Социальное прогнозирование: понятие, методы, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального проектирования и социального прогнозирования.

Задачи работы:

1) определить сущность;

2) охарактеризовать методы;

3) обозначить проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….……стр.3

Глава 1. Сущность социального прогнозирования и социального проектирования ………………………………………………………………….5

Возникновение ……………………………………………………..5
1.2 Понятийный аппарат ………………………………………………….7

1.3 Этапы проектирования……………………………………………… 12

1.4 Базовые принципы …………………………………………………...18

Глава 2. Методы и проблемы социального прогнозирования и социального проектирования ………………………………………………………………….22

2.1 Методы социального прогнозирования и проектирования………...22

2.2.Проблемы социального прогнозирования и социального проектирования ………………………………………………………………….26

Заключение ………………………………………………………………………32

Литература ………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ОСП.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Главная задача прогнозирования — научная  разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

     В основе прогнозирования лежат три  взаимодополняющих источника информации о будущем:

     - экстраполяция в будущее тенденций,  закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

     - моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной  форме, схематическом виде, удобном  для получения выводов прогнозного  характера; 

     - прогнозная оценка эксперта.

     Три способа разработки прогнозов.

     Существуют  три дополняющих друг друга способа  разработки прогнозов:

     - анкетирование (интервьюирование, опрос);

     - экстраполирование и интерполирование  — построение динамических (статистических  и логических) рядов развития  показателей прогнозируемого процесса;

     - моделирование — построение поисковых  и нормативных моделей с учетом  вероятного и желаемого изменения  прогнозируемого объекта. 

     Практическое  назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

     - в каком направлении желательно  развитие объектов в исследуемой  области;

     - как действительно может протекать  развитие;

     - каков механизм преодоления негативных  тенденций.

     В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение  и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

     Полный  цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного  и прогнозного фона; определение  цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

     Социальная технология проектирования.

     Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части:

     - определение исследовательского  прогноза;

     - определение нормативного прогноза;

     - верификация и корректировка  прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками.

     Исследовательский прогноз характеризует тенденции  развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства  людей. Исследовательский прогноз  определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

     7. Нормативный прогноз — это  движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование  на основе заданных целей, задач,  норм, идеалов. 

     На  основе многочисленных вариантов верификации  и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний  систем и процессов. В настоящее  время моделирование — один из наиболее распространенных приемов  познания и обязательная часть любого исследования. Модель — это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

     В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный образ будущих объектов.

     8. Конструкт — это формирование  теоретического знания. Из многообразия  моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, — конструкт социальной системы.

     9. Проект системы. На этом этапе  идеальная модель выражается  в системе знаков, определяются  проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней [6, с. 124].  

    1.4 Базовые принципы

     Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе  и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

     К числу важнейших из них относятся:

     - выбор основных факторов и  элементов данной системы, определение  их роли и значимости в социальной  сфере;

     - выявление на основе анализа  основных тенденций развития  исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и т.д.);

     - экстраполяция этих тенденций  на будущее;

     - синтез этих будущих траекторий  в настоящих социальных процессах;

     - интеграция с прогнозами в  других сферах общественной деятельности;

     - составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;

     - непрерывная корректировка прогнозов.

     К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

     а) глубину и объективность анализа;

     б) знание конкретных условий;

     в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

     Особое  значение в социальном прогнозировании  имеет информация, банк данных статистического  материала.

     В теоретико-методологическом отношении  необходимо учитывать ряд важнейших положений:

     - восприятие социальных процессов  как объективной реальности;

     - использование целостного, системного  подхода к исследованию;

     - исторический детерминизм, т.е.  признание следственно-причинных  обусловленностей данных процессов [7, с.32].

     Базовые принципы социального проектирования:

     1. Принцип “проживания” обществом  новых ценностных оснований своей  деятельности, своих норм взаимодействия. Социальное проектирование по  сути представляет собой процесс “проживания” обществом своих текущих проблем и “сегодняшних” интересов в системе ценностей гражданского общества в идеальном состоянии мыслительной деятельности. Разработка стратегического плана позволяет всем субъектам стратегического планирования опробовать нормы диалогового взаимодействия, осознать потребность в ценности свободы и терпимости, обрести первичный опыт гражданского взаимодействия.

     2. Принцип саморазвития. Источником  социального проектирования гражданского  общества может быть лишь потребность  самого общества в саморазвитии. Стратегический план это лишь условие развития сообщества, порождающее его гражданскую активность, но отнюдь не схема конкретной политической или экономической системы, заимствованной извне. Социальное проектирование предлагает лишь технологичные приемы, алгоритмы и формы организации процесса стратегического планирования, но содержание стратегического плана каждый раз формируется сообществом в меру его представления о своем желаемом будущем. Социальное проектирование это лишь условие развития, востребуемое только обществом открытым своему будущему.

     3. Принцип социальной ответственности.  Социальное проектирование представляет  собой процесс разработки новых  коллективных норм и правил, не  зафиксированных в существующем  законодательстве. Способность субъектов  социального проектирования самостоятельно соблюдать эти нормы и правила свидетельствует о сформированности правовой культуры личности, общества в целом, государственных структур.

     4. Принцип социальной компетентности. Социальное проектрование базируется  на формировании таких качествах социальной компетентности как критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. Одновременно социальное проектирование предполагает способность членов сообщества выдвигать позитивные социальные инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Показателем социальной компетентности является деятельность в обществе различных ассоциаций, фондов, общественных объединений, коммун и т.д.

     5. Принцип непрерывного образования  широких слоев населения. Проектирование  будущего - это ситуация, в которой человек ощущает огромную потребность в новых знаниях и умениях.

     6. Принцип согласования целей и  баланса интересов субъектов  социального проектирования. Принцип  предполагает готовность субъектов  социального проектирования к  согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей и к созданию системы баланса интересов, выступающей основой и гарантом существования гражданского общества.

     7. Принцип открытости будущему. Он  предполагает способность субъектов  социального проектирования к консолидации вокруг перспективных стратегических целей развития сообщества, и способность к выдвижению таких целей.

     8. Принцип автономности сообщества. Этот принцип в социальном  проектировании выделяет в качестве  проектируемой структуры отдельно  взятое сообщество. Сообщество может представлять разные масштабы организации: сельский населенный пункт, малый город, крупный город, регион и т.д. [4, с.232]. 
 

     Итак, прогнозирование – один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Прогнозирование в широком смысле – предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

     Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

     Социальное  проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

     . Наиболее общепринятой является  следующая схема социального  проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

     Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

 

      Глава 2. Методы и проблемы социального прогнозирования и социального проектирования

     2.1. Методы социального  прогнозирования  и проектирования

     Социальное  прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа  опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации [8, с.98].

     Степень формализации в методах прогнозирования  в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы. 

Информация о работе Социальное прогнозирование: понятие, методы, проблемы