Социальная работа с малообеспеченными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Рассмотреть деятельность специалиста по социальной работе, по социальной защите многодетных семей.
Объект:
Многодетные семьи.
Предмет:
Социальная защита многодетных семей как аспект деятельности специалиста по социальной работе.
Задачи:
1. Выявить проблемы многодетных семей, проанализировав информационные источники.
2. Рассказать о деятельности специалиста по социальной работе по защите многодетной семьи.

Содержание

Введение

1. Многодетные семьи
2.Проблемы многодетных семей
3. Система социальной помощи многодетным семьям
4. Уровень и качество жизни многодетных семей
5. Бедность среди многодетных семей
6. Жилищные условия многодетных домохозяйств
7. Особенности питания бедных семей
8. Участие многодетных семей в социальных программах
9. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы социальной поддержки многодетных семей, мониторинга бедности и социальной исключенности
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая пробная.docx

— 55.67 Кб (Скачать)

     Бесплатная  выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет: 

     1. Уполномоченный орган до 1 числа каждого месяца передает в соответствующий орган местного самоуправления регистр детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей, которыми подтверждено право на предоставление мер социальной поддержки.

     2. Врач (фельдшер) при обращении к нему родителя (усыновителя) на основании справки уполномоченного органа о праве на меры социальной поддержки и в пределах срока ее действия выписывает рецепт на лекарственные средства, предусмотренные территориальным перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным Законом Кемеровской области "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", и выдает карту учета льготного отпуска.

     3. Отпуск лекарственных средств осуществляется в аптеках, уполномоченных департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - уполномоченные аптеки), по выписанным рецептам установленного образца для льготных категорий областной ответственности при наличии карты учета льготного отпуска.

     Уполномоченные  аптеки обеспечиваются лекарственными средствами для льготного отпуска  детям до 6 лет из многодетных  семей централизованно.

     4. Денежные средства на предоставление меры социальной поддержки перечисляются главным финансовым управлением Кемеровской области департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - бюджетополучатель) в пределах средств, утвержденных законом Кемеровской области об областном бюджете, на основании предложений бюджетополучателя с учетом результата анализа использования средств за предыдущий период по форме и в сроки, согласованные с главным финансовым управлением Кемеровской области.

     5. Бюджетополучатель перечисляет денежные средства уполномоченному государственному заказчику (далее - государственный заказчик) на основании соглашения с ним.

     6. Государственный заказчик заключает государственные контракты на закупку лекарственных средств с поставщиками, определенными на конкурсной основе.

     7. Государственный заказчик осуществляет отпуск лекарственных средств уполномоченным аптекам по их заявкам.

     8. Бюджетополучатель представляет в главное финансовое управление Кемеровской области отчет об использовании финансовых средств по форме и в сроки, установленные главным финансовым управлением Кемеровской области. 

  1. Участие многодетных семей  в социальных программах
 
 

       Наиболее  массовой программой поддержки бедных семей с детьми является ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте 16(18) лет. Большинство многодетных семей являются получателями данного пособия: его получают 77% семей с 4 и более детьми получают детские пособия; 81% неполных многодетных семей. Помимо данного общефедерального пособия, порядка 20% многодетных семей получают ежемесячные региональные пособия, и 7% многодетных семей получают единовременно помощь либо от социальной защиты, либо со стороны предприятий.

       Несмотря  на наличие разветвленной системы социальных программ, реализуемых в регионах, население слабо информировано о них. При этом бедные семьи информированы хуже, чем небедные, и нельзя утверждать, что бедные интересуются такими программами больше.

       В целом система региональных программ социальной поддержки выстроена  следующим образом: существует большое  число видов социальной помощи, но они адресованы ограниченному числу участников. При этом нет пособий, которые были бы доступны всем бедным семьям. Анализ состава участников рассматриваемых социальных программ с социально-демографической точки зрения указывает на то, что они сконцентрированы на поддержке семей с детьми, и в фокус их внимания в большей степени попадают именно многодетные и неполные семьи.

       В тоже время распределение финансовых ресурсов происходит не в пользу многодетных семей: размер денежных выплат в расчете на одного члена семьи существенно выше в семьях без детей. Размер помощи зависит от типа населенного пункта: в крупных городах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе — чаще оказывается помощь в натуральном виде. Не денежные социальные программы в большей степени направлены на поддержку семей с детьми. Чаще всех участниками не денежных социальных программ становятся многодетные семьи, имеющие высокий риск попадания в число бедных. Следовательно, можно говорить об определенной роли социальных программ органов социальной защиты для многодетных домохозяйств. 
 

