Социальная работа с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: особенности социальной работы с пожилыми людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть пожилых людей как объект социальной работы;
- выявить социально- психологические особенности людей пожило возраста;
-дать характеристику социальному обслуживанию пожилых людей;
- рассмотреть социальную защиту в отношении пожилых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....……4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ…………………………………………………………………………………6
1.1 Пожилые люди как объект социальной работы…………………………………….6
1.2 Социальные и психологические особенности людей пожилого возраста………………………………….………………………………………...……….62 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ………………………………………………………………………………...15
2.1. Социальная защита пожилых людей……………………….……………………15
2.2.Организация социального обслуживания пожилых людей……………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………………...…….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................

Работа содержит 1 файл

иры курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Слишком суровые, властные, работающие главным  образом из-за денег или ради карьеры  не справляются с таким видом  деятельности. В свою очередь старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

     Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и  форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики  и украшений не способствуют налаживанию  контактов между старыми людьми и социальными работниками.

     Особенно  недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность  со стороны старого человека к  социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам [13].

     При уходе за старыми больными, утратившими  способность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим  поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.

     Старый  человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала, в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность [1].

     Таким образом, изменившиеся социально-политические условия создают предпосылки  для понимания социальной работы с пожилыми людьми не как узковедомственной, а как общегосударственной проблемы, затрагивающей интересы всего общества. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организация  социальной работы с пожилыми  людьми

2.2Социальная защита пожилых людей 

      Социальная  защита пожилых людей  представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет республиканского и местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

      Основная  цель социальной защиты пожилых и  старых людей - избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного  периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям.

    Организационно-правовые формы социальной защиты пожилых. 

В современных  условиях социальная защита становится   важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и его социальных институтов. В республике складывается многоукладная организационная структура  системы социальной защиты пожилых, в которой используются такие организационно-правовые формы как пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами  особо нуждающихся категорий населения,  государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

     Пенсионное  обеспечение - важнейшая составная часть социальной защиты пожилых и нетрудоспособных лиц, поскольку для большинства из них пенсия - единственный источник средств существования. Пенсии получают свыше 2,4 млн. чел. (каждый четвертый житель республики). Пенсионное обеспечение   предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми обществом правомерными для участия в распределении произведенного в обществе совокупного продукта .

       Пенсия - ( от лат. - платеж) – этот ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения или бюджета с целью содержания нетрудоспособных лиц либо достигших определенного возраста граждан в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью в размерах соизмеримых с получаемым ранее заработком, назначаемые пожизненно или на длительный срок в установленных законом случаях. Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца, длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.

     Пенсионные  отношения в Беларуси регулируются Законом РБ  «О

пенсионном  обеспечении» от 17 апреля 1992 г. , с изменениями  и дополнениями.

      Основными  видами  пенсий являются  трудовые и социальные.

        К  трудовым относят   пенсии  по возрасту; пенсии по инвалидности; пенсии за выслугу лет; пенсии  за особые заслуги перед   республикой. Если по каким – либо причинам граждане не имеет права на трудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия. Социальные пенсии - способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию. Их размеры не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка гражданина, а привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту.

     Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.

     Другой организационно-правовой формой социальной защиты пожилых является  социальное обеспечение, т.е. обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий  граждан. Социальное обеспечениеэто форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное  обеспечение определенных категорий граждан (престарелых, больных)  из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными  членами общества.  Иными словами, социальное обеспечение это система мер по материальному обеспечению и обслуживанию пожилых людей.  

      Пожилые люди обеспечиваются через  правовые формы социального обеспечения следующими видами социального обеспечения: пенсиями; надбавками и доплатами к пенсиям; пособиями;  льготами: жилищно-бытовыми, транспортными, услугами; натуральными и материальными благами.

   Все виды социального обеспечения в  республике в основном являются бесплатными.

  Еще одной значимой  организационно-правовой формой социальной защиты пожилых является государственное социальное страхование. Социальное страхование—система мер по созданию денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов предприятий, организаций, граждан, государственных средств, направляемых на материальное обеспечение нуждающихся лиц, а также выплаты сумм возмещения  имущественного и других ущербов.

    Денежные фонды используются  для выплаты  сумм материального   и других видов ущерба.

    Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных  Законом «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995г. № 3563- XII .

  Основными  видами государственного социального  страхования являются денежные выплаты  в виде пособий;  материальные блага и услуги оздоровительно-профилактического характера, т.е. оплата санаторно-курортного  лечения, отдыха, содержание  оздоровительных учреждений для детей. Государственное социальное страхование  осуществляется через разнообразные формы: пенсионное страхование; медицинское страхование; страхование связанное с возмещением имущественного и иного ущерба.

  В  декабре 2005 г.  утверждена  Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006–2010 годы. Ее целью является дальнейшее развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн; решение проблем государственной адресной социальной поддержки, социально-правовой защиты, укрепления здоровья, содействия в посильном труде;   усиление заботы о ветеранах войны и труда со стороны республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также организаций, где до выхода на пенсию работали ветераны и пожилые люди[8].

  Социальная  защита населения пожилого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.

  Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

  Поддержка представляет собой помощь, необходимую  старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

  Представительство - защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой помощи.

Главенствующая роль в процессе  социальной поддержки и оказания социальной помощи пожилым людям должна принадлежать органам социальной защиты населения. Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном  и региональном уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами; социальное обслуживание и социальную помощь. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

     Социальная  помощь пожилым и старым людям осуществляется в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она имеет  также характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям,  натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

     Таким образом социальная защита настроена  в настоящий момент, на продление  жизни пожилого человека. Пожилые  люди имеют право на полноценную  жизнь. И это возможно лишь в том  случае, если они сами принимают  деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся. Государству в области социальной поддержки пожилых людей необходимо:

     - способствовать повышению качества  социально-медицинских услуг, оказываемых  пожилым людям в государственных  учреждениях;

     - обеспечить достаточный размер пенсий и уровень льгот для достижения достойного уровня жизнедеятельности;

     - обратить внимание общества к  проблемам пожилых людей таким  образом, чтобы создать больше  комфорта в малой архитектуре  городов, уголков отдыха, поручней, пандусов в общественных местах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Организация социального обслуживания пожилых людей 

       Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке , оказанию  социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи  , созданию условий и осуществлению  социальной адаптации, реабилитации граждан , оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

     Правовое  регулирование в области социального обслуживания населения в РБ  осуществляется в соответствии с Законом РБ «О социальном обслуживании» (2000 г.), в котором социальное обслуживание трактуется как  деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических , правовых услуг и оказанию      

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми