Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:21, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики
государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является
деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке
стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает
фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику,
которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Социальная защита населения………………………………………………………6
1.1 Государственная политика занятости и ее эффективность……….…..…6
1.2 Социальное обеспечение и социальная помощь…………………………11
1.3 Социальное страхование…………………………………………...……...13
1.4 Регулирование наемного труда……………………………………………15
1.5 Социальная реабилитация…………………………………………………16
1.6 Социальная благотворительность………………………………………....18
1.7 Забота об окружающей среде как социальный процесс…………………19
1.8 Службы социальной помощи за рубежом………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….…………..24
Список использованных источников………………………………………………….26
В законодательстве
некоторых республик СНГ
средств, затраченные на профессиональную подготовку и переквалификацию
работников, вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Есть надежды, что эта
мера скажется на процессах преодоления массовой безработицы.
Неверно считать
безработицу непременным
Напротив, такой экономике, если исходить из самих принципов ее
функционирования, безработные не требуются, поскольку они не являются
весомыми покупателями. Иная несколько картина становления рынка, но не оно
само по себе вызывает незанятость. Последняя все же, применительно к
нашим конкретным условиям, коренится в тех способах развития народного
хозяйства, которые не приемлют цивилизованные формы рынка и деформируют
экономику произволом,
противостоящим объективным экономическим
законам.
1.2 Социальное обеспечение и
Существуют виды стабильной
категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не
связанные непосредственным
образом с чрезвычайными
людях находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и
общества живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того
чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами,
существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.
Социальная политика
государства может иметь
экономическое, организационное, правовое, собственно социальное,
культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна
количественная и качественная характеристика проводимой государством
социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев
наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной
справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и
слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их
рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже
отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев,
тяжело больных и т.д.
Организации социального
категориях, частях населения, которые в законодательно установленном
порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с
возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных
источников существования.
Наиболее распространенный вид
обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от
стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода
на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата
пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с
пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от
возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или
ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность.
Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из
отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет
госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения
хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать
собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов
предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям
нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный,
длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой,
одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью
социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств
существования. Проявляется забота о престарелых людях не имеющих детей и
родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не только
в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых..
Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям,
семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение
домашнего имущества.
Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является
выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной
степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не
способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи
государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются
платными. В период перехода Украины к экономике рыночного типа неизбежно
частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды
здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина
предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других
отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов
передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда
обратится в любое время за необходимой медицинской помощью ранее
оплаченной.
Государство оказывает
она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным
государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое
пособие в первые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной
плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие месяцы пособие
снижается. Обычно принято предоставлять пособие по безработице в течении
полугода со времени потери работы. Наряду с пособием государственный фонд
занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в
овладении новой
специальностью.
1.3 Социальное страхование
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает
социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское,
страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В
развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется
путем удержания из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США,
например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается
7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства.
В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты
работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в
которые входят представители трудящихся и предпринимателей.
Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых фондов.
Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-
вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае
максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в
первые месяцы
безработицы в течение
выплат уменьшаются.
Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж,
физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в
Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в
течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед
потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150
дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во внимание
только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26.
В Украине, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о
занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не
ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ
постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности,
задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах
нескольких месяцев и даже лет.
Важным звеном социальной защиты населения являются программы
трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ
участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят
на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства поступают от
государства.
К концу 90-х годов в США пройдут переквалификацию или будут обучаться
около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест государство берет на
себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог,
канализаций и т.д. В время экономического кризиса государство увеличивает
капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства
осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые
создают рабочие места.
В Украине в 1994 году услуги по профориентации и консультации по
трудоустройству получили более 1 млн.человек. За счёт финансирования из
средств ФСЗ предотвращено увольнение 500 тыс. работающих.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения
армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне,
чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого
осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и
т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы