Социальная работа с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: особенности социальной работы с пожилыми людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть пожилых людей как объект социальной работы;
- выявить социально- психологические особенности людей пожило возраста;
-дать характеристику социальному обслуживанию пожилых людей;
- рассмотреть социальную защиту в отношении пожилых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....……4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ…………………………………………………………………………………6
1.1 Пожилые люди как объект социальной работы…………………………………….6
1.2 Социальные и психологические особенности людей пожилого возраста………………………………….………………………………………...……….62 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ………………………………………………………………………………...15
2.1. Социальная защита пожилых людей……………………….……………………15
2.2.Организация социального обслуживания пожилых людей……………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………………...…….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................

Работа содержит 1 файл

иры курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     К социальным проблемам следует отнести  и проблемы, связанные с  семьей. Самочувствие пожилого человека  определяется сложившейся в семье атмосферой, наличием детей,  контактами   старых родителей и детей, взаимопомощью поколений.  К сожаление в семьях имеет место  насилие ( физическое, моральное, вербальное ) в отношении пожилых людей со стороны детей, внуков или других  родственников.

     Старческий  возраст - заключительная фаза супружеской  жизни. Исследования показали, что супружество и в этот период играет важную роль. Смерть одного из супругов обычно тяжело травмирует другого, изменяя его образ жизни и поведение. Нередко после этого старый человек отказывается от общества своих близких и переходит на жительство в дом престарелых. По характеру  семейного положения выделяют следующие группы пожилых людей:  живущие в многопоколенных   семьях; одиноко проживающие; живущие в одноколенной семье

     Экономические проблемы. Пожилые люди как правило попадают в зависимость от  материальных трудностей  и испытывают  значительные проблемы в удовлетворении своих житейских проблем: еда, одежда,  и т.д. Финансовые  затруднения содействуют  ускоренному  отходу  пожилых людей от активной жизни. Примечательно, что женщины острее ощущают ограниченность  личных  свободных средств  как основную причину своего одиночества и одинокого образа жизни. Для  пожилых людей характерно занижение   стандартов жизни: бедность, маргинальность воспринимается как  данность.

     Проблемы  психологического характера. Они обусловленные   психическим фактором. Старость – заключительная фаза в развитии человека.  В этом возрасте   проявляются инволюционные признаки, что выражается  во внешнем виде человека, уменьшается его жизненная активность, ограничиваются физические возможности, нарушаются функции памяти, внимания,  снижается умственная способность; имеют место нервно-психические расстройства ( т.е.  аномальные реакции), что проявляется в неадекватности поведения,  депрессивных неврозах, истерии, эгоцентризме.

   Проблемы  медицинского характера, здоровья. Важной характеристикой пожилого и старого человека выступает состояние его здоровья. Процесс старения человека   тесно связан с увеличением числа больных, страдающих  различными  заболеваниями, в том числе  и присущими только пожилому и старческому возрасту.

     Наблюдается рост числа старых людей, тяжело больных, нуждающихся в длительном медикоментозном  лечении, опеке и уходе. Исследователи (Е.Пиотровский )  отмечают, что среди  пожилых людей в возрасте старше 65 лет около 33% составляют люди с низкими функциональными способностями. 

    Объективным показателем состояния здоровья в старости является прикованность к ограниченному пространству. По этому признаку выделяют следующие категории старых людей: а) свободно передвигающихся; б) в силу ограниченной подвижности прикованных к дому, квартире, комнате; в) обездвиженных, беспомощных, прикованных к постели.  С учетом этого универсального для всех старых людей признака можно достаточно быстро, а главное, объективно определить, какой объем медицинской и социальной помощи и в какой очередности требуется в каждом отдельном случае.

     В1963 г. ВОЗ предложила разделить всех старых людей на следующие группы: 1) общественно активные - физически активные люди, способные самостоятельно вести домашнее хозяйство или помогать семье, продолжать профессиональную или иную трудовую деятельность; 2) индивидуально активные - люди, способные к элементарному самообслуживанию, передвижению в пределах ограниченной территории; 3) неактивные - люди, не способные к самому элементарному самообслуживанию, передвижению в пределах ограниченной территории, неподвижные, прикованные к постели, нуждающиеся в постоянном уходе[8].

    Принадлежность пожилого человека  к той или  группе и определяет специфику его потребностей в помощи и услугах. По мере старения возрастает доля лиц с нарушенным здоровьем, а также лиц, прикованных к постели.  

      Рост  численности лиц старших возрастов  не только  увеличивает нагрузку на трудоспособное население, но и ведет к росту государственных расходов на пенсионное обеспечение, а также затраты на медицинское обслуживание  и социальную помощь.

     Таким образом комплексность при организации  надежной социальной защиты пожилых  людей в современных непростых  условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход представляется наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения Республике Беларусь в их широком межведомственном диапазоне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Социальные и психологические особенности людей пожилого возраста 

     В современном мире на базе снижения уровня рождаемости растет доля людей пожилого возраста. Поэтому проблемы их общественного социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми играют важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.

     Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение, особенности психики, материальные и духовные потребности этих людей, и в этой работе опираться на науку, социологические, социально-психологические и другие виды исследований.[8]

     Важно учитывать, что пожилые люди – это совершенно разные люди. Среди них есть: добрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; продолжающие работать с удовольствием; работающие, но без желания; отчаявшиеся в жизни; малоподвижные; проводящие досуг интенсивно и др.

     У пожилых людей своя особая психология, обусловленная возрастными изменениями. Знания общих причин возникновения кризиса может помочь как самим пенсионерам, так и людям, помогающим им, т.е. самим социальным работникам.

