Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, встает очень остро. Если человек не исправиться и не адаптируется к нормальной жизни, то это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Поэтому данная проблема занимает особое место в практике пенитенциарной социальной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
Глава 1. Характеристика современной пенитенциарной системы……..5
Глава 2. Технологии социальной работы с осужденными…………….11
Глава 3. Роль социального работника в пенитенциарных учреждениях..........................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕН……………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 109.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ  С ОСУЖДЕНЫМИ

 

Характеристика  технологий социальной работы, вообще, а социальной работы с осужденными,  в частности, представляет собой  весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы  направления профессиональной деятельности.

В настоящее  время существуют различные классификации  технологий социальной работы. Анализ научных источников и практика деятельности исправительных учреждений позволяет  нам выделить и рассмотреть следующие  основные технологии деятельности социальных служб исправительных учреждений России: социальную диагностику, социальную терапию, социальное страхование.

Социальная  диагностика применительно к  УИС – это анализ состояния  социальных объектов (осужденных, их групп  и общностей, исправительного учреждения в целом) и процессов, происходящих в их среде с целью выявления  проблем функционирования. Суть диагностики  в социальной работе в пенитенциарной системе – получение достоверной  информации об изучаемом объекте  или социальном процессе во всех его  сложностях, взаимовлияниях и многообразии.

Социальная  диагностика включает в себя совокупность различных приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать личностные ресурсы осужденного  в процессе его ресоциализации, возможности  ближайшего социального окружения  участвовать в исправлении клиента, самоорганизации в различных  сферах жизнедеятельности. Таким образом, социальная диагностика изучает  жизнедеятельность осужденного  в повседневной жизни ИУ и выявляет изменения в ней в период всего  срока отбывания наказания [16].

Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины  возникновения трудной жизненной  ситуации осужденного, которому необходима помощь. В ходе проведения социальной диагностики выявляются объективные и субъективные факторы возникновения трудной жизненной ситуации – осуждения и связанных с этим последствий – утратой личностью независимости в реализации своих потребностей.

К объективным  факторам относятся: неблагоприятные  экономические условия проживания до осуждения; смерть близких родственников  или их полное отсутствие; низкий уровень  материальной обеспеченности семьи, отсутствие постоянного места работы и жительства и пр.

Субъективные  факторы: сопротивляемость клиента  к преодолению проблемы с помощью  личностных ресурсов; иждивенческая  позиция; безответственность; асоциальные  нормы и ценности, которыми руководствуется  клиент; конфликтные отношения с  социальным окружением и родственниками; нежелание встать на путь исправления.

В ходе специальной  диагностики сопоставляется соотношение  объективных и субъективных факторов. Если второе преобладает, что чаще всего  встречается в практике пенитенциарной социальной работы, то процесс разрешения трудной жизненной ситуации будет  весьма длительным и сложным [22].

Исходя  из факторов, можно прогнозировать варианты поведения осужденного. Выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктивный способ являет собой достижение цели за счет собственных усилий, обращение  за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (сотрудникам  ИУ, представителям общественных, благотворительных, правозащитных организаций, осужденным положительной направленности). Данный способ решения проблемы предполагает изменение своего отношения к  возникшей ситуации – самому факту  осуждения (снятие состояния неразрешимости, трагедии; формирование позитивного  отношения к жизни, перспективам).

Неконструктивные  стратегии поведения – различные  способы защиты – объяснение своей  трудной ситуации виной других людей, обстоятельств, невезения; импульсивное поведение, эмоциональные срывы; нежелание  идти на контакт с сотрудниками ИУ и специалистами социальной службы. Неконструктивный вариант поведения  осужденных весьма распространен в  российских исправительных учреждениях.

Задача  социального работника – помочь осужденному в выработке конструктивного  решения проблемы с привлечением других специалистов, учреждений и  организаций.

Необходимо  учитывать, что, проводя социальную диагностику, специалист социальной службы ИУ является не экспертом, который «всегда  прав», а партнером, изучающим вместе с клиентом причины трудной жизненной  ситуации. Информация, полученная в  ходе социальной диагностики служит изменению первоначального состояния  клиента, содействует процессу его  социальной реабилитации.

В практике пенитенциарной работы используется несколько  форм социальной диагностики: сбор первичной  информации, ознакомление с документами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др.

На начальном  этапе диагностики изучается  личное дело осужденного, анализируется  информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных  отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности – от родственников  отбывающего наказание. При необходимости  отдельные позиции уточняются в  ходе общения с самим клиентом.

Распространенной  и хорошо зарекомендовавшей себя формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет  получить достоверную информацию, при  необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формы  диагностики является наличие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Особой  формой проведения диагностики является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении  к окружающим, конкретной ситуации. Результаты наблюдений фиксируются  в карте ресоциализации осужденного.

