Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью работы является изучение вопроса социальной защиты детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с целью в работе были решены следующие задачи:
- проанализированы понятия «сиротство» и «социальное сиротство»;
- исследована нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Сиротство как социальное явление 5
1.2. Нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот 8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 21
2.1. Ознакомление с социальными работниками и их деятельностью 21
2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Выпускники, имеющие
в установленном законом
Для некоторых
детей это заканчивается
Для того чтобы кардинально изменить сложившуюся ситуацию и улучшить решение названных проблем в соответствии с законодательством РФ Правительством Москвы и региональными органами самоуправления была разработана программа мер по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов и мероприятий по их социальной адаптации в обществе.
Данная программа в области обучения, воспитания и психолого-педагогической реабилитации в учреждениях образования и социальной защиты населения включает в себя следующие меры [18, с. 32]:
- Соблюдение действующего законодательства РФ по защите прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жилье и профессиональное обучение, а также защиту прав и законных интересов в период нахождения на полном государственном обеспечении.- Своевременные выплаты в установленных размерах денежных пособий, стипендий, пенсий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ.
- Бесплатный
проезд на городском,
- Предоставление
в первоочередном порядке
- Развитие служб
психолого-педагогической
- Своевременную
(по окончании интернатов) передачу
информации о выпускниках,
- Меры по
повышению уровня
- Проведение
на базе городских и районных
центров социальной защиты
- Комплекс мер,
направленных на улучшение
- Предоставление данной категории граждан одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, предметов быта первой необходимости, которыми обеспечиваются воспитанники по окончании интернатного учреждения за счет бюджетных средств.
В области профессиональной ориентации и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается [17. С. 8]:
- Оказание содействия в трудоустройстве выпускникам из числа детей-сирот – бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, в т.ч. по окончании профессионального обучения.
- Заключение
на конкурсной основе
- Содействие
профессиональной подготовке и
обучению выпускников детских
домов, школ-интернатов, домов-интернатов
на базе образовательных
- Осуществление профессиональных консультаций и психологического сопровождения в период трудоустройства выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов, обратившихся в службу занятости.
- Осуществление
диагностики детей-сирот и
- Содействие
выпускникам сиротских
- Выплата пособий
по безработице и стипендии
в установленном размере детям-
- Рассмотрение
вопроса о доплате к
При обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью предполагается реализация следующих мер их социальной поддержки:
- Заблаговременное составление списков выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов, нуждающихся в предоставлении жилой площади.
- Своевременное обеспечение
благоустроенным жильем детей-
- Контроль за своевременным внеочередным предоставлением жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством РФ.
- Своевременное извещение
администрации интернатных
- Усиление контроля за
деятельностью учреждений по
обеспечению жилыми
- Регистрация по месту
жительства детей-сирот и
В области социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям самостоятельной жизни предусматриваются следующие меры [18, с. 30]:
- Организация социального
патроната бывших выпускников
интернатных учреждений в
- Формирование банка данных
выпускников интернатных
- Проведение психолого-
- Оказание адресной социальной поддержки в период нахождения в трудной жизненной ситуации либо в связи с невозможностью преодоления возникших проблем самостоятельно по объективным причинам.
- Принятие мер по защите
имущественных и личных
- Проведение обязательной
диспансеризации детей-сирот и
детей, оставшихся без
- Предоставление методического
пособия в помощь выпускникам
учреждений системы
В целом технология постинтернатной
адаптации воспитанников
В последнее десятилетие в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности.
Программа постинтернатной адаптации включает следующие задачи [21, с. 76]:
1) оказание социальной
и психологической помощи
2) защита прав и интересов выпускников детских домов;
3) сбор статистических
материалов, характеризующих
4) вскрытие причин неуспеха
их самостоятельного
5) разработка предложений
по социально-педагогической
Перечисленные технологии социальной
работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения
Эта «прикованность» к одному месту, изолированность детских домов усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни.
Как отмечает А.Н.Овчинников, адаптация одиноких, лишенных родительского попечения и внимания молодых людей - как детей, так и подростков - носит проблемный характер на личностном и общественном уровне. Это во многом обусловлено их жизненным опытом, реальной социальной практикой: безнадзорность, бродяжничество, неадекватным воспитанием в детском доме и др. Гармоничное «вхождение» сироты в общество по окончании интернатного учреждения и по достижении своего совершеннолетия напрямую зависит от знаний, умений и навыков строить социальные отношения, полученных в процессе его социализации. На процесс социализации детей-сирот оказывает влияние система социальной защиты, сложившаяся в настоящее время. Однако наблюдения показывают, что прежние формы и методы социальной поддержки оказываются неэффективными в современных условиях. Система социальной защиты не защищает сироту в необходимой мере и не обеспечивает надлежащих условий для его развития [15, с. 65].