Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:21, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики
государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является
деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке
стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает
фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику,
которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Социальная защита населения………………………………………………………6
1.1 Государственная политика занятости и ее эффективность……….…..…6
1.2 Социальное обеспечение и социальная помощь…………………………11
1.3 Социальное страхование…………………………………………...……...13
1.4 Регулирование наемного труда……………………………………………15
1.5 Социальная реабилитация…………………………………………………16
1.6 Социальная благотворительность………………………………………....18
1.7 Забота об окружающей среде как социальный процесс…………………19
1.8 Службы социальной помощи за рубежом………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….…………..24
Список использованных источников………………………………………………….26
влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной
безработицы - прежде всего) капитализма.
Реальные и потенциальные масштабы безработицы в Украине в разных ее формах
огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда
трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн.
человек. Если уровень производительности труда в нашем обществе поднять до
общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320
т. добычи на-гора угля в год, в США - 7,143 т. Один занятый в сельском
хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в
США - около 90 чел., и т.д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В
1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном
хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая
потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для
сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ.
Численность экономически активного населения Украины к концу 1995 года
составила 24 млн. человек, или 49% от общей численности страны. В их числе
22 млн.человек (91,8%) были заняты в экономике и 2 млн. человек (8,2%) не
имели занятия, но активно его искали. Официально зарегистрировано в органах
службы занятости в качестве безработных 1,6 млн.человек или 3,2%
экономически активного населения. Продолжается рост неполной занятости (в
1993 году - 5,3%; в 1994 году - 6,4% от числа работающих).
Во второй половине 80-х годов в СССР была определена и получила
официальное одобрение
концепция эффективной
социально ориентированная занятость, основными компонентами которой
являются: сокращение (ликвидация в будущем) тяжелого, примитивного,
неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает
возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько
они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму
с администрацией,
что предусматривает
условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы
собственности (гос. предприятие, частное, кооперативное и т.п.); усиление
связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за
выход, за рабочее
место; признание общественно
введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.
Эффективная занятость - это модель развития и использования
квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентировано на
переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в
реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная
служба трудоустройства, учреждённый государством Фонд содействия занятости.
Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые
происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы
преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и
переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является
более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка
рабочей силы, который формируется.
Деятельность руководства Украины за годы реформ в направлении эффективной
занятости всегда имела половинчатый, а часто лишь декларативный характер.
В частности это выразилось фактически в поддержке скрытой безработицы,
имевшей целью с одной стороны предотвращение обвальных увольнений и
поддержание хотя бы минимального жизненного уровня людей, с другой стороны
вывод этих людей за рамки системы социальной помощи в условиях хронического
дефицита финансирования.
Во-вторых, на сегодняшний день главной функцией ФСЗ является регистрация и
учёт безработных, которую никак нельзя рассматривать в качестве инструмента
активной политики на рынке труда. ФСЗ разработал ряд мер, содержащийся в
ежегодных программах содействия занятости населения. Однако, как набор этих
мер, так и эффект от них ограничены. Например, идея поддержания и создания
рабочих мест - не более чем декларация, если она противоречит проводимой
структурной политике. ФСЗ не способен поддерживать Малый и Средний бизнес,
если для этого нет необходимых экономических условий.
Фактором
увеличения безработицы в
направленная
на финансово-кредитную
инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства
способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию
безработных.
Самые первые шаги к рыночной экономике ударили, кроме прочих, еще по одной
сфере относительного социального благополучия в прежней системе
хозяйствования - по полной занятости. Проблема эта исключительно сложна уже
тем, что затрагивает устои прежней экономической системы, исключавшей
безработицу, во всяком случае, не скрытую привлечением избыточных
работников. Важно отметить, что безработица, с которой мы сейчас
сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом
перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с
факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного
хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства
товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение
спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение
занятости в современной Украине связано в первую очередь с катастрофическим
падением производства за годы реформ.
Следует отметить, что сокращение ВВП не могло не повлечь за собой
сокращения ассигнований на социальные программы и резкого падения
жизненного уровня населения.
Такое положение образует базу для структурной безработицы, характерной для
нашей преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о процессе
не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку устранение
глубоких структурных перекосов в короткие сроки нереально. Впрочем, и
это устранение не снимет проблему безработицы полностью. Последняя лишь
обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в которой
высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием
реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации
производства.
Устранение деформаций народного хозяйства требует форсированного роста
производства товаров, появления новых предприятий, фирм, в том числе
предприятий Малого и Среднего бизнеса. По данным ООН в мире в этом секторе
экономики занято более 50% населения, создавая при этом до 60% ВВП. Однако
этим предприятиям необходима государственная поддержка - льготные кредиты и
налогообложение, инвестиции, правовая база, что даст быструю отдачу по
цепочкам деловой активности в первую очередь: в производстве
стройматериалов, в жилищном строительстве и ремонте, в переработке
сельхозпродукции, в конверсии, в сфере услуг и т.д.
Отказ от установки на полную занятость означает потерю важной социальной
гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если не
полное предотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней мере,
ослабление порождаемых ею явлений.
Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих процесс, не дающих
безработице стать массовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию
работников, поддерживать их в период поиска работы, активно создавать
новые рабочие места и т.д., связанный в первую очередь с настоящей
экономической стабилизацией (возврату к дореформенному уровню
производства), а не стабилизацией на дне экономической пропасти.
Снижение капитальных вложений в государственном масштабе (а оно неизбежно
при решении проблем финансовой стабилизации и ликвидации дефицита бюджета)
может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной политикой
местных, региональных властей.
Сейчас в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в
оплате труда. Речь идет прежде всего о пособиях по безработице, выплате
подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается
в источники финансирования, в улучшение работы служб занятости, создание
системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих
данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.
В настоящее время предприятия выплачивают часть своих доходов для
формирования фонда занятости. Эти отчисления, предполагается, будут
расходоваться преимущественно на пособия по безработице, на переобучение
кадров и содержание служб занятости.
Наиболее перспективной и эффективной представляется система экономических
льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие
места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. В
награду такие предприятия должны освобождаться от части налогов, получать
льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же
предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу,
то сумма ее шести месячного содержания должна вноситься в муниципальные
органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей.
Работодателя
полезно ставить перед
места на собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших
рабочих. Именно такой механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и
в Японии, безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой
рыночной экономикой.