  1. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы социальной поддержки многодетных семей, мониторинга бедности и социальной исключенности
 
 

       1. Определение общих принципов и подходов к государственной политике в отношении многодетных семей не означает единой системы мер, которые должны устанавливаться в каждом регионе. Россия (как и СССР) — страна двух демографических типов воспроизводства. Традиционная многодетность в регионах, с преобладанием сельского образа жизни, переводит проблему многодетных семей в разряд общих приоритетов социально-экономического развития данных территорий, обеспечения занятости, развития аграрного сектора экономики. В регионах с преобладанием малодетности как сложившегося типа воспроизводства, многодетные семьи должны стать приоритетной группы для системы социальной защиты.

       2. Необходима одновременная реализация двух направлений государственной политики в отношении многодетных семей: политика стимулирования большей активности со стороны семьи в самообеспечении, и политика социальной поддержки детей в этих семьях. Если второе направление политики имеет уже свою историю и законодательную базу. То первое до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном и местных уровнях.

       В городской местности расширению возможностей для самообеспечения будет способствовать:

  • развитие некоммерческих организаций, содействующих: трудоустройству многодетных родителей и их гражданскому объединению; выработке и распространению лучших практик решения специфических проблем многодетных семей;
  • объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных многодетных родителей в рамках реализации социального контракта. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится следующая схема. Поддержка, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах;
  • преференции безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости.

       В сельской местности развитие возможностей самообеспечения, в первую очередь, связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей.

       3. Второе направление — расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми также крайне необходимо. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.

       Вместе  с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.

       4. Тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питанием, заставляет вернуться к предложениям о введении системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих многодетным семьям приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно. Гарантированный набор продуктов питания должен отличаться в городской и сельской местности.

       5. Обзор участия многодетных семей в различных программах социальной защиты свидетельствует о том, что существует много разнообразных ее форм, доступных очень узкому кругу получателей. В результате ни органы социальной защиты не могут оценить эффект влияния реализуемых программ на уровень жизни получателей, ни сами многодетные семьи не могут разобраться в том, на участие в каких программах они имеют право, и каковы правила входа в программы.

       Наши  рекомендации связаны с тем, что на региональном уровне все формы поддержки должны быть сведены в один закон и предусматривать определенную гибкость в распределении ресурсов, как по времени, так и по используемым формам помощи. Другими словами, должен быть разработан некоторый социальный пакет, по аналогии с социальным пакетом, сформированным для монетизации льгот.

       6. Поскольку семьи с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский капитал может стать для них важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже отмечалось, в первую очередь они нуждаются в улучшении благоустройства жилья. На данных НОБУС мы протестировали возможности участия многодетных семей в схемах ипотечного кредитования и пришли к выводу, что практически все многодетные семьи не смогут стать полноправными участниками ипотеки, но смогут использовать материнский капитал для благоустройства имеющегося жилья, если речь идет об улучшении жилищных условий.

       Обсуждаемые проекты закона, регулирующего правила  предоставления и использования материнского капитала, предусматривают такую возможность, но надо понимать, что именно благоустройство жилья, скорее всего, станет самой востребованной формой реализации данного ресурса государственной поддержки для бедных семей. В этой связи Пенсионный фонд, как распорядитель данного капитала, вряд ли справится с административными процедурами входа многодетных семей в программу использования материнского капитала. Лучшими практиками работы с уязвимыми группами владеют органы социальной защиты.

       7. Анализ участия многодетных семей в региональных социальных программах свидетельствует о том, что, они плохо информированы о них, испытывают трудности с оформлением документов, особенно когда в населенном пункте нет структур или учреждений социальной защиты. Вместе с тем, приоритеты социального и демографического развития указывают на то, что программы поддержки семей с детьми будут расширяться, но при условии повышения эффективности их функционирования.

       Заключение 
 

     В результате теоретического исследования проблемы многодетных семей. Мы пришли к мнению, что рассмотрели деятельность специалиста по социальной работе, по социальной защите многодетных семей. Что позволено сформулировать следующие выводы:

     1. Выявили проблемы многодетных семей, проанализировали информационные источники.

     2. Рассказали о деятельности специалиста по социальной работе, по социальной защите многодетных семей.

Полученные  результаты не претендуют на исчерпывавшие  решение проблемы многодетных семей, но должны быть приняты во внимания.  
 
 
 

Информация о работе Социальная работа с малообеспеченными семьями