Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, встает очень остро. Если человек не исправиться и не адаптируется к нормальной жизни, то это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Поэтому данная проблема занимает особое место в практике пенитенциарной социальной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
Глава 1. Характеристика современной пенитенциарной системы……..5
Глава 2. Технологии социальной работы с осужденными…………….11
Глава 3. Роль социального работника в пенитенциарных учреждениях..........................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕН……………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 109.78 Кб (Скачать)

Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции  РФ провозглашающей, что: «человек, его  права и свободы являются высшей ценностью» [9; ст.2]. В соответствии с  Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому  жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [9; ст.21]. Принцип гуманизма: «Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия  не могут иметь своей целью  причинение физических страданий или  унижение человеческого достоинства» [19; ст.22]. Гуманизм – это отказ  от так называемого «функционального»  подхода к осужденному, когда  он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.др. целей [15]. Гуманизм – это прежде всего признание возможности  каждого осужденного вернуться  к законопослушной жизни в  обществе, это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому  естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенства, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными. Таким образом принцип гуманизма опровергает то мнение, что тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим.

Социальный  работник более чем другие специалисты  пенитенциарной системы должен ориентироваться  на принцип гуманизма в своей  работе с осужденными, так как  именно он понимает, что обращаясь  с осужденными как с «низшим  существом» мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые  он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению  к осужденному мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел  на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические  принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь  эти принципы должен именно социальный работник в виду спецефических особенностей его профессиональной деятельности.

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях. В пенитенциарных учреждениях  важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с  осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический  кризис в связи с нахождением  их под арестом; содействовать в  адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и  продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам  заключенного в решении проблем  связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании  финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это прежде всего – несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Одна  из наиболее социально-незащищенных категорий  осужденных – инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях  уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста [24].

Исполнение  наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные  необходимостью учета состояния  их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством  для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов  по их просьбе в дома инвалидов  и престарелых. Социальные работники  должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых  действующим законодательством.

Известно, что большое число инвалидов (71,7  %) имеют хронические заболевания  или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней  помощи [12].

Однако  ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических  заболеваний фактически не учитывается  при организации исполнения наказания [5]. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных – инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.

В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право  на пенсию вынуждены вновь проходить  комиссии, собирать справки на это  уходит несколько месяцев, и все  это время не имея средств к  существованию такие лица вынуждены  жить либо на иждивении родственников  либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов  должны быть созданы особые условия  для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии [7].

Таким образом, рассмотрев только одну категорию объектов помощи мы наблюдаем то какие разнообразные  и многочисленные функции должен исполнять социальный работник в  пенитенциарной системе. На современном  этапе развития пенитенциарной системы  существует особенность деятельности социальных работников которая заключается  в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной  работе.

Можно сделать  вывод о том, что функции пенитенциарного  социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении  быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. Однако основополагающими на наш  взгляд являются следующие:

  1. Правовая помощь и поддержка осужденных

2) Психолого-педагогическая  диагностика личности осужденного

3) Разработка  совместно с администрацией ИТУ  программ социально-психологической  и профессиональной реабилитации  осужденных

4) Адаптация  осужденных к среде ИТУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  вышеизложенного социальную работу с осужденными можно представить  как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные  наказания лишением свободы, и института  условного осуждения и условно-досрочного освобождения, главной целью которых  является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество.

В настоящее  время в некоторых областях России проводится эксперимент по внедрению  в практику исполнения наказаний  института социальной работы, активно  развивается психологическая служба в территориальных органах и  учреждениях УИС. На 1 января 2010г. в  уголовно-исполнительной системе России введено 1 607 единиц психологов. Только за последний год численность  психологической службы выросла  на 28%. Наблюдается процесс стабилизации профессионального ядра кадров. Если в предыдущие годы преобладали сотрудники с опытом менее 1 года, то в настоящее  время со стажем 1–3 года – 30%, более 3 лет – 42%.

Однако  состояние социальной и психологической  службы УИС еще не отвечает потребностям практики, уступает многим цивилизованным государствам. Необходимо разработать  концепцию дальнейшего развития социально-психологической службы и в первую очередь обеспечить законодательную, научно-методическую, материально-техническую базы. Следует  повысить статус социального работника  и психолога УИС.

