Социальная работа с лицами без определенного места жительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявление путей работы с лицами без определенного места жительства.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать проблемы детской беспризорности, как предпосылки формирования социального класса лиц без
определенного места жительства.
2) Охарактеризовать психологию бомжа.
3) Проанализировать социальную работу с лицами без определенного
места жительства в Мурманске.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НИЩЕНСТВА И БЕЗДОМНОСТИ В РОССИИ…………..5
1.1. Проблема нищенства и бездомности в России…………………………………5
1.2. Нищенство: причины и формы данного явления………………………………6
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА
ЖИТЕЛЬСТВА………………………………………………………………………..18
2.1. Детская беспризорность, как предпосылки формирования социального
класса лиц без определенного места жительства 18
2.2. Характеристика лиц без определенного места жительства 21
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИПАМИ БЕЗ ОПРЕДЛЕННОГО
МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКЕ 26
3.1. БОМЖ – социальная проблема………………………………………………26
3.2. Предложения и рекомендации……………………………………………….27
Заключение 29
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Лица Без Определённого Места Жительства.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………………...3 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НИЩЕНСТВА И БЕЗДОМНОСТИ В РОССИИ…………..5 

1.1. Проблема нищенства и бездомности в России…………………………………5 

1.2. Нищенство: причины и формы данного явления………………………………6 

ГЛАВА  2.     ХАРАКТЕРИСТИКА  ЛИЦ  БЕЗ   ОПРЕДЕЛЕННОГО  МЕСТА

ЖИТЕЛЬСТВА………………………………………………………………………..18

2.1. Детская беспризорность, как предпосылки формирования социального 
класса лиц без определенного места жительства 18

2.2. Характеристика лиц без определенного места жительства 21

ГЛАВА 3.    СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИПАМИ БЕЗ ОПРЕДЛЕННОГО

МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКЕ 26

3.1. БОМЖ  – социальная проблема………………………………………………26

3.2. Предложения  и рекомендации……………………………………………….27

Заключение 29

Список  литературы 32  

Введение

     Тема  представляемой курсовой работы: «Лица без определенного места жительства».

     Два, казалось бы, разнородных явления  наблюдаем мы сегодня буквально  на каждом шагу: завал товаров на прилавках и множество бомжей на улицах. Но причина этих явлений  одна и та же - в политическом и социальном устройстве общества.

     Проблема  бродяжничества в России это проблема, прежде всего, предельного обнищания  миллионов людей.

     Многие  относятся к бомжам с крайним  пренебрежением, а порой даже с  ненавистью. Многие думают, что бомжами  становятся по собственному желанию или по причине изначально дурной природы. Однако, среди бомжей есть и бывшие рабочие высокой квалификации, и бывшие инженеры, и научные работники, поэты, артисты. В эту социальную группу попадают по самым разным причинам, например, из-за потери квартиры в связи с разводом, пожаром, обманом при переезде. В последнее время особенно много случаев лишения людей жилья из-за неплатежей.

      Однако, феномен бродяжничества и бомжей очень мало изучен. Сложно проводить  исследования на эту тему, поскольку бродяги редко к себе подпускают, и потому установить с ними доверительный контакт, а тем более уговорить их участвовать в исследовании почти невозможно.

     В отечественной литературе сложилось  стойкое мнение, что нищенство, и  тем   более   профессиональное   нищенство,   было   обусловлено   социально экономическими причинами. Не отрицая этого фактора, в работах прошлых лет находятся и другие взгляды, раскрывающие иные подходы к данному явлению.

     Актуальна в этом отношении типологическая характеристика профессиональных нищих, представленная на рубеже веков А. Левенстимом. К сожалению и сегодня, в новых социально - экономических условиях, оказались живучими «вечные типы» нищих. Они представили других сословий, у них

 

     

более высокий уровень образования, их социализация проходила в иное историческое время - но их патогенные качества, ценностные ориентации, асоциальное поведение имеют ту же этиологию, что и у профессиональных нищих рубежа веков.

     И все же, если обратиться к работам  А. Левинстима, Свирского, Мещанинова, то можно увидеть: наблюдения, характеристики, сделанные ими по отношению к профессиональным нищим в XIX веке, не утратили своей актуальности. Напротив сегодня, когда практически отсутствует научная литература по данному направлению, они являются ориентирами.

     В данной работе прослеживается генезис  профессионального нищенства от своих праисторических норм до современного состояния.

     Одним из способов разрешения проблемы лиц  без определенного места жительства являются открытие домов ночного  пребывания.

     Цель  данной работы - выявление путей работы с лицами без определенного места жительства.

