Социальная работа с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение вопроса социальной защиты детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с целью в работе были решены следующие задачи:
- проанализированы понятия «сиротство» и «социальное сиротство»;
- исследована нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Сиротство как социальное явление 5
1.2. Нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот 8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 21
2.1. Ознакомление с социальными работниками и их деятельностью 21
2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с детьми.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

2. Создание обстановки  психологического комфорта и  безопасности личности ребёнка  в быту и досуговой деятельности;

3. Изучение особенностей  личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности;

4. Выявление  интересов и потребностей, проблем  и трудностей детей и подростков, отклонений в социальном поведении  и социальной адаптации;

5. Социально  – педагогическая поддержка воспитанников  в процессе социализации;

6. Организация  и координация различных видов  социально ценной деятельности  воспитанников;

7. Социально  – педагогическая реабилитация  дезадаптированных и социально  и педагогически запущенных воспитанников;

8. Посредничество  между воспитанником и учреждением, социальными институтами.

9. Совместное  с сотрудниками социальных служб  осуществление работы по трудоустройству  выпускников, их обеспечению жильём, пособиями, пенсиями и льготами.

Деятельность  социального педагога начинается с  определения социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.

Следующая задача социального педагога — составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Проблемы адаптации  ребенка, попавшего в детский  дом, реабилитации детей девиантного  поведения, интеграции воспитанников  в общество являются важными в  деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Вместе с  психологами социальный педагог  занимается проблемами профессионального  самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе получения профессионального  образования и др.); освоения ими  различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, — представление  интересов ребенка в правозащитных  и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Так же социальный педагог в работе с детьми, оставшимися  без попечения родителей использует такую форму работы – как занятие.

Виды социально  – педагогической деятельности в детском доме для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [15]:

1. Социально  – педагогическая диагностика  и консультирование. Цель: отслеживание  динамики социогенеза личности, определения причин его нарушений.  Вооружение знаниями о сущности  социально – психологических  проблем и способах их решения. Изучение особенности социальной адаптации воспитанников. Выявление воспитанников группы социального риска. Составление индивидуальных карт социального развития. Диагностика общение детей со взрослыми и сверстниками. Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин. Диагностика причин неспешности в овладении социально – бытовыми умениями и навыками.

2. Социально  – профилактическая работа. Цель: Предупреждение возможных нарушений  в социальном развитии детей,  создание условий для полноценного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей. Создание благоприятного социально – психологического климата. Оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками. Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению. Психолого – педагогическое консультирование. Программы профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, паразитический образ жизни). Программа профилактики межличностных конфликтов.

3. Социальное  воспитание. Коррекционо – развивающая  работа. Цель: Активное воздействие  на процесс социализации личности; позитивные изменения в ней  через программы социального  воспитания и социально – педагогической  реабилитации. Программа развития житейских умений и навыков. Программа профориентации. Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни. Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения. Программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, застенчивость и т.д.). Программы коррекции образа «Я». Программа психологической гимнастики.

Таким образом, можно сказать, что социальный педагог  в своей работе использует такие  формы как: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка, анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие. Они же являются и основными в его работе.

Анализируя формы работы социального педагога в детском доме с детьми, оставшимися без попечения родителей можно сказать, что они подобраны оптимально. Но, на наш взгляд в работе по социализации и адаптации воспитанников детского дома, а в частности детей, оставшихся без попечения родителей будет способствовать такая форма работы как клуб для девушек, так как они будущие женщины, супруги и матери. Как важно, чтобы они были здоровыми, нравственно воспитанными, свободно ориентировались в современной жизни, могли решать разнообразные социальные вопросы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис современной  семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии  детства в стране, приведя к  росту социального сиротства  и увеличения числа таких специфических  учреждений как детские дом а и школы-интернаты.

Весьма широк  спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в  нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ  жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее  в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается  на процессе социализации детей и  подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

В целом, социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, требует системного комплексного подхода  с учетом всех субъектов защиты прав детей  - органов опеки и попечительства, действующих в регионах институтов уполномоченного по правам ребенка, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлений социальной защиты населения, Фонда для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и т.д. При этом возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений ребенка-сироты с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

Осмысленное, личностно  ориентированное взаимодействие определяет особую роль социальных работников, создающих условия для успешной адаптации детей-сирот в современном мире, способствующих формированию у данной категории нуждающихся необходимых знаний и навыков, активной жизненной позиции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные акты

  1. Временный порядок взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения, образования и социальной защиты по вопросам выявления, установления личности детей, оставшихся без попечения родителей, оказания им медицинской и социальной помощи от 14.03.2007.
  2. Конвенция о правах ребенка // http://www.consultant.ru/online/base
  3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // http://www.consultant.ru/online/base
  4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122665
  5. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/online/base
  6. ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // http://www.consultant.ru/online/base
  7. Приказ от 14 июля 2003 г. N 307 «О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним» // http://www.consultant.ru/online/base
  8. Приказ Министерства Здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи   беспризорным и безнадзорным детям» от 7 февраля 2002 г. N 47
  9. Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» // http://www.consultant.ru/online/base
  10. Семейный кодекс РФ // http://www.consultant.ru/online/base

Учебные пособия

  1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. - Юристъ, 2002. - 336 с. 
  2. Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Н Васильев // Социальное обеспечение. - 2009. - № 3. – С. 8-11
  3. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - М: Юрайт, 2010. – 582 с.
  4. Модель семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  - Самара, 2008.
  5. Овчинников А.Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната: диссертация ... кандидата педагогических наук, 2011
  6. Осипова, И.О. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства / И.О. Осипова // Семья в России. – 2011. – №3. – С. 46–50
  7. Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. – 2001. – № 31. – С. 2-12.
  8. Ослон В.Н.  Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. – 2009. - № 1. - С. 30-35
  9. Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. – 2010. – № 31. – С. 2-12.
  10. Отчет по организации передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи. - Самара, 2008.
  11. Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и И. Г. Абрамовой.—СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 96 с.
  12. Социальная энциклопедия. – М., 2000. – 438 с.
  13. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособ. / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. - 192 с.
  14. Хрусталькова Н.А.  Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи // Педагогика. – 2009. - № 2. - С. 52-58.
  15. Информационное сопровождение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: ООО «Издательство «Проспект»,  2010. – 192 с.

 

 


Информация о работе Социальная работа с детьми