Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа
Цель исследования: особенности социальной работы с пожилыми людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть пожилых людей как объект социальной работы;
- выявить социально- психологические особенности людей пожило возраста;
-дать характеристику социальному обслуживанию пожилых людей;
- рассмотреть социальную защиту в отношении пожилых людей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....……4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ…………………………………………………………………………………6
1.1 Пожилые люди как объект социальной работы…………………………………….6
1.2 Социальные и психологические особенности людей пожилого возраста………………………………….………………………………………...……….62 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ………………………………………………………………………………...15
2.1. Социальная защита пожилых людей……………………….……………………15
2.2.Организация социального обслуживания пожилых людей……………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………………...…….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проблема старения населения, имеет огромное значение для социального развития и обеспечения благосостояния населения, становится предметом озабоченности правительства и выработки стратегической социальной политики. Забота о престарелых- одна из важнейших задач социальной политики государства.
Социальная работа с пожилыми людьми осуществляется исходя из особенностей этого возраста: пожилые люди не могут удовлетворительно реализовать не только свои социальные потребности и запросы, выражающиеся в приспособлении человека к обществу, но и первичные витальные, физиологические потребности.
Таким образом комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в современных непростых условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход представляется наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения Республике Беларусь в их широком межведомственном диапазоне
2. Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение, особенности психики, материальные и духовные потребности этих людей, и в этой работе опираться на науку, социологические, социально-психологические и другие виды исследований. Важно учитывать, что пожилые люди – это совершенно разные люди. Среди них есть: добрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; продолжающие работать с удовольствием; работающие, но без желания; отчаявшиеся в жизни; малоподвижные; проводящие досуг интенсивно и др.
У пожилых людей своя особая психология, обусловленная возрастными изменениями. Знания общих причин возникновения кризиса может помочь как самим пенсионерам, так и людям, помогающим им, т.е. самим социальным работникам.
3. Социальная защита пожилых – целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровня общества система практически осуществляемых социальных, политических, правовых, экономических, психолого-педагогических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотвращения ущемления его прав и свобод.
Основная цель социальной защиты пожилых и старых людей - избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям.
Государство гарантирует пожилым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
4. В ходе исследования было установлено, что отделения социального обслуживания на дому пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста; главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода; что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.
Таким
образом, организация социального обслуживания
пожилых должна быть нацелена на обеспечение
безопасной старости через снижение воздействия
факторов социального риска и максимально
возможную степень реализации социальных
гарантий в сочетании с предоставлением
широкого спектра услуг в области профилактики
и развития, чтобы пожилые могли как можно
дольше сохранять социальный тонус и привычный
образ жизни, оставаясь активными и полезными
членами общества.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения – Л.: 1965. - 220 с.
2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической
геронтологии - Л.: 1974. - 364 с.
3. Бурльеф Ф. Старение и старость. М., 1992
4. Гордин В.Э. Чем старость обеспечить. М.: Мысль, 1988.
5. Дельпере
Н. Защита прав и свобод
6. Дементьева
Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место
социальных работников в
7. Зайнышев И.Г. «Взаимосвязь социальной политики с социальной работой» - М: Союз, 1994. – 210 с.
8. Качан Г.А.Теория социальной работы: Курс лекций / Г.А. Качан. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им.П.М.Машерова, 2007. - 258 с.
9. Краснова О.В. Исследования структуры социальной поддержки пожилых людей / Психология зрелости и старения- М.: 1998. - 175 с.
10. Курбатов В.И. Социальная работа для студентов ВУЗов1. Ростов-на-Дону,2000, - 143с.
11. Павленок П.Д. Теория и методика социальной работы – М.; ГАСБУ. -1993, Вып. 1.- 338 с.
12. Павленок П.Д. Основы социальной работы – М.; Инфра–М, 1997. - 367 с.
13. Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе. – М.: Юрист, 1997-168 с.
14. Словарь – справочник по социальной работе/Под ред. Е.И.Холостовой. – М.; Изд. Юрист, 1997. – 472 с.
15. Социальная работа: теория и практика. Уч. пособие // Отв. Ред. д.и.н. А.С. Сорвина – М: ИНФРА, 2001. - 427 с
16. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 1998, 287 с.
17. Технологии социальной работы Уч. Под общей ред. Проф. Е.И. Холостовой – М: ИНФРА - М: 2002. – 400 с.
18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
19 Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М.: Речь, 1995
20 . Холостова Е.И. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми – М.; Ин-т социальной работы, 1995. - 160 с.
21 . Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с.
22. Энциклопедия социальной работы: В 3 т.//Пер. с англ., - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.
23. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. - М.: Владос, 1999.-202 с.
24. О пенсионном обеспечении. Закон РБ от 17.04.1992.
25. http://mintrud.gov.by/ru/gsp
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АНКЕТА
Уважаемый
респондент!
Просим Вас принять участие в aнкете.
Инструкция по заполнению: Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. В анкете есть вопросы на которые нужно ответить самостоятельно. Выделите букву того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению. В анкете есть вопросы на которые нужно ответить самостоятельно Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без ответа. Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться в общем виде.
Заранее благодарим Вас за откровенные
ответы на вопросы анкеты!
1.Относите ли Вы
себя к пожилым людям?
а) да
б) нет
2.Довольны ли вы оказываемой помощью?
______________________________
______________________________
3.Как вы можете охарактеризовать работу специалистов центра?
______________________________
______________________________
4. Какие чувства и эмоции у Вас возникли
с выходом на пенсию?
а) переживаю
б) реагирую спокойно
в) я радовался(-ась)
5. С Вашей точки зрения старость – это…
а) болезнь
б) отдых от работы
в) один из периодов в жизни
г) обуза
д) забота о близких
е) подведение итогов
ж) опасение смерти
д) общение
е) здоровье
6. Какие ценности в данный момент стоят
на первом месте сейчас?
а) друзья
б) работа
в) семья
г) дети
д) общение
е) здоровье
7. Что Вас волнует больше всего?
а) проблемы общества
б) беспокойство за близких
в) страх быть обузой
г) страх одиночества
д) проблема со здоровьем
е) страх не успеть что-то сделать
8. Ощущаете ли Вы сужение круга общения
и контактов?
а) да, ощущаю
б) ощущаю не значительные изменения
в) я по прежнему контактирую и общаюсь
с тем же кругом людей, что и раньше.
9. Ощущаете ли Вы, что с выходом на пенсию
окружающие стали относиться к Вам по
другому
а) да
б) нет
10. На Ваш взгляд удовлетворены ли Вы образом
жизни который ведете сейчас?
а) вполне устраивает
б) в большей части устраивает
в) в большей части не устраивает
г) совершенно не устраивает
11. Ведете ли Вы активный образ жизни?
а) да
б) нет
12. Если ведете активный образ жизни, то
в чем это проявляется (можно отметить
несколько вариантов)
а) занимаюсь физкультурой
б) посещаю клуб по интересам
в) активно помогаю в семье внукам
г) работаю на дачном участке
д) взялся (взялась) за изучение нового
вида деятельности ( танцы, иностранный
язык, рукоделие, компьютер)
13. Какие проблемы на Ваш взгляд существуют
у пожилых людей? (необходимо отметить
не более 3 ответов)
а) проблема со здоровьем
б) недостаточно денежных средств на элементарные
нужды
в) недостаточно денежных средств на досуг
г) одиночество
д) психологические проблемы (тревога,
страх)
14. Оценка пожилых граждан своей жизни
в нашем обществе
а) являемся полноценными гражданами
б) уже не можем быть полноценными членами
общества
в) надо рассчитывать только на себя
г) нуждаемся в помощи государства
15. На Ваш взгляд, что нужно в нашем обществе
для решения проблем пожилого человека?
а) поддержка государства
б) поддержка общественных организаций
в) помощь детей, родственников
г) уважение к пожилым людям
д) забота государства о пожилых
е) деньги
ж) связи, знакомства
з) другое ______________________________
Разрешите в заключении задать Вам несколько
общих вопросов:
16. Ваш возраст:
а) 55-65
б) 66 и старше
17. Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.
Благодарим
за участие!
.