    В соответствии с целью нами были поставлены следующие  задачи:

    1. проанализировать     проблемы     детской     беспризорности,     как 
      предпосылки    формирования    социального    класса    лиц    без 
      определенного места жительства.
  1. Охарактеризовать психологию бомжа.
    1. Проанализировать социальную работу с лицами без определенного 
      места жительства в Мурманске.

Объект- лица без определенного места  жительства.

Предмет- рассмотрение социальной работы с лицами без определенного места жительства.

Работа  состоит из введения, 2-х глав, с  подпунктами, заключения и списка литературы. 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НИЩЕНСТВА  И БЕЗДОМНОСТИ  В

РОССИИ

 
1.1.   Проблема нищенства  и бездомности  в России

     Голосенко подтверждает, что нищенство на Руси насчитывает многовековую и, увы, не завершившуюся историю. Но оно как-то долго не опадало в фокус научных  интересов. В знаменитой многотомной  «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина о нищих нет ни слова, как будто бы такого явления у нас вообще не было. После поражения в Крымской компании ситуация изменилась, в печати стали открыто обсуждать различные «социальные вопросы»: аграрный, рабочий, женский, национальный и т.п. Дошло и до нищенства1. Причины происхождение, формы нищенства и меры борьбы с этим социальным злом привлекают внимание Н. Костьмарова, А. Забелина, А. Щапова, Н. Бочечкарова, М. Воронова, А. Левитова, И. Прыжова.

     Подавляющая часть ранних работ о нищенстве  носила общий исторический характер. Но постепенно описание генезиса явления переключается на нынешнее состояние сельского и городского нищенства в большом количестве губерний - Московской, Ярославской, Вологодской, Калужской, Пензенской, Орловской, Могилевской, Киевской, Минской, Самарской и Саратовской. Одновременно накапливалась обширная статистика бедности и нищеты, собираемая многочисленными губернским и уездными попечительскими комиссиями и земской статистикой, изучавших быт низов. Тут обнаруживались весьма ценные эмпирические материалы, но они редко осмысливались целостно, в связи с друг другом. Да это было бы трудно сделать, ведь материал получали с разными целями (часто административными, а не научными) и не под единую гипотезу. Собрать сколько-нибудь удовлетворительный цифровой материал относительно нищих трудно в связи с их скрытостью и нежеланием вступать в контакты с исследователем, которого

Голосенко И. Нищета и нищенство //Российская провинция. 1995. № 2.- С. 71.

 

они воспринимали как «казенного» человека и откровенно боялись. И все же любые освещения этой стороны русской жизни признавались полезными. «Нищенство должно быть больше изучаемо, чем воспрещаемо!»1. Накопленный материал не пропал даром, с опорой на него в 90-е годы выходят интересные публикации С. Сперанского, Д. Дриля и других.

 
1.2 Нищенство: причины  и формы данного  явления.

     Бахтияров указывает, что нищие занимают последние  ступеньки социальной лестницы, дальше которых в социальном пространстве опускаться некуда. В экономическом  отношении нищие в своей массе - безнадежные бедняки, обреченные на прозябание. Важно даже не только, что их денежные доходы низкие, а то, что они нерегулярные. 2

     В отношении политического показателя данные однозначно гласили: нищие - социальные изгои с абсолютно атрофированными  политическими интересами с инстинктивной враждой к непонятному и враждебному им устройству общества, пассивные и апатичные, в неожиданных потрясениях и беспорядках могут принять участие только как погромная сила. Их глубокое равнодушие к политическим ценностям объективно поддерживалось те, что их собственные правовые гарантии и защита были поставлены в России, по мнению специалистов, всегда «очень слабо». Более того, с давних пор государственная власть в России практиковала в отношении нищенства только репрессивные (иногда очень жестокие) меры социального контроля.

     Особенность предельно нижней социальной ступенек, занимаемой нищими, отсутствие у нее  профессиональных ролей. Не которая  часть нищих сочетала эпизодическую  трудовую деятельность и попрошайничество, но тогда профессиональные роли не были частью поведения и деятельности нищих. А.

 
 
Вопросы о нищенстве. Внутренняя хроника. //Неделя 1999 № 7-8.

Бахтияров А. Босяки. Очерки с татуры /СПб.: Изд. Ф. И. Митюрникова, 2003 г.

