Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью работы является изучение вопроса социальной защиты детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с целью в работе были решены следующие задачи:
- проанализированы понятия «сиротство» и «социальное сиротство»;
- исследована нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Сиротство как социальное явление 5
1.2. Нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот 8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 21
2.1. Ознакомление с социальными работниками и их деятельностью 21
2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Вместе с тем в современной России ситуация усугубляется продолжающимися трансформациями, влияние которых сказывается прежде всего на семье, принимающей на себя основное влияние системных преобразований.
По мнению В.И.
Жукова, не все семьи успешно адаптируются
к новым социально-
В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе создание и деятельность институтов опеки и попечительства, профессиональной замещающей семьи (усыновление, опека, приемная семья) [12, с. 9].
Развитие института
профессиональной замещающей семьи
позволяет приостановить
Результативность воспитания детей в профессиональной замещающей семье, где созданы условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить. У детей, находящихся в таких семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе, им прививаются навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены. Ребенок в семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Профессиональная замещающая семья является более благоприятной средой для развития ребенка.
За время пребывания детей в профессиональной замещающей семье происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки.
Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, заметно улучшить свое поведение.
Снимаются проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Дети начинают лучше учиться [12, с.10].
По наблюдениям специалистов, принятие ребенка в замещающую семью резко повышает его интеллектуальную, эмоциональную и функциональную сферы. В дальнейшем резкий скачок сменяет более плавный период и, как правило, в большинстве случаев у детей наблюдается положительная динамика: уравновешивается психическое развитие; расширяется кругозор; активно формируются культурно-гигиенические навыки; проявляется стремление и интерес к труду; активизируется творческий потенциал в игре, изодеятельности; появляются успехи в учении и, как следствие, интерес к школе; стабилизируется эмоциональное состояние; меняется характер общения со сверстниками и взрослыми; улучшается состояние здоровья.
Например, в Самарской области, в рамках комплексного сопровождения профессиональных замещающих семей два раза в год планируется проведение мониторинга качества сопровождения семей, воспитывающих приемных детей.
Обследование проводится с целью изучения уровня здоровья, развития ребенка и выявления проблем в замещающих семьях, а также с целью разработки плана мероприятий по улучшению качества жизни и профилактике отрицательных явлений в данной категории семей.
Алгоритм оценивания
эффективности семейного
1. Разработка
критериев, с помощью которых
можно оценить различные
2. Подбор конкретных
методик для обследования
3. Организация
наблюдения за состоянием и
развитием ребенка и его
Деятельность
специалистов с замещающей семьей включает
три основных составляющих социально-педагогической
и психологической поддержки: образовательную,
психологическую и посредническ
Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности социального работника: обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей, а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).
Психологическая составляющая поддержки семьи включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.
В посредническую
составляющую поддержки семьи входят
три пункта: помощь в организации
семейного досуга, помощь в координации
(активизация различных
В основе модели
профессионального
Целью психолого-педагогического сопровождения замещающих семей является создание психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодолении трудностей воспитания в замещающей семье. Результаты психолого-педагогической сопровождения замещающих семей должны проявиться в гармонизации внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей, что обеспечивает возможность эффективно выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию; повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком; повышение уровня психического и личностного развития детей; укрепление социальных связей семьи.
В функциональные обязанности социального педагога детского медицинского учреждения входит [15]:
− осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждении и по месту жительства, включая оформление соответствующих документов в органах опеки и попечительства, социальной защиты, ЗАГСе;
− осуществление процесса социально-педагогического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей и семей с детьми-инвалидами, а также детей, пострадавших от насилия или переживших другую экстремальную ситуацию;
− изучение психолого-медико-
− выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, отклонений в поведении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и своевременное оказание им необходимой помощи и поддержки;
− осуществление посреднической деятельности между личностью ребенка и учреждением, социальной средой, специалистами различных служб, ведомств и административных органов;
− определение задач, форм, методов социально-педагогической поддержки, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности (усыновление, право на пенсию, лишение родительских прав и т.д.);
− осуществление защиты прав детей вышеуказанных категорий в соответствии с законодательными актами;
− сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних;
− взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими), специалистами больницы и социальных, семейных, молодежных служб, с благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
− содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников-пациентов в отделениях стационара;
− консультативная помощь детям групп социального риска, организация повседневной индивидуальной работы с детьми, малыми группами, коллективно;
− осуществление исследовательской работы (наблюдение, диагностика, изучение и анализ ситуации, осуществление различных методов вмешательства), способствующей установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
− ведение учетно-отчетной документации;
− информирование медико-педагогического состава о социальных болезнях общества и государственной социальной политике.
Таким образом, основным направлением деятельности социального педагога детского медицинского учреждения является оказание социально-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома
Основной проблемой социально-трудовой адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решается через выполнение следующих задач:
1. Дать возможность
воспитаннику-сироте
2. Создавать
устойчивую систему профессиона
Вся учебно-воспитательная работа в детском доме строится по направлениям, которые позволяют создавать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения воспитанника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», « труд», «познание», «культура».
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Цель социально-педагогической деятельности — социализация воспитанников детского дома. Эта цель реализуется путем выполнения различных задач. Задачи, реализуемые социальным педагогом, в детском учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Задачи социального педагога |
Пути реализации |
1.Определение статуса ребёнка. |
Посредством таких форм работы как личная беседа с ребёнком, анкетирование, интервью, анализ документов социальный педагог определяет статус ребёнка. |
2.Составление
индивидуальной программы |
При решении данной задачи социальный педагог анализирует данные, полученные при решении первой задачи и совместно с медицинским работником, психологом, воспитателями определяет дальнейший план действий с ребёнком. |
3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребёнка. |
Реализация данной задачи происходит совместно с другими специалистами – психологом, воспитателями. Используются такие формы работы как наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями. |
4.Представления интересов ребёнка в правозащитных и административных органах. |
Реализация данной задачи происходит путём взаимодействия социального педагога с другими учреждениями – судом, органами опеки и попечительства, отделом судебных приставов. Формы работы - убеждение, беседа. |
Анализируя работу социального педагога можно выделить основные функциональные обязанности социального педагога в детском доме для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [15]:
1. Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав и интересов и здоровья детей в педагогическом процессе;