-бытовых условий; проведение индивидуальных бесед.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с опекунскими семьями