Социальная работа с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение вопроса социальной защиты детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с целью в работе были решены следующие задачи:
- проанализированы понятия «сиротство» и «социальное сиротство»;
- исследована нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Сиротство как социальное явление 5
1.2. Нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот 8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 21
2.1. Ознакомление с социальными работниками и их деятельностью 21
2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с детьми.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Вместе с  тем в современной России ситуация усугубляется продолжающимися трансформациями, влияние которых сказывается прежде всего на семье, принимающей на себя основное влияние системных преобразований.

По мнению В.И. Жукова, не все семьи успешно адаптируются к новым социально-экономическим  реалиям жизни в стране. Этим, а также особенностями демографической ситуации России во многом обусловлен процесс роста числа неполных семей, распространение детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства [14, с. 16].

В настоящее  время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе создание и деятельность институтов опеки и попечительства,  профессиональной замещающей семьи (усыновление, опека, приемная семья) [12, с. 9].

Развитие института  профессиональной замещающей семьи  позволяет приостановить отрицательную  тенденцию воспроизводства социального  сиротства и как следствие безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уменьшить количество воспитанников детских домов, социальных приютов и сократить количество учреждений несемейного воспитания.

Результативность  воспитания детей в профессиональной замещающей семье, где созданы условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить. У детей, находящихся в таких семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе, им прививаются навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены. Ребенок в семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Профессиональная замещающая семья является более благоприятной средой для развития ребенка.

За время  пребывания детей в профессиональной замещающей семье происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки.

Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют  приемным детям избавиться от вредных  привычек, заметно улучшить свое поведение.

Снимаются проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Дети начинают лучше учиться [12, с.10].

По наблюдениям  специалистов, принятие ребенка в  замещающую семью резко повышает его интеллектуальную, эмоциональную  и функциональную сферы. В дальнейшем резкий скачок сменяет  более плавный период и, как правило, в большинстве случаев у детей наблюдается положительная динамика: уравновешивается психическое развитие; расширяется кругозор; активно формируются культурно-гигиенические навыки; проявляется стремление и интерес к труду; активизируется творческий потенциал в игре, изодеятельности; появляются успехи в учении и, как следствие, интерес к школе; стабилизируется эмоциональное состояние; меняется характер общения со сверстниками и взрослыми; улучшается состояние здоровья.

Например, в  Самарской области, в рамках комплексного сопровождения профессиональных замещающих семей два раза в год планируется  проведение мониторинга качества сопровождения  семей, воспитывающих приемных детей.

Обследование  проводится с целью изучения уровня здоровья, развития ребенка и выявления  проблем в замещающих семьях, а  также с целью разработки плана  мероприятий по улучшению качества жизни и профилактике отрицательных  явлений в данной категории семей.

Алгоритм оценивания эффективности семейного устройства детей-сирот состоит в следующем [15]:

1. Разработка  критериев, с помощью которых  можно оценить различные аспекты  развития ребенка.

2. Подбор конкретных  методик для обследования несовершеннолетнего  и внутрисемейной ситуации.

3. Организация  наблюдения за  состоянием и  развитием ребенка и его приемной  семьи на протяжении всего  процесса сопровождения с использованием  одних и тех же параметров  анализа и оценки.

 

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

2.1. Ознакомление с социальными работниками и их деятельностью

Деятельность  специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности социального работника: обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей, а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).

Психологическая составляющая поддержки семьи включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье  в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.

В  посредническую составляющую поддержки семьи входят три пункта: помощь в организации  семейного досуга, помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).

В основе модели профессионального взаимодействия социального работника с замещающей семьей лежат теоретические и  практические основы педагогической поддержки детей в образовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажа семьи. Принципами организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей обозначены: индивидуально-дифференцированный подход к семье (общий культурный и исторический контекст, в котором развивается семейная система: культурные традиции, нормы и т. д., ориентация на индивидуальные особенности семьи), сотрудничество субъектов поддержки, объединение действий специалистов, обеспечивающих процесс сопровождения, согласие родителей на помощь и поддержку, ее конфиденциальность; опора на ресурсы семьи.

Целью психолого-педагогического  сопровождения замещающих семей  является создание психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодолении трудностей воспитания в замещающей семье. Результаты психолого-педагогической сопровождения замещающих семей должны проявиться в гармонизации внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей, что обеспечивает возможность эффективно выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию; повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком; повышение уровня психического и личностного развития детей; укрепление социальных связей семьи.

В функциональные обязанности социального педагога детского медицинского учреждения входит [15]:

− осуществление  комплекса мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждении и по месту жительства,  включая оформление соответствующих документов в органах опеки и попечительства,  социальной защиты, ЗАГСе;

− осуществление  процесса социально-педагогического сопровождения детей-сирот,  детей,  оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей и семей с детьми-инвалидами,  а также детей, пострадавших от насилия или переживших другую экстремальную ситуацию;

− изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, ее микросреды,  условий жизни,  возрастных и нервно-психических закономерностей развития;

− выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, отклонений в поведении детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации, и своевременное оказание им необходимой помощи и поддержки;

− осуществление посреднической деятельности между личностью ребенка и учреждением,  социальной средой,  специалистами различных служб,  ведомств и административных органов;

− определение задач, форм, методов социально-педагогической поддержки,  способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи,  реализации прав и свобод личности (усыновление,  право на пенсию, лишение родительских прав и т.д.);

− осуществление защиты прав детей вышеуказанных категорий в соответствии с законодательными актами;

− сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних;

− взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими), специалистами больницы и социальных, семейных, молодежных служб, с благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям,  оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

− содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников-пациентов в отделениях стационара;

− консультативная помощь детям групп социального риска,  организация повседневной индивидуальной работы с детьми,  малыми группами, коллективно;

− осуществление  исследовательской работы (наблюдение, диагностика, изучение и анализ ситуации,  осуществление различных методов вмешательства),  способствующей установлению гуманных,  нравственно здоровых отношений в социальной среде;

− ведение учетно-отчетной документации;

− информирование медико-педагогического состава о социальных болезнях общества и государственной социальной политике.

Таким образом,  основным направлением деятельности социального педагога детского медицинского учреждения является оказание социально-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

 

 

                   2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома

Основной проблемой  социально-трудовой адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решается через выполнение следующих задач:

1. Дать возможность  воспитаннику-сироте почувствовать  поддержку и заботу, обрести эмоционально-душевный  комфорт, чувство защищенности  со стороны взрослых; обеспечивать  личностное развитие воспитанников.

2. Создавать  устойчивую систему профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки;

Вся учебно-воспитательная работа в детском доме строится по направлениям, которые позволяют создавать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения воспитанника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», « труд», «познание», «культура».

Рассмотрим  социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском  доме. Цель социально-педагогической деятельности — социализация воспитанников детского дома. Эта цель реализуется путем выполнения различных задач. Задачи, реализуемые социальным педагогом, в детском учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Задачи  социального педагога

Пути  реализации

1.Определение статуса ребёнка.

Посредством таких  форм работы как личная беседа с  ребёнком, анкетирование, интервью, анализ документов социальный педагог определяет статус ребёнка.

2.Составление  индивидуальной программы развития  воспитанника.

При решении  данной задачи социальный педагог анализирует данные, полученные при решении первой задачи и совместно с медицинским работником, психологом, воспитателями определяет дальнейший план действий с ребёнком.

3. Адаптация,  реабилитация, интеграция ребёнка.

Реализация  данной задачи происходит совместно с другими специалистами – психологом, воспитателями. Используются такие формы работы как наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями.

4.Представления интересов ребёнка в правозащитных и административных органах.

Реализация  данной задачи происходит путём взаимодействия социального педагога с другими  учреждениями – судом, органами опеки  и попечительства, отделом судебных приставов. Формы работы - убеждение, беседа.


 

Анализируя  работу социального педагога можно  выделить основные функциональные обязанности  социального педагога в детском доме для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [15]:

1. Формирование  гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав и интересов и здоровья детей в педагогическом процессе;

Информация о работе Социальная работа с детьми