С наблюдением  тесно связаны и такие формы  диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Интервью бывает двух типов: свободное и формализованное. В  первом случае сотрудник социальной службы не оказывает большого влияния  на направленность беседы, а лишь иногда задает респонденту наводящие вопросы. Во втором случае респондент не выходит  за рамки «строгого» ответа на вопросы  интервьюера.

Анкетирование предназначено для выявления  мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например у представителей различных отделов и служб  ИУ. Необходимо соблюдение следующих  требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке и пр.

Диагностический тест нацелен на получение более  углубленной информации с помощью  вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб  во взаимодействии с психологами  используются тесты, определяющие уровень  тревожности осужденных, склонности к суициду, стрессоустойчивости.

Корреляция  как форма социальной диагностики  выявляет взаимную связь, взаимовлияние  проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время  проведения диагностики. Она позволяет  выяснить характер и степень взаимовлияния  между событиями в ИУ, особенностями  поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ [23].

Важной  и эффективной технологией социальной работы с осужденными является социальная терапия.

Исходя  из определений приведенных в  различных источниках, социальную терапию  в органах и учреждениях, исполняющих  уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного  воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.

Социальная  терапия в УИС выполняет следующие  основные функции:

а) лечебную – оказание помощи осужденным в  решении проблем со здоровьем  совместно с сотрудниками медицинской  службы и работниками учреждений здравоохранения по месту дислокации исправительного учреждения и за его пределами;

б) социального  развития – включение осужденных в активную групповую и общественную деятельность, организация процесса совместного развития, положительно влияющего на социальное здоровье клиента;

в) отстаивания  интересов, т.е. разъяснение социальных нужд и потребностей лиц, отбывающих уголовные наказания обществу, представителям различных организаций и учреждений.

Таким образом, социальная терапия в УИС может  рассматриваться как технология лечения; как технология влияния, связанный  с обучением (общим и профессиональным) осужденных; как инструмент социального  контроля государственных и общественных структур за деятельностью органов  и учреждений УИС; как средство коммуникации между пенитенциарными учреждениями и «внешним миром».

Исходя  из функций, выделим задачи социальной терапии в УИС. К ним относятся: исправление, корректировка поведения  осужденного; предупреждение различного рода дисфункций, которые возникают  в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух основных формах: индивидуальной и  групповой.

Индивидуальная  терапия применяется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые  заболевания и пр.), а также  с теми, кто не желает участвовать  в групповой терапии.

Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в  преодолении их эмоциональных нарушений  или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и  психолога. Состав группы 6-8 человек. Могут  выделяться группы: учебные – получение  образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным  методом, высказывание различных мнений, обсуждение личностных проблем; совместной деятельности – занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество.

Применяется в социальной терапии в УИС  и психотерапевтическая форма воздействия, а именно: релаксация; конструктивный спор, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, анонимное  обсуждение истории болезни и  прочее.

Остановимся кратко на видах социальной терапии, наиболее распространенных в социальной работе с осужденными.

Трудовая  терапия – позволяет организовать совместную деятельность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности  и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией  от общества, родных и близких людей. Основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизиологическую сферу человека [8].

Терапия самовоспитания включает самооценку, самоизучение, переоценку собственной  личности; самоанализ, переоценку прошлой  жизни и поведения; использование  приемов самоубеждения, самопоощрения  и самовнушения; использование полученных результатов в повседневной жизни  и деятельности. Проводится под руководством и с участием специалиста по социальной работе и психолога, привлекаются к  этой работе и начальники отрядов  и члены совета воспитателей отрядов.

Психодрама  – один из видов групповой терапии  в ИУ. В этом виде социальной терапии  осужденный демонстрирует себя в  различных ролях, изображая свое поведение в разного рода стрессовых ситуациях социального плана, или  играет роли своих антиподов. Такой  вид социальной терапии дает возможность  осужденному влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, увереннее  владеть собой в различных  ситуациях. Используется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно эффективен на этапе подготовки к освобождению.

Исповедь  – вид социальной терапии, используемой с целью устранения психических  стрессов, трудностей во взаимоотношениях с социальной средой. Предполагает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Этот вид, используемый в абсолютном большинстве  мировых религий, доказал свою эффективность  и продуктивность. Требует высокой  профессиональной подготовленности специалиста  по социальной работе.

Социальная  коррекция – деятельность сотрудника социальной службы ИУ по исправлению  тех особенностей психологического, педагогического, социального характера  у осужденных, которые не соответствуют  принятым в обществе моделям и  стандартам. Выделяется несколько приемов  социальной коррекции в социальной работе с осужденными [14].

а) Восстановление. Этот прием предполагает воссоздание  тех качеств осужденного, которые  преобладали до появления отклонений. Среди этих качеств применительно к осужденным можно перечислить следующие: отца, сына, мужа, производственника, творческой личности и др.

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях