Социальное прогнозирование: понятие, методы, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального проектирования и социального прогнозирования.

Задачи работы:

1) определить сущность;

2) охарактеризовать методы;

3) обозначить проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….……стр.3

Глава 1. Сущность социального прогнозирования и социального проектирования ………………………………………………………………….5

Возникновение ……………………………………………………..5
1.2 Понятийный аппарат ………………………………………………….7

1.3 Этапы проектирования……………………………………………… 12

1.4 Базовые принципы …………………………………………………...18

Глава 2. Методы и проблемы социального прогнозирования и социального проектирования ………………………………………………………………….22

2.1 Методы социального прогнозирования и проектирования………...22

2.2.Проблемы социального прогнозирования и социального проектирования ………………………………………………………………….26

Заключение ………………………………………………………………………32

Литература ………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ОСП.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     - уже решенных, но их внедрение  и реализация только начинаются;

     - тех проблем, которые решены, но  не нашли практического использования;

     - оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

     Таким образом, социальное прогнозирование  позволяет предвидеть результаты и  своевременно устранять причины  возникновения социальных проблем. 

     Социальное  проектирование

     Проектирование  происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

     Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

     Человек или организация, прежде чем предпринять  какое-либо действие, всегда сначала  обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления  отдается предпочтение.

     Социальное  прогнозирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

     Проектирование, будучи одной из форм выработки и  принятия решения, выступает как  важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его  функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

     Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

     Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: «планирование», «проекция», «предвосхищение», «предвидение», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

     Планирование  - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.

     Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) - человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.

     Социальное  проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что: социальный объект противоречив; у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития); невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); на социальный объект влияет много объективных факторов; существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют "социальным конструированием" [4, с.74].

     Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

     Объектом  социального проектирования (т.е. где  или на ком осуществляется процесс  проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

     1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

     2) различные элементы и подсистемы  социальной структуры общества (трудовые  коллективы, регионы, социальные  группы и т. п.);

     3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.); [3, с. 56].

     Анализ  объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационный массив", который является главным источником социального проектирования.

     Основная  цель социального проектирования как  специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного  массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей [4, с. 76].  

            1.3 Этапы проектирования 

     Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.

     1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная  ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных  действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

     2. Социальный заказ. Заказ выступает  в качестве определенной социальной  установки на разработку конкретных  мероприятий по реализации материальных  и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

     3. Паспортизация объекта — получение  точных данных о системе, процессе  или явлениях, описание их состояний,  функционирования и развития. Паспорт  — это сводный документ, в котором  отображаются количественные и  качественные параметры системы,  влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):

     - определение характеристик и  параметров, влияющих на нормальное  функционирование и развитие  системы, их классификация и  дифференциация;

     - разработка форм паспорта (внесение  показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);

     - заполнение форм паспорта, получение  необходимых данных: работа с  документами, анкетирование, интервьюирование  и т. п. 

     4. Цели. Цель является поводом для  начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

     - отображение потребности (мотив);

     - отображение путей и способов  ее удовлетворения (планирование, программирование действий);

     - отображение конечных результатов,  последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).

     Обоснование цели должно начинаться с определения  действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

     Формулировать цель можно различными способами, в  том числе и графически. «Дерево  целей»— это связанный ориентировочный  граф, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.

     Важно уже на стадии определения целей  предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших конфликтов, т, е. уже на этом этапе  проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.

     Перед каждой системой выдвигаются сразу  несколько целей. Одну из них важно  конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой  и направлено функционирование всей системы.

     5. После определения целей, опираясь  на них, важно установить главные  задачи, стоящие перед социальной  системой. Задача — это формулировка  индивидуальной или общественной  потребности, ожидающей своего  удовлетворения.

     Задачи  проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.

     6. Прогнозирование — один из  важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Информация о работе Социальное прогнозирование: понятие, методы, проблемы