Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:46, курсовая работа
Цель – изучить социально-педагогическую работу с опекунскими семьями.
В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:
рассмотреть исторические аспекты развития опекунской семьи;
выявить проблемы опекунских семей на современном этапе;
проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей;
рассмотреть содержание, формы, методы работы социального педагога с опекунскими семьями.
Введение
1. Опекунская семья как объект социально-педагогической работы
1.1. Исторические аспекты развития опекунской семьи
1.2. Проблемы опекунских семей на современном этапе
2. Организация социально-педагогической работы с опекунскими семьями
2.1. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей
2.2. Опыт работы социального педагога с опекунскими семьями
Заключение
Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ И. А. КУРАТОВА»
Специальность
050711 Социальная педагогика
КУРСОВАЯ РАБОТА
Социально-педагогическая
работа с опекунскими семьями
Научный руководитель,
_________ С. А. Чупрова
Исполнитель, студентка
Сыктывкар,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Опекунская семья как объект социально-педагогической работы 1.1. Исторические аспекты развития опекунской семьи 1.2. Проблемы опекунских семей на современном этапе 2. Организация социально-педагогической работы с опекунскими семьями 2.1. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту прав опекунских семей 2.2. Опыт работы социального педагога с опекунскими семьями Заключение Библиографический
список |
3 6 10 14 20 25 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из острых проблем в России является сиротство. Масштаб различных негативных последствий, связанных с этим, подчеркивается в различных статистических данных, правоприменительной практике, многочисленных отчетах Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и так далее.
Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее [17, С. 445].
В стране около 800 тысяч детей-сирот. Большинство из них (80%) – сироты при живых родителях [2, С. 21]. Этих детей родители оставили в роддомах, или они лишены родительских прав.
Российское
и международное
В связи с этим развивается институт замещающей семьи, принявшей ребенка на воспитание. Замещающая семья имеет четыре формы: опека, приемная, патронатная, семья усыновителей.
По статистическим отсчетам из всех регионов России в 2009 году было усыновлено российскими гражданами 8896 детей, иностранными – 4324 ребенка, взято под опеку 83700 детей, передано в приемные семьи 18927 детей, на другие формы семейного устройства (патронат) – 3908 детей [2, 97].
В данной работе рассмотрена и изучена такая форма замещающей семьи как опека.
Опекунская семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя) [8, С. 26].
В работе с опекунскими семьями необходима работа таких специалистов как психологи, юристы, медицинские работники, социальные работники. В современном обществе работа социального педагога нужна: в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей; в школах-интернатах, детских домах, приютах; детских санаториях; в социально-образовательных центрах; в реабилитационно-коррекционных центрах; в культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах; в летних лагерях труда и отдыха.
Объектом данной работы является опекунская семья как объект социально-педагогической работы.
Предметом - организация социально-педагогической работы с опекунскими семьями.
Цель – изучить социально-педагогическую работу с опекунскими семьями.
В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:
Над данной проблемой работали такие исследователи как Басов Н. Ф., Пчелинцева Л. М., Курбатов В. И., Никитина Н. И. и другие.
При написании данной работы были использованы такие методы как анализ, синтез и обобщение научной литературы.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.
Структура курсовой работы реферативного характера.
Эта
работа может быть полезна студентам,
получающим специальность «Социальная
педагогика».
1.
ОПЕКУНСКАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
1.1. Исторические аспекты развития опекунской
семьи
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Семья – та естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в существующую систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность. Поэтому социальные проблемы, которые переживает современное российское общество, так или иначе затрагивают семью, негативно влияют на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Следствием этого становится такая тревожная тенденция, как досрочное прекращение родителями своих обязанностей, рост социального сиротства.
Потребность в опеке как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. Остановимся на истории развития воспитания детей-сирот в России.
На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются ст. 99 «Русской правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо [ 1, С. 398].
Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью [ 1, С. 220]. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям – ее главной чертой стала сословность.
В своде древнерусского права XI в. «Русской правде» излагаются некоторые основы социально-педагогической деятельности, связанные с развитием такой формы семейного воспитания сирот, как опекунство. В 99-й статье регламентируется деятельность опекуна: «Аже будуть, в дому дети мали, а не джи ся будуть сами собою печаловати, а мати им доидеть за мужь, то кто им ближии будеть, тому же дати на руце и с добыткомь и с домомь, донеле же возмогуть; а товар дати перед людми; …аче же и отчим приметь дети с задницею то тако же есть ряд» [16, С. 10]. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова так комментируют эту статью: человек, желавший стать опекуном сироты, должен заявить об этом в присутствии всей общины, а при достижении сиротой совершеннолетия отчитаться в том, осталось ли его наследство сохранным.
В начале 70-х гг. XIX в. русский педагог В. Я. Стоюнин описал организационно-педагогические условия деятельности сиротских учреждений. Он считал, что воспитание детей-сирот должно быть максимально приближено к семейному [10, С. 14].
В конце XIX в. формы призрения сирот в крестьянских общинах были разнообразны – опека, подворное кормление, «вскормление» за деньги, усыновление. Опека над сиротой устанавливалась на сходе сельского общества. Кандидат в опекуны должен был находиться с ребенком в родстве, а также быть порядочным и нравственным. Крестьянская община контролировала деятельность опекуна; если же он не справлялся со своими обязанностями, то заменяла его другим. Ежегодно опекун отчитывался перед сельским сходом о расходе и приходе имущества опекаемого. С 12 лет ребенок зарабатывал себе на хлеб самостоятельно, опека снималась в возрасте от 18 до 25 лет. Если под опекой находилась девочка, то опекун должен был выдать ее замуж [19, С. 67].
В
соответствии с современным
В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда.
В настоящее время институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. Деятельность опекунов (попечителей), приемных родителей и их подопечных регламентируется не только кодексами, но и федеральными и региональными законами.
Историко-педагогический
анализ призрения детей-сирот в
истории России позволяет сделать
вывод о существовании
В настоящее время даются следующие определения понятиям «опека», «опекун» и «опекунство».
Зубков Т. С. под опекунством понимает, что это наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот в целях их содержания, воспитания и образования [11, С. 168].
Курбатов В. И. считает, что опека и попечительство – это правовые форма защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом [16, С. 386].
В словаре С. И. Ожегова под опекой понимается наблюдение за недееспособными лицами (малолетними, душевнобольными и т. д.) и попечение об их воспитании, правах [18, С. 388].
По социально-педагогическому словарю, опекун (попечитель) – это физическое или юридическое лицо, на которое возлагается обязанность заботы о человеке, признанном недееспособным по возрасту или состоянию здоровья [25, С. 182]. Рассмотрев исторические аспекты развития опекунских семей, можно сделать следующие выводы.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с опекунскими семьями