 

Бахтияров описал несколько устойчивых примеров столичных нищих, но они, конечно, имели общероссийское хождение и применялись как действительно убогие, так и прохиндеями. Каждый способ имел на жаргоне нищих свое обозначение:

  1. «На паперти». Это был самый невинный и безопасный способ, т.к. 
    обычно полиция не трогала нищих  у церквей и на кладбищах. Места 
    эти    всегда    занимались    самыми    отпетыми    старыми    нищими, 
    безжалостно изгонявшими конкурентов.
  2. «Стойка» — пребывание на постоянном месте в городе при скоплении 
    людей,   но   вдали   от   полицейских   глаз.   Прием   требовал   знания 
    человеческой психологии и наблюдательности, т.к. в зависимости от 
    пола,     возраста     и     внешнего     вида     прохожего     приходилось 
    импровизировать, прося то на ночлег, то на хлеб, то на лечение. Кроме 
    того   приходилось  следить  за  перемещением   городового.   В   ответ 
    столичная    полиция    стала    переодевать     своих    патрульных    в 
    гражданскую одежду.
  3. «Ход»    - движение по городу или железнодорожным пригородным 
    вагонам. Приближаясь к полицейскому, нищий замолкал. «Ходоки» 
    делились     на    «сухих»,     презиравших     брать    не    деньгами,     и 
    «савотейщиков», берущих только хлебом. В последнем случае была 
    тонкость. Скромность просьбы - «кусок хлеба, Христа ради» - внешне 
    опрятный вид просящего приносили желаемый   успех. «Савотейщик» 
    не   имел   облика   ординарного   нищего        убогого,   в   рубище   и 
    благоухающего давно не мытым телом. Это подкупало. Видно было, 
    что вполне порядочный человек временно попал в затруднение и 
    нуждается в поддержке. Хитрость заключалась  в длинном пальто 
    «савотейщика»,    имевшем    огромные    внутренние    карманы,    куда 
    помещалось полтора пуда обрезков и кусочков хлеба. По мере сбора он 
    раздувался, как пузырь, но «своя ноша плеч не тянет». На улице его 
    трудно   было  заподозрить  в   побирушестве.   А  это   ему  и   нужно.
  4.  

    Собранную «пошлину» продавали в ночлежные  столовые или хозяевам скота в  пригородах.

  1. «Сесть на якорь» - просить милостыню, сидя на голой земле, зимой на 
    снегу,    часто    притворяясь    калекой.    Это    требовало    известного 
    артистизма. Способ доходный, но опасный можно легко попасть в 
    руки городового.
  2. «Круговая» — сбор милостыни в субботу, когда нищие без разбору 
    обходят все лавки. «Суббота - праздник нищих», говорили они сами. И 
    если в этот день лавочники по старорусскому обычаю не отказывали в 
    подаянии, то в другие дни нищие могли услышать: «Бог подаст! У нас 
    по субботам подают!»
  3. «Стрелять по знакомым местам» - совершать планомерный обход 
    домов       состоятельных       граждан,       уже       известных       своей 
    благотворительностью. «Стреляли» вдвоем. Один в «спецодежде» - без 
    рубашки, пиджак в заплатках на голое тело, рваные ботинки (обычная 
    одежда оставалась в ночлежке). Он входит в контакт с хозяином дома. 
    Затрепанный вид вызывает жалость, и ему дают старую, но прочную 
    одежду из хозяйского гардероба. Напарник ждет где-нибудь за углом с 
    мешком,   в   который   набивается   добыча.   Вечером   она   продается 
    старьевщикам,  специально для этой  цели  собиравшимся у дверей 
    ночлежек1.

     Итак, по трем основным стратификационным  критериям экономическому, политическому  и профессиональному, которые упомянуты  выше, слой нищих характеризуется  отрицательно, он просто паразитируют на том, что у других, верхних слоев, по этим же критериям есть тот или иной социальный вес. Остановившись внизу на долгое время, нищие практически делались жертвами личностной деградации. Крупный исследователь бедности и нищих Д. А. Дриль внес в этом отношении суровый приговор: «Они еще достаточно стойки, чтобы влачить жалкое физическое и нравственное

 
Бахтияров А. Босяки. Очерки с татуры /СПб.: Изд. Ф. И. Митюрникова, 2003 г. - С. 77-120.

 

существование подонков и отребья общества, но уже не имеют достаточных сил  для борьбы за лучшее существование.»1. Традиционно нищие составлялись из лиц, которые не могли или не хотели работать. «Трудовую мотивацию» последних хорошо иллюстрируют слова босяка: «Чем себя ломать на работе, мы лучше постреляем..., по крайней мере спина не будет болеть. Да и мозолей на руках не будет... Мы люди вольные!».

Информация о работе Социальная работа с лицами без определенного места жительства