Социально-педагогическая работа с опекунскими семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить социально-педагогическую работу с опекунскими семьями.
В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:
рассмотреть исторические аспекты развития опекунской семьи;
выявить проблемы опекунских семей на современном этапе;
проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей;
рассмотреть содержание, формы, методы работы социального педагога с опекунскими семьями.

Содержание

Введение
1. Опекунская семья как объект социально-педагогической работы
1.1. Исторические аспекты развития опекунской семьи
1.2. Проблемы опекунских семей на современном этапе
2. Организация социально-педагогической работы с опекунскими семьями
2.1. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей
2.2. Опыт работы социального педагога с опекунскими семьями
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая Вокуева Анастасия.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно сделать вывод, что такая форма воспитания детей как опека существовала во все времена и у всех народов. Первое летописное упоминание об опеке На Руси относится к 879 г. Уже в XI в. излагались основы социально-педагогической деятельности с опекунскими семьями. Также в XIX в. существовали такие формы воспитания детей как подворное кормление, усыновление, «вскормление» за деньги, опека.

     В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный  институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения  над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. 2. Проблемы опекунских семей

     Воспитание  любого ребенка, особенно приемного, естественно, не обходится без проблем.

     Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями  разрушает мир ребенка, подростка, потому что его родители, его естественные защитники, оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаток средств к существованию.

     Размеры социального сиротства, при котором  дети утрачивают семейные связи и  родительское попечение, имея живых  родителей, постоянно увеличиваются.

     В настоящее время в опекунских семьях существуют различные проблемы. Их условно можно разделить на три группы: первая связана с адаптацией детей в приемной семье; вторая – с материальным обеспечением; третья – с возрастом опекунов [ 12, С. 138].

     Первая группа проблем. Вхождение ребенка в семью, его адаптация зависят от условий, в которых он жил до этого, от его характера. Общение  сложнее происходит у опекунов, которые взяли детей из детского дома. Некоторые, особенно детдомовские, настороженно относятся к своим опекунам. Объясняя эту причину, можно привести опыт руководителя благотворительного фонда «Доброе начало» А. Зелининой, которая вместе с мужем к своим двум дочерям и сыну взяли мальчика из детского дома. Супруги хотели иметь большую семью, но, по словам Зелининой, «вряд ли современная женщина может позволить себе каждый год рожать».  Поэтому она и предложила взять мужу ребенка из детского дома. В начале мальчик вел себя как дикарь. Женщина приходила в детский дом, организовывала игры с детьми и постепенно вовлекла мальчика в них. Он перестал сторониться и дал согласие на усыновление [12, С. 139].

     Достаточно  часто из-за возникающих проблем  в воспитании и образовании, неумения распознавать и преодолевать кризисные  ситуации в семье, воспитывающей  неродного ребенка, приемные родители и опекуны отказываются от бывших питомцев. Есть к тому же, замещающие семьи, которые не в состоянии при всей их заботе обеспечить приемным детям, по различным причинам и обстоятельствам, необходимый уровень развития. Они возвращают детей от 7 до 14 лет.

     О проблеме вхождения взятого ребенка  под опеку говорили респонденты, как вырастившие уже своих  детей, так и не имевшие их.

       Казалось бы, у первых есть  опыт. Однако и они считают,  что для общения с детьми, взятыми  из детского дома, им нужна помощь психолога. Приведем пример такой ситуации опекунов. Бездетные муж с женой уже в зрелом возрасте взяли мальчика 4-х лет из детского дома. Три года он живет в их семье. Опекуны находятся в растерянности, так как не знают как вести себя с ребенком, которому всего семь лет. Они не понимают, откуда берется его агрессия, считают: «Нам достался злой ребенок». Для того чтобы наладить с ним отношения, опекуны просят помощь психолога [10, С. 137].

     В настоящее время отношения в  опекунских семьях складываются в как правило, хорошие, нормальные, не конфликтные. Только, в некоторой части семей отмечены «неблагополучные отношения». Причины в основном из-за «материального недостатка»,  или из-за «жилищных условий.

     Вторая  группа проблем. Связана с материальным обеспечением опекунских семей. Опекуны, взявшие нездорового ребенка, гораздо больше не удовлетворены материальной помощью государства по сравнению с теми, у которых дети не имеют серьезных заболеваний; респонденты считают, что нужно ввести шкалу выплат на детей разного возраста, затраты с возрастом ребенка увеличиваются [5, С. 142].

     У половины опекунов нет денег на лечение  в случае серьезных заболеваний  детей. На вопрос, к кому в таком  случае они обращались, ответили: в социальные государственные организации, к родственникам, в благотворительные фонды, к друзьям.

     В случае оказания больным детям помощи она выражалась, прежде всего, в деньгах. 42, 2% респондентов отметили, что помощь была оказана в медицинских учреждениях. Четвертую часть детей отправляли бесплатно лечиться [20, С. 144]. Моральную помощь, кроме денег, оказали друзья.  

     Третья  группа проблем – возраст опекунов. Среди них примерно 80% бабушек и дедушек. На открытый вопрос анкеты: «Укажите, чего Вам не достает на сегодняшний день для полноценного воспитания опекаемого ребенка?», респонденты назвали после материальных составляющих такие, как здоровье и время [3, С. 42]. Здоровья не хватает опекунам потому что многие из них являются бабушками опекаемых детей. Времени опекунам не хватает и по другим причинам: в старшем возрасте люди быстрее устают, нужно больше времени на отдых по сравнению с молодыми; некоторые имеют хронические заболевания и должны лечиться; другие из-за нехватки денег вынуждены и работать, и воспитывать внуков. При возникновении любой проблемы в такой семье они обращаются в органы опеки.

       А.С.Спиваковская, исследовавшая особенности  родительских позиций в семьях  опекунов в условиях психологической консультации, отмечает определенную неадекватность, в первую очередь, в сфере социально-перцептивных особенностей. Она считает, что образ ребенка «зашумляется», делается грубо оценочным за счет постоянно сопровождающего родителей страха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд». Под влиянием этого страха родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, обусловливая их проявлением болезни.  
А.С.Спиваковская обращает внимание на такие негативные явления в семье опекунов, как родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, ограниченность принятия ребенка. Она пишет: «Жизнь вместе с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того, что якобы неправильно, не так, как у других»  
 
Из опыта консультирования приемных родителей выделена проблема недоверия к себе в качестве родителя, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем. Это приводит к такому явлению, как гиперпротекция — баловство и чрезмерная забота при отсутствии системы разумных наказаний и ограничений
[9, С. 128].

     Таким образом, выявив проблемы опекунских семей, можно сделать вывод, что основными проблемами являются адаптация ребенка к новым условиям жизни, вхождение ребенка в семью, воспитание детей в опееунских семьях; материальные проблемы; проблемы, связанные с возрастом опекунов, среди них много пожилых людей, так как многие из них являются бабушками опекаемых детей.  
 
 

 

      2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОПЕКУНСКИМИ СЕМЬЯМИ 

       2.1. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей 

     Право ребенка иметь семью признано в России на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного.

     Утрата  несовершеннолетним родительского  попечения наступает в следующих  случаях: смерть родителей; лишение  родителей родительских прав; длительная болезнь родителей; признание родителей  умершими по суду; признание родителей  судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия; длительное пребывание родителей в командировке (более 6 месяцев); отбывание родителями срока наказания или нахождение под стражей в период следствия; оставление ребенка на длительное время без присмотра взрослых [16, С. 245].

     В настоящее время создана и  законодательно закреплена целостная  система защиты прав и законных интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Устройство  детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом международных и федеральных законодательных актов.

     Основными из них являются Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Ст. 18, 19, Конституция РФ (ст. 38, 39), Семейный кодекс РФ (ст. 121, 122, 123), Гражданский кодекс РФ (ст. 31-40), Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ст. 5-15), Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» (ст. 1-32) и другие законодательные акты.

     Согласно  Конвенции ООН о правах ребенка государства – участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка; в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства – участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений [14].

     В Конституции Российской Федерации говорится о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства [15]; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

     В разделе 6 Семейного Кодекса Российской Федерации законодательно регламентируются ситуации, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей. Глава 18 посвящена защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст.121), выявлению, учету и устройству таких детей (ст.122, 123). Деятельность, регламентированная этим разделом, может осуществляться только органами опеки и попечительства, являющимися органами местного самоуправления.

     В главе 20 дается описание правил установления опеки над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, и попечительства – в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Дети, над которыми может быть установлена опека или попечительство, лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями) детей, права детей, находящихся под опекой (попечительством), права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка – ограничения по всем этим вопросам заключены в ст.145, 146, 148, 150. Об опеке (попечительстве) над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты, и их правах говорится в ст.147 и 149. В ст. 153 говорится о том, что приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения) [24].

     Согласно  Гражданскому Кодексу Российской Федерации  опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином [6]. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

     В соответствии со ст.14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с опекунскими семьями