И наконец, потребуется создание системы негосударственной  благотворительной помощи осужденным. И церковь, и шефские, и благотворительные  организации есть. Но их деятельность не согласована, ее следует направить  на действенную помощь по ресоциализации осужденных.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию – М., 2005. – 150с.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 2004. – 96с.
  3. Аминев Г.А Инструментарий пенитенциарного психолога. – Уфа, 2008. – 168с.
  4. Антология социальной работы, т.2. – М.: Сварогъ, 2005. – 398с.
  5. Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. – М.: Норма, 2004. – 176с.
  6.   Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 265с.
  7. Дементьев С.И. Лишение свободы: Уголовно-правовые и исправительно-трудовый аспекты. – Ростов, 2001. – 45с.
  8. Зайцев А.К. Социолог на предприятии. – Калуга, 2003. – 130с.
  9. Конституция РФ. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 32с.
  10. Ласточкин В.А. Основы социальной работы с осужденными, отбывающие наказание в местах лишения свободы. – М.: Академия, 2007. – 324с.
  11. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/prison.htm
  12. Михлин А.С. Осужденные. Кто они? Общая характеристика осужденных. – Социум, 2008. – № 3.
  13. Порядок создания изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима, для нсовершенолетних осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет, в воспитательных колониях территориальных органов Федеральной Службы Исполнения Наказаний. от 26 августа 2005 г. N 144.
  14. Социальная работа. Рос. энцикл. Словарь. / Под общ. ред. В.Ю. Жукова. – М., 2007. – 223с.
  15. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. – М., 2008. – 291с.
  16. Старостин С.А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики. Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Тезисы межд. науч.-прак. конф., ч.2. – Вологда, 2006. – 65с.
  17. Тихонов А.А. Освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. – М.: Юридический Институт МВД РФ., 2004.  – 51 с.
  18. Тюрьма без насилия: гуманизация условий отбывания наказаний и социальная реабилитация бывших осужденных. Сб. мат. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. – 56 с.
  19. Уголовный кодекс РФ. – М.: Изд-во Элит, 2006. – 160с.
  20. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. – М.: Гарант, 2008. – 200с.
  21. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных: Учебное пособие. – Рязань, 2002. – 210с.
  22. Федеральная Служба Исполнения Наказания (ФСИН). – Режим доступа: http://www.fsin.su
  23. Федосеева Ж. Некоторые аспекты социальной реабилитации осужденных. – Ведомости УИС. – 2004. - № 1. – 13с.
  24. Яковлев Ю.И. Характеристика осужденных к лишению свободы. – Государство и право, 2009. – № 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Характеристика  лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых

Характеристика осужденных по возрасту во время  
совершения преступления (лет)

 

2001г. 

2002г. 

2003г. 

2004г. 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

2008г. 

2009г.

от 18 до 25

включительно 

238 832

217 212

197 518

180 157

186 936

201 458

195 922

199 168

178 114

старше 25 до 55 включительно

493 838

488 086

467 159

404 987

441 578

478 111

501 337

514 493

524 074

старше 25 до 55 включительно

9 289

8 609

9 826

9 410

10 967

11 916

13 434

14 365

15 352

старше 60

7 529

7 149

6 837

5 805

5 248

5 377

5 734

6 266

6 545


 

Характеристика осужденных по срокам заключения (наказания)

 

2001г. 

2002г. 

2003г. 

2004г. 

2005г. 

2006г. 

2007г. 

2008г. 

2009г. 

до 1 года

2 934

2 250

3 101

3 856

5 304

6 536

6 704

7 635

8 145

1 год 

7 561

5 419

6 069

6 179

9 261

10 986

11 468

11 189

10 672

свыше 1 до 3 лет 

107 990

106 528

90 470

98 346

131 680

156 051

159 947

163 944

157 911

свыше 3 до 5 лет 

258 586

224 715

195 536

156 592

157 669

172 140

180 431

182 689

178 236

свыше 5 до 10 лет 

295 136

295 916

291 112

243 852

242 984

249 346

254 722

261 334

263 863

свыше 10 до 15 лет 

65 020

70 580

76 186

71 093

74 588

76 678

76 461

78 959

75 916

свыше 15 лет 

12 261

15 648

18 866

20 441

23 243

25 125

26 694

28 542

29 342

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях