Социальная работа и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Теоретики социальной работы рассматривают проблемы личности клиента на различных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном. Каждый из них требует своих способов описания, и с этой целью привлекаются как психологические, так и социологические теории. Демократизация общественных институтов, доступ сервиса, социальные гарантии и система безопасности — вот тот основной спектр проблем, осмысление которых предполагает наличие определенных концептов и теорий социальной экономики, социального обеспечения, теории организации, политологических теорий

Работа содержит 1 файл

реф соц раб и псих.docx

— 85.30 Кб (Скачать)

У Роджерса много  последователей и сторонников. Его  идеи широко используются психологами  и в теоретических, и в практических построениях. Близкими ему «по духу»  являются идеи А. Маслоу. Краеугольным основанием его концепции является стремление личности к самоактуализации (СНОСКА: Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982). Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическим потребностям человека; над ним последовательно надстраиваются потребности в безопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершиной иерархии является потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человеком определенных, ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяя самоактуализирующуюся личность, Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том, что характерным для нее является не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения.

Экзистенциональная  психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла (СНОСКА: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990). Важнейшим стремлением личности Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать.

В концепции  личности Франкла доминирует следующее  положение: для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо  значимее его отношение к случившемуся. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией, понимая  ее как способ анализа ситуаций и  как метод консультирования. Это  прямо включается в контекст проблем социальной работы. Основная задача логотерапии — помочь найти смысл и цель жизни индивида, понять, как человек конструирует свой мир. При этом особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как «запускающем» поведение механизме, основе становления жизненных стратегий. С этой точки зрения путь к интенциональности и смыслу лежит через внимательное восприятие существующих конструкций и смысла. Составляющими логотерапии являются: свобода воли, воля к смыслу, осмысленность жизни. Теория и методы, разработанные Франклом, популярны, широко используются в психологическом консультировании, в психотерапии, начинают активно применяться в социальной работе.

К современным  психологическим теориям гуманистического направления следует отнести  и гештальт-психологию. Основные тенденции ее возникновения и развития как научного направления связаны с изучением процесса восприятия. Однако идеи гештальт-психологии — целостность, константность, структурность, осмысленность психики — были распространены и на психологию личности, социальную психологию.

Современные подходы  в гештальт-психологии, которые важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Фриц Перле. В основе его подхода прежде всего непосредственные чувства и переживания, актуальный опыт. С позиции данного направления, гештальт — это принцип целостности (или фигура), действующий либо внутри контекста, либо на определенном фоне. Согласно взглядам Перлса, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в его понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегию и технологию социальной работы.

Гештальт-психологи  справедливо полагают, что жизненная  ситуация это и есть гештальт; поэтому  теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру.

Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с констатацией положения о том, что изменения  в личности происходят только тогда, когда  она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни решение «быть лучше», ни просьбы, ни требования других людей, как правило, не приводят к активным внутренним изменениям. В русле гештальт-традиций было создано множество интересных техник психологического влияния, которые могут быть использованы в рамках как данного, так и других подходов.

Взаимодействие  социального работника и клиента  есть коммуникация. Клиент, получив  информацию, перерабатывает ее и посылает партнеру по общению некое сообщение, которое содержит оценку полученной информации и ее интерпретацию. Социальный работник, начиная работать с клиентом, в первую очередь должен выяснить основные особенности его избирательного восприятия. Любые действия, поведение клиента — это определенная реакция, ответ на поступающую информацию, выражающийся в самых различных формах (эмоции, воспоминания, физические ощущения и т.д.). Информация, полученная клиентом, оценивается, перерабатывается и отправляется обратно. Оценка и переработка информации — специфические личностно-индивидуальные процессы, которые обусловливают избирательность восприятия информации.

Такая избирательность, особенно на уровне межличностной коммуникации, может приводить к агрессии и  конфликтам. Так, например, руководитель обнаруживает, что один из его подчиненных  всегда имеет свою точку зрения на решение любых проблем, он начинает его считать конфликтным, неуправляемым. Причем сам руководитель воспринимает подчиненного как конфликтную личность, выбирая из его высказываний только те, которые коренным образом расходятся с его мнением, не замечая при  этом тех случаев, где самостоятельная  точка зрения подчиненного приносит успех всем.

Поэтому социальный работник, встречаясь с клиентом, должен учитывать такую характеристику коммуникативного процесса, как избирательность  восприятий, на основе которой в  процессе общения социального работника  и клиента могут возникнуть «разночтения»  в интерпретации получаемой и  отправляемой информации. Этот фактор, отрицательно влияющий на установление партнерских отношений между  социальным работником и клиентом, называется «эффектом смысловых  ножниц».

Социальный работник должен учитывать, что такой эффект может возникать, в частности, при  несоответствии содержательной структуры  передаваемой информации и словесной  формы ее передачи, а также при  наличии речевых штампов, связанных  с определенными социальными  установками и стереотипами клиента, что мешает ему воспринимать адекватно  информацию, полученную от социального  работника.

В процессе работы важно проверять источники информации, которыми пользуется клиент. Среди  таких источников могут быть ответы клиента на вопросы о каких-то определенных событиях в прошлом, суждения на основе имеющихся у клиента  знаний, мнений, оценок (например, житейские  предрассудки, различного рода стереотипы и т.д.), сведения, полученные на основе собственного опыта и т.д. Насколько  клиент адекватно обрабатывает информацию, социальный работник может проверить, посылая ему некую «контрольную»  информацию и анализируя полученный ответ. Следует иметь в виду, что  порой клиенты могут находиться со своими партнерами в так называемом псевдообщении, т.е. общении, не адекватном имеющимся целям.

В процессе общения  с клиентом социальный работник должен показать ему, что часто проблемы возникают вследствие неправильного  восприятия и выбора информации. Оценка этой информации часто непонятна  другим людям, поэтому обратная связь  может восприниматься неадекватно. В данном случае возникает блокировка информации. Для социального работника  в таком случае важно найти  причины этой блокировки и устранить  возникшие «поломки» оценки и  обработки информации.

Содержание коммуникации реализуется через различные  коммуникативные модели (вербальные и невербальные), в которых раскрывается основа взаимодействия между социальным работником и клиентом, врачом и  больным, учителем и учеником и т.д. В реальной действительности люди порой  как бы накладывают «рамочные» морали друг на друга либо переносят мораль, действующую эффективно в одной  ситуации, в другую, что обусловливает  нарушение баланса коммуникативных  связей, приводящее в свою очередь  к различным кризисам и конфликтам. В связи с этим социальный работник должен владеть методиками выявления  характера коммуникативных отношений, имеющихся у клиента. Эти отношения  могут быть симметричными, комплементарными и в виде симметричной «эскалации». По одной из технологий перед клиентом могут быть поставлены определенные задачи, решение которых предполагает владение положением, ситуацией. Такие  занятия можно проводить с клиентом ежедневно.

Другой эффективно действующей технологией является использование различных коммуникативных  моделей, которые опираются на определенные традиции общения в подобных ситуациях (коллеги на работе, спутники в вагоне поезда т.д.), сложившиеся между отдельными членами группы. Например, мы не забываем поздравить приятных нам людей с  праздником или днем рождения, откликнуться на их дела, показать, как значима  для нас их поддержка. При установившихся контактах мы часто как бы пропускаем этапы оценки и переработки информации, а сразу выдаем ответ в соответствии с характером традиционно установившихся связей. Но порой различные факторы  и обстоятельства изменяют чувства  между людьми, они (или один из них) начинают тяготиться установившимися  отношениями. В этом случае может  возникнуть кризисная ситуация, выход  из которой в первую очередь предполагает новые формы оценки и переработки  информации, внесения корректив в  избирательность восприятия информации.

Важно научить  клиента реконструировать из получаемой информации мысли своих партнеров  по общению, а для того чтобы и  их партнеры могли осуществить подобный процесс, важно научиться свои мысли  воплощать в адекватные речевые  формы. Иногда основным фактором, приводящим к негативным межличностным отношениям, является неспособность клиента  в неузнаваемой им информации определить главное — цель этого сообщения.

Одной из технологий, используемых социальным работником, является обучение клиента самовыражению  и смысловому восприятию. Овладение  этими компонентами коммуникативного процесса очень важно для клиента, так как через общение осуществляется вхождение клиента в различные  социальные группы, освоение им норм, обычаев, действующих в них, принятие или  непринятие которых влияет на характер взаимодействия внутри этих групп.

Для социального  работника важно успеть прогнозировать возможные интерпретации той  информации, которую он собирается предоставить клиенту. Поэтому существенным моментом в этой связи является умение социального работника анализировать  и реконструировать информацию, получаемую от клиента для выявления мотивационно-целевой  направленности коммуникативных программ и взаимодействий клиента.

Технология, принимаемая  социальным работником, использующим коммуникативную модель, включает следующие  шаги:

·         получение информации от клиента с помощью задаваемых вопросов, использование поведения, поощряющего ведение беседы,

·         пересказывание комментариев клиента, которому дают понять, что он поощряется социальным работником;

·         осуществление обратной связи, которая показывает, как социальный работник оценивает то, что сообщает ему клиент: принимает, отклоняет, избирательно или нейтрально относится к ней;

·         передача информации клиенту в виде определенных «порций», что позволяет донести до клиента, что социальный работник принимает информацию, получаемую от клиента, но окончательную оценку сделает в конце сообщения;

·         корректировка информации по данной проблеме, получаемой клиентом из различных источников, которые противоречиво или недобросовестно дают клиенту эту информацию.

Работа с клиентом должна осуществляться поэтапно, причем на первых этапах следует использовать те формы коммуникации, которые приемлемы  для него, так как в этом случае поступающая информация будет приниматься  более благожелательно в связи  с тем, что соответствует ожиданиям  того, кому оказывается помощь.

В последние  годы возникает методологическая, теоретическая  и технологическая необходимость  сочетания различных психологических  подходов. Это особенно важно для  социальной работы. Такое соединение возможно двумя путями: эклектическим  или конструктивным. В первом случае выбираются наиболее понравившиеся  специалисту положения того или  иного подхода и механически  объединяются между собой. Такой  путь возможен, что нередко и происходит. Второй путь более трудоемок. Использование  различных подходов в нем связано  с формированием иных принципиальных положений, отсутствующих в каждом из них в отдельности. В психологии такое направление получило название психосинтеза, которое возникло буквально в последние десятилетия.

Информация о работе Социальная работа и психология