Социальная работа с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение вопроса социальной защиты детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с целью в работе были решены следующие задачи:
- проанализированы понятия «сиротство» и «социальное сиротство»;
- исследована нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Сиротство как социальное явление 5
1.2. Нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот 8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 21
2.1. Ознакомление с социальными работниками и их деятельностью 21
2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с детьми.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Выпускники, имеющие  в установленном законом порядке  право на получение жилого помещения, по выходу из сиротских учреждений обеспечиваются жилищем: получают собственные  жилые помещения или вселяются  в ранее сохраненные за ними жилые помещения. Вместе с тем возврат выпускников государственных детских учреждений в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам, лишенным родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям.

Для некоторых  детей это заканчивается трагически. Пользуясь тем, что выпускники  государственных детских учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана и злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.

Для того чтобы  кардинально изменить сложившуюся  ситуацию и улучшить решение названных  проблем в соответствии с законодательством  РФ Правительством Москвы и региональными органами самоуправления была разработана программа мер по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов и мероприятий по их социальной адаптации  в обществе.

Данная программа  в области  обучения, воспитания и психолого-педагогической реабилитации в учреждениях образования и  социальной защиты населения включает в себя следующие меры [18, с. 32]:

- Соблюдение  действующего законодательства  РФ по защите прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жилье и профессиональное обучение, а также защиту прав и законных интересов в период нахождения на полном государственном обеспечении.- Своевременные выплаты в установленных размерах денежных пособий, стипендий, пенсий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ.

- Бесплатный  проезд на городском, пригородном  транспорте (кроме такси), а также  бесплатный проезд в период  каникул к месту жительства  и обратно к месту учебы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период обучения во всех типах образовательных учреждений.

- Предоставление  в первоочередном порядке бесплатного  отдыха и оздоровления детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, с учетом состояния здоровья и медицинских показаний в период обучения и по окончании соответствующих учреждений.

- Развитие служб  психолого-педагогической поддержки  детей-сирот в учреждениях интернатного  типа, внедрение положительного  опыта и новых методик психологической адаптации детей-сирот и тестирование степени подготовленности к самостоятельной жизни.

- Своевременную  (по окончании интернатов) передачу  информации о выпускниках, имеющих  отклонения в психическом развитии, в психоневрологические диспансеры и другие лечебные учреждения по месту выделенной жилой площади.

- Меры по  повышению уровня информированности  воспитанников детских домов,  домов-интернатов и школ-интернатов  по основам жилищного, гражданского, брачно-семейного законодательства, а также основных конституционных прав и обязанностей.

- Проведение  на базе городских и районных  центров социальной защиты семьи  и детей обучающих семинаров  и переподготовки работников  социальных служб, интернатных  учреждений по социально-правовым  вопросам защиты прав детей.

- Комплекс мер,  направленных на улучшение профессиональной  ориентации детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  развитие их творческих способностей, воспитание их в духе уважения  к труду и навыков самостоятельной  жизни.

- Предоставление данной  категории граждан одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, предметов быта первой необходимости, которыми обеспечиваются воспитанники по окончании интернатного учреждения за счет бюджетных средств.

В области  профессиональной ориентации и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается [17. С. 8]:

- Оказание содействия  в трудоустройстве выпускникам  из числа детей-сирот  –  бывших воспитанников детских  домов и школ-интернатов, в т.ч.  по окончании профессионального обучения.

- Заключение  на конкурсной основе договоров  с предприятиями по сохранению  имеющихся и созданию новых  рабочих мест для трудоустройства  безработной молодежи, в первую  очередь выпускников детских  домов, домов-интернатов и школ-интернатов.

- Содействие  профессиональной подготовке и  обучению выпускников детских  домов, школ-интернатов, домов-интернатов  на базе образовательных учреждений  в соответствии с заключенными  договорами на профессиональное  обучение безработных граждан.

- Осуществление профессиональных консультаций и психологического сопровождения в период трудоустройства выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов, обратившихся в службу занятости.

- Осуществление  диагностики детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, на их профессиональную пригодность с учетом состояния здоровья. Особое внимание при этом обращается на выпускников, имеющих отклонения в психическом развитии (с участием специалистов-психиатров).- Создание новых специальных рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставление льгот предприятиям, осуществляющим квотирование рабочих мест указанной категории граждан.

- Содействие  выпускникам сиротских учреждений  в получении высшего образования  и выделение в государственных высших и средних специальных учебных заведениях квоты для этих абитуриентов.

- Выплата пособий  по безработице и стипендии  в установленном размере детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, зарегистрированных в  органах занятости и впервые ищущим  работу либо получающим новую специальность.