     После выхода на пенсию, основным видом жизнедеятельности становится общение. У пожилых людей своя особая психология, обусловленная возрастными изменениями. Знания общих причин возникновения кризиса может помочь как самим пенсионерам, так и людям, помогающим им, т.е. самим социальным работникам [21].

     Все изменения в этом возрасте можно  классифицировать на три сферы:

     1. В интеллектуальной - появляются  трудности в приобретении новых  знаний и представлений, в приспособлении  к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости ( переезд на новую квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)

     2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое  усиление аффективных реакций  ( сильное нервное возбуждение)  со склонностью к беспричинной  грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка [7].

       В своей теории развития французский  психолог Шарлота Бюлер выделяет  пять фаз развития; последняя,  пятая фаза начинается в 65-70 лет. Автор считает, что в  этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются.  Восьмой кризис (Э.Эриксон) или пятая фаза (Ш.Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целостность, где ни убавить, ни  прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает , что смерть- естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти. Психологи утверждают, что страх смерти- это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено . Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: « Смерть для человека реально не существует, он с нею « не встречается». Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть- его нет. Поэтому ее не стоит страшиться. Френсис Бэкон по тому же поводу замечал: « люди страшатся смерти, как малые дети потомок… Но боязнь ее как неизбежной дане природе есть слабость». Пекк (американский психолог), развивая идеи Эриксона о восьмом кризисе, говорит о подкризисах этого периода. Первый-переоценка собственного «Я» независимо от профессиональной карьеры. То есть человек должен прежде всего для себя определить, какое место он занимает в жизни после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены мундиры, звания и должности. Второй- осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, когда приходится признать, что молодость, красота, стройная фигура, крепкое здоровье остались далеко в прошлом. Для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины-второго. Отечественный ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста. На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, может и опосредованной, через чтение специальной литературы, написание специальной литературы, темы. Если же она обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает на второй. На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счет выполнения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных передач, семейных событий, успехов или  неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, а кто профессором философии. На третьем этапе главенствующей становится забота о личном здоровье. Любимая тема для разговора- лекарства, способы лечения, травы… И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества [7].

     На  четвертом этапе смыслом жизни  становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий  врач, социальный работник, члены семьи, поддерживающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке -редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми- ровесниками, почтовая переписка, в основном чтобы узнать, скольких еще осталось пережить. И, наконец, на пятом этапе происходит снижение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти отсутствуют. Один из основателей отечественной психологии  Ананьев Б.Г. объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности».

     Основными направлениями решения социальных проблем пожилых людей, обеспечения  уровня благосостояния престарелых  являются: повышение пенсий, совершенствование  пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов престарелых и улучшения условий проживания в них.

     Важным  направлением социальной защиты пожилых  людей является социальное обслуживание. Хотелось бы обратить внимание на оказание социально-бытовых услуг. Здесь важно предусмотреть с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной обувью, одеждой, различного рода приборах и приспособлениями, которые бы облегчили передвижения по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур. Социальные работники оказывают и другие виды помощи: выявление престарелых, нуждающихся в социально-бытовой помощи, оказание помощи в ведении хозяйства, в закупках продуктов и лекарств; оказание социально-правовой помощи престарелым в охране их прав и в получении причитающихся льгот (многие из престарелых являются и инвалидами); оказание помощи, в организации посильной трудовой деятельности включая различные виды надомного труда; оказывать психологическую и другую поддержку инвалидам и престарелым; установление и поддержание связей с трудовыми коллективами, где ранее работали подопечные; с различными общественными организациями; и др.».

     Комплекс  социальных услуг оказывается в  стационарных учреждениях. В домах-интернатах общего типа проводиться большая  работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. В домах-интернатах обеспечивается медицинское обслуживание, а также осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера. В частности, трудовая терапия и трудовая занятость, и организация досуга.

     Функционирование  домов-интернатов, как главной формы  стационарного социального обслуживания пожилых людей связано с целым  рядом проблем. Прежде всего, это  самая дорогостоящая форма социального обслуживания предполагающая наличие домов-интернатов, мест в них и количество желающих проживать в них и, естественно же качество обслуживания, создание соответствующих условий для проживания.

     Увеличение  числа пожилых людей повлечет за собой рост расходов на их содержание. Это касается выплаты пенсий, перестройки системы здравоохранения, расширения сети домов – интернатов для пожилых людей и укрепления службы социального обеспечения.

     Практически здоровых среди пожилых людей  только 22%. Остальные страдают различными хроническими заболеваниями, в том числе 34% имеют тяжелые нарушения функций органов [3]. В структуре заболеваемости пожилых, так же, как и в структуре, их смертности, хронические заболевания сердечно-сосудистой системы и злокачественные новообразования занимают первое и второе места. Эта картина типична для представителей старших возрастов и в других странах.

       В основном пожилые люди нуждаются не столько в высококвалифицированной врачебной помощи, сколько в длительном сестринском уходе.

     Основными источниками существования пожилых людей являются: пенсии по старости. С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство из них оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное, и в большинстве случаев оно непосредственно связано с материальным положением их взрослых детей.

     По  сравнению с «до перестроечным» периодом, свободного времени у пожилых  людей стало меньше. Многие из них  теперь вынуждены искать дополнительные источники существования: продолжать работать, заниматься мелкой торговлей, больше времени и сил уделять садово-огородным участкам и т.д..

     Особенно  остро проблемы в общении встают при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность  к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми