Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть социальную среду управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр.2
1.Среда управления как система взаимодействия субъекта и объекта управления.
1.1.Основные элементы и назначение социальной среды………………стр.3
1.2.Среда управления как система………………………………………..стр.7
1.3.Взаимодействие субъекта и объекта управления в масштабе общества………………………………………………………………………стр.8
1.4.Развитие социальной среды как объект управления организацией.стр.10
2.Значение внутренних связей для управляющей и управляемой систем………………………………………………………………………стр.12
3.Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия………………………………………………..............................стр.15
4.Способы управления в агрессивной социальной среде……………..стр.18
Заключение…………………………………………………………………стр.24

Работа содержит 1 файл

контрольная Microsoft Office Word (4).docx

— 62.38 Кб (Скачать)

   Известность организации, обусловленная как исторически сложившимися традициями и престижностью фирмы, так и нынешней ее популярностью, спросом на производимую продукцию, состоянием социальной инфраструктуры, - это своего рода материальный, интеллектуальный и нравственный «магнит», который притягивает людей к данному предприятию или учреждению, дополняя тем самым предпосылки для его эффективного функционирования. Способствует этому имидж организации – некий ореол, создаваемый вокруг нее в общественном мнении. Поэтому- то известные фирмы и те организации, которые стремятся преуспеть в своей деятельности, не скупятся на широкую рекламу в СМИ, издание справочных книг, всевозможных буклетов и плакатов, поведение выставок выпускаемой продукции, устройство собственных демонстрационных залов и музеев.

   Вполне  очевидно, что социальная среда органически  взаимосвязана с технической  и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном  этапе общественного развития особенно успешная деятельность любой организации  зависит от высокой результативности совместного труда занятых в  ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того насколько условия  труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных, социальных и духовных  потребностей людей, разностороннему развитию личности, гуманизации труда. [2, с.14] 

    1. Среда управления как система.

   Система - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.  
Системный подход - это комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

   Система социального управления, в которой  реализуются разные функции управления: включает разных специалистов, объединенных в органах управления; использует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной  техники;  
объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т. п.), которая позволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

   Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого  равновесия между субъектом и  объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно  изменяющейся среды (внутренней и внешней) является одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей  все остальные его общие законы и принципы.  
Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Возможность такого кризиса постоянна по ряду причин: внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична; ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

   Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом  воздействия. 
 

    1. Взаимодействие  субъекта и объекта  управления в масштабах  общества.

   В обществе выделяют такие уровни управления, как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для их выделения служат, прежде всего, объекты (различные виды  деятельности людей и отношений между социальными группами) и субъекты управления.  Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления. [3, с.97.]

   В государственном управлении важнейшей  является функция регламентации  деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований  и основополагающих направлений. С  реализацией этой функции могут  быть связаны непрофессиональная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях  и др.), а также условия жизни  социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.).

   Специфика объекта государственного управления заключается в том, что представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования. В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объединяющие людей, проживающих на одной территории и являющихся гражданами одного государства. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы.

   Государственное регулирование осуществляется по следующим  главным направлениям: внутренние экономические  и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его  безопасности, выработка основных принципов  и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержании мирового правопорядка.

   Объектом  муниципального управления также выступает  деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей  территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации  деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования).

   Если  государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства через регулирование  выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти управляют  в основном не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ. Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципального образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиозную деятельность, решение этнических проблем, организацию социальной защиты населения и т.п. К отличительным особенностям управления на уровне муниципального образования относятся создание и функционирование социальной инфраструктуры, помощь гражданам,  нуждающимся в поддержке, перераспределение товаров, оказание услуг, в том числе коммунальных. [3,с.98]

   Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Он рассматривается в  литературе с различных позиций. Прежде всего, менеджмент часто отождествляется  с управлением. Это неверно, поскольку  управление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах, и вряд ли можно называть его менеджментом, ровно как человека, управляющего техническими системами, - менеджером. Иными словами, менеджмент и управление не тождественны, менеджмент представляет собой один из уровней управления обществом.