- Рассмотрение  вопроса о доплате к заработной  плате до среднего городского  уровня трудоустроенным на предприятия  и в организации выпускникам  детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов (до достижения ими 23 лет).

При  обеспечении  детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей  жилой площадью предполагается реализация следующих мер их социальной поддержки:

- Заблаговременное составление  списков выпускников детских  домов, домов-интернатов и школ-интернатов, нуждающихся в предоставлении жилой площади.

- Своевременное обеспечение  благоустроенным жильем детей-сирот   – бывших воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.

- Контроль за своевременным  внеочередным предоставлением жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством РФ.

- Своевременное извещение  администрации интернатных учреждений  образования и социальной защиты, опекунов, попечителей обо всех изменениях, происходящих с жилыми помещениями, закрепленными за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и запрос согласия законных представителей несовершеннолетних граждан на изменение их жилищных условий.

- Усиление контроля за  деятельностью учреждений по  обеспечению жилыми помещениями  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, своевременной  и качественной подготовкой документов  на получение жилых помещений  выпускниками в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами.

- Регистрация по месту  жительства детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  с которыми заключены договоры  безвозмездного пользования жилыми  помещениями.

В области  социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям самостоятельной жизни предусматриваются следующие меры [18, с. 30]:

- Организация социального  патроната бывших выпускников  интернатных учреждений в возрасте  до 23 лет на базе действующих центров (отделений) социальной помощи семье и детям.

- Формирование банка данных  выпускников интернатных учреждений  образования и социальной защиты  для осуществления над ними  социального патронажа.

- Проведение психолого-педагогической коррекции и поддержки выпускников в вопросах семейной жизни, воспитания собственных детей и других ситуациях в психологических и медико-социальных центрах.

- Оказание адресной социальной  поддержки в период нахождения  в трудной жизненной ситуации  либо в связи с невозможностью преодоления возникших проблем самостоятельно по объективным причинам.

- Принятие мер по защите  имущественных и личных неимущественных  прав и интересов выпускников,  оказание им консультативной,  юридической и иной необходимой  помощи.- Проведение благотворительных акций для бывших воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.

- Проведение обязательной  диспансеризации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, при выходе из интернатных  учреждений и до достижения ими 23 лет.

- Предоставление методического  пособия в помощь выпускникам  учреждений системы образования  и социальной защиты об их  правах и дополнительных гарантиях,  а также учреждениях и организациях, куда они могут обращаться  для решения различных жизненных вопросов.

В целом технология постинтернатной  адаптации воспитанников детских  домов является очень важной проблемой, т.к. переход от периода детства  к периоду взрослости сложен для  любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полу изолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами. Данному переходу может помочь создание в рамках интернатного учреждения социально-психологической службы, целью которой является создание у детей-сирот среды общения, положительных ценностных представлений, помощь в трудоустройстве, проведение работы  по преодолению тяги к негативному образу жизни.

В последнее десятилетие  в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности.

Программа постинтернатной  адаптации включает следующие задачи [21, с. 76]:

1) оказание социальной  и психологической помощи бывшим  воспитанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной жизни;

2) защита прав и интересов  выпускников детских домов;

3) сбор статистических  материалов, характеризующих постинтернатную  жизнь воспитанников;

4) вскрытие причин неуспеха  их самостоятельного обустройства в жизни;

5) разработка предложений  по социально-педагогической коррекции  опыта воспитанников с целью  их подготовки к позитивному  жизненному выбору.

Перечисленные технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,  призваны обеспечить качественное улучшение услуг в сфере здравоохранения, образования и ЖКХ, а также сконцентрировать усилия государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала. Но,  несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения, проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери  от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка  - дошкольный детский дом  - детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и том же учреждении.

Эта «прикованность» к  одному месту, изолированность детских  домов усиливают зависимость  детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной  жизни.

Как отмечает А.Н.Овчинников,  адаптация одиноких, лишенных родительского попечения и внимания молодых людей  - как детей, так и подростков  - носит проблемный характер на личностном и общественном уровне. Это во многом обусловлено их жизненным опытом, реальной социальной практикой: безнадзорность, бродяжничество, неадекватным воспитанием в детском доме и др. Гармоничное «вхождение» сироты в общество по окончании интернатного учреждения и по достижении своего совершеннолетия напрямую зависит от знаний, умений и навыков строить социальные отношения, полученных в процессе его социализации. На процесс социализации детей-сирот оказывает влияние система социальной защиты, сложившаяся в настоящее время. Однако наблюдения показывают, что прежние формы и методы социальной поддержки оказываются неэффективными в  современных условиях. Система социальной защиты не защищает сироту в необходимой мере и не обеспечивает надлежащих условий для его развития [15, с. 65].

Информация о работе Социальная работа с детьми