   Поскольку основная цель, смысл деятельности фирмы (организации) заключается в  получении устойчивой прибыли, задача управляющих субъектов сводится к такой организации деятельности всех звеньев и составляющих фирмы, прежде всего ее персонала, которая  дает наибольший эффект для достижения цели. Тем не менее, следует учитывать, что персонал фирмы – реальные люди, их волнуют собственное благосостояние в настоящем и будущем, уровень доходов, благополучие своей семьи, образование, здоровье, отдых и др. В связи с этим управление персоналом фирмы включает в себя деятельность, направленную на решение социальных проблем сотрудников. Таким образом, социальное управление выступает «сквозным» видом всех уровней управления в обществе.

   Оно представляет собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в результате которого вырабатываются и создаются условия для реализации программ действий в сферах, связанных с функционированием социальных общностей, удовлетворением социальных потребностей, реализацией социальных прав индивидов в составе этих общностей. Речь в данном случае идет об управлении (регулировании) социальной структурой, мобильностью, миграционными процессами, занятостью, доходами населения, карьерой индивидов, созданием условий, и возможностей для получения образования, охраны здоровья, культурного развития, отдыха, социальной защиты детей, пенсионеров, инвалидов и др.[3.с.100] 

    1. Развитие  социальной среды  как объект управления организацией.

   Развитие  социальной средынепременный объект управления организацией и вместе с тем составная часть системы управления ее персоналом.

   Социальное  развитие отдельной  организации означает изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников. Соответственно, основными целями развития социальной среды являются:

  • Совершенствование социальной структуры персонала, его демографического  и профессионально-квалифицированного состава, регулирование численности работников, повышение их образовательного и культурно-технического уровня;
  • Улучшение эргономических, психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и иных условий работы, охраны труда и безопасности работников;
  • Обеспечение социального страхования работников, соблюдение их прав и социальных гарантий;
  • Стимулирование средствами как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной  деятельности;
  • Создание и поддержание в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуальных возможностей и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
  • Рост жизненного уровня работников и их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, непроизводственных товарах и необходимых услугах, полноценное использование досуга.

  Развитие  социальной среды организации, следовательно, выражается как в форме объективных  процессов – в связях между  людьми по поводу их жизненных условий, труда, быта и досуга, так и в субъективном, осознаваемом виде – в явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках. Взятое же в целом социальное развитие объемлет весь сложный механизм, привозящий в действие активность человека, последовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к работе, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.

  Изменение в социальной сфере осуществляется, в частности путем управленческого  воздействия на составляющие ее компоненты. Управление предназначено сохранять  структуру и поддерживать установленный  режим функционирования этой системы, обеспечивать соответствующими средствами достижения поставленных перед нею  целей.

  Можно определить управление и как деятельность по упорядочиванию, координации процессов  взаимодействия между людьми, между  материальными объектами, между  теми и другими. Объект управления – это то, на что направлен управленческий процесс, прежде всего люди, их социальные отношения и взаимосвязи.  Субъект управления – это направитель указанного процесса, совокупность управленческих звеньев (подразделений) и руководящих лиц, обладающих определенными полномочиями и ответственностью.[2,с.19]

  По  мере ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения уровня образования  и квалификации работников в индустриально  развитых странах претерпевали изменения  их потребительские предпочтения и  другие факторы социального порядка. Специалисты в области менеджмента  стали чаще обращаться к разработке поведенческих моделей. Благодаря  распределению компьютеров и  автоматических систем управления открылась  возможность быстро просчитать слагаемые  самых сложных ситуаций, учитывать  влияние на работников различных  социальных условий, предлагать близкие  к оптимальным варианты взаимосвязей между типами социальной среды и  формами управления.

  Не  подлежит сомнению, что социальное развитие любой организации приобретает  характер обязательного условия  ее нормального функционирования, увеличивается  потребность в научном обосновании  и обособлении управления всеми  сторонами развития социальной среды организации.[2,с.28] 
 
 

Информация о работе Социальная среда управления. Ее типы. Управление в условиях агрессивной среды