Социальная работа и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Теоретики социальной работы рассматривают проблемы личности клиента на различных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном. Каждый из них требует своих способов описания, и с этой целью привлекаются как психологические, так и социологические теории. Демократизация общественных институтов, доступ сервиса, социальные гарантии и система безопасности — вот тот основной спектр проблем, осмысление которых предполагает наличие определенных концептов и теорий социальной экономики, социального обеспечения, теории организации, политологических теорий

Работа содержит 1 файл

реф соц раб и псих.docx

— 85.30 Кб (Скачать)

Юристь, 1999. - 334 с.

 
 
Стр    из 327

Психологическое обеспечение социальной работы важно  и в том плане, что несмотря на уменьшение общественного участия в социальной помощи, наблюдаемое в настоящее время, в нашей стране начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуждающихся людей, которыми так богата была наша Родина в прошлом. Иначе говоря, наряду с организацией специальной профессиональной социальной работы все больше набирает темпы добровольческая (общественная) социальная работа. Эта тенденция характерна для многих цивилизованных стран.

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:

·         психодиагностика,

·         психологическое консультирование,

·         использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.

Психодиагностика  — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза. Современная психодиагностика понимает термин «психологический диагноз» не только как установление любого отклонения от нормального психологического функционирования или развития, но и как определение психического состояния конкретного объекта (индивида, семьи, группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица. Например, может быть проведена диагностика уровня психического развития дошкольника, психодиагностика интеллекта, произвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, акцентуаций характера, типа темперамента и т.д.

Сбор информации о клиенте рекомендуется проводить, используя один из приемов — пятишаговую  модель, описанную Е. Айви (СНОСКА: Айви Е., Айви М. Б., Саймен Л. Д. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992). Полезно вести наблюдения и за экспрессией (мимикой, пантомимикой, позой, движениями), по которым можно понять истинные переживания, состояние человека, а не оценивать их только по его словам. Установлено, что именно невербальные проявления в коммуникациях наиболее верно сигнализируют об истинных, а не показных чувствах партнера. Результаты наблюдений следует анализировать по специальной схеме. Кроме того, в психодиагностике распространены специальные психодиагностические методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Отмечая необходимость профессионализма при их использовании и интерпретации результатов, специалисты обращают внимание на следующие достоинства этих методик:

·         они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

·         представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, чувстве юмора и пр.);

·         информация поступает в виде, пригодном для качественного и количественного сравнения индивида с другими людьми;

·         информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Социальный работник, используя в своей практике простые  психодиагностические процедуры для  получения более полной и объективной  характеристики клиента, при необходимости  направляет его к профессиональному  психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования.

Тест — очень  тонкий и порой коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знать его потенциальные  возможности, правила интерпретации, четкость процедуры тестирования, правила  соотнесения результатов, полученных с помощью разных тестов.

Вместе с тем  грамотное использование тестирования расширяет горизонты психолога  и социального работника. Однако нередко увлечение решением очевидных, явных проблем приводит к забвению того, с каким типом клиента  они имеют дело. То, как психолог и социальный работник воспринимают клиента, часто сказывается на их суждениях. Тесты — это удачный  способ избежать предвзятости. Они  дают возможность сбалансированно  оценивать ситуацию.

Психологическое консультирование населения  — новый вид практической деятельности отечественных психологов и пока, к сожалению, оно развивается в довольно скромных масштабах, хотя во многих зарубежных странах Европы, Америки, Азии уже много лет функционирует сеть муниципальных, городских, районных (коммунальных), местных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект.

Принято различать  психологическое консультирование и психотерапию. Консультирование —  оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации  поведения. Психолог-консультант может  помочь личности посмотреть на себя как  бы со стороны, осознать проблемы, которые она не контролирует, изменить установки отношения к окружающим и в соответствии с ними корректировать свое поведение и др.

Психотерапия  — долговременный процесс трансформации  личности, характеризующейся глубокими  изменениями в ее структуре. Нередко  высказывается мнение о том, что  психотерапия — это работа с патологической личностью. Но на практике понятия психотерапии и психологического консультирования сливаются. Консультирующие психологи  проводят иногда много встреч с клиентами  и работают глубже, чем психотерапевты.

Представители многих психологических школ считают, что основная цель психологического консультирования — помочь личности жить в условиях психологического комфорта, положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать» (З. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «о'кей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс) и др.

Психологическое консультирование осуществляется, если:

1.      природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2.      обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признает себя больным.

В этой связи  изменяется и содержание термина  «реабилитация» — из чисто медицинского понятия оно превращается в психологическое, наполняется психологическим содержанием — реабилитация рассматривается как комплекс различных воздействий, опосредованных через личность клиента.

В настоящее  время психологические воздействия  проникают все шире и глубже в  психогигиеническую, психопрофилактическую, лечебную и реабилитационную деятельность врачей, медицинских психологов, психологов-консультантов, социальных работников. Применение психотерапии выходит в настоящее время  за традиционные рамки нервно-психической  патологии (неврозы, алкоголизм, психические  заболевания) и все больше проникает  в область предболезни, к практически  здоровым людям с так называемыми  факторами риска. В частности, более  значимой становится роль медицинского психолога в психокоррекционной (по сути, психотерапевтической) работе

Одним из принципиально  новых направлений психоконсультативной деятельности являются ее групповые  формы, ориентированные прежде всего на личность человека и окружающую его социальную среду. Здесь рассматриваемый круг проблем вплотную примыкает к социальной педагогике.

Особенности психологического консультирования можно продемонстрировать, проанализировав его развитую в  России форму — возрастно-психологическое  консультирование (СНОСКА: Бурменская Г. В., Карабапова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990). Первоначально в сферу его деятельности входили преимущественно дети с отклонениями в развитии, а главную задачу составляла помощь в социальной адаптации детей с теми или иными формами патологии. Постепенно сфера консультативной практики стала значительно расширяться за счет включения собственно психологических проблем, не связанных с патологией: высокой тревожности ребенка, нарушений межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т.д.

В настоящее  время в качестве двух основных показаний  для психологической помощи детям  называют: возникновение кризисной  жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, драчливость, воровство, лживость и др.).

Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Эта общая задача включает в себя:

·         ориентацию родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, на возрастные и индивидуальные особенности психического развития ребенка;

·         своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

·         предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилатике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

·         составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;

·         составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);

·         проведение коррекционной работы в специальных группах при консультации с детьми и родителями.

Другой формой психологического консультирования является семейное консультирование.

Взаимодействие  социального работника с консультирующим  психологом очень тесное — по существу, это их совместная деятельность. Именно в ней сочетаются, согласовываются, вырабатываются взгляды специалистов, которые определяют их технологическую  практику.

Следует выделить значение в практике социальной работы некоторых психологических методик и приемов. Психология представляет большие возможности использования в социальной работе различных способов воздействия на личность. Существует ряд психологических моделей, предлагающих не только методологические и теоретические положения, но и различные технологии. Часть из них (например, психосинтез, гештальт-терапия, трансактный анализ, телесноориентированные биоэнергетические концепции) — очень психологичны.

Выбор в социальной работе психологических оснований  и техники в значительной степени  зависит от компетентности и опыта  специалиста. В дополнение к вышеизложенным можно предложить дополнительные технологические способы, которые могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной социальной работе: психодрама и музыка как средства психологического воздействия.

Психодрама —  метод, разработанный в 20-х годах. Д. Морено. В ней человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой  базируется на его проблемах. Он получает полную возможность свободно выражать свои чувства в различного рода импровизациях, где другие люди («актеры») исполняют роли основных персонажей реальной жизни. Цель психодрамы — помочь клиенту раскрыть самые глубинные переживания в гораздо более яркой и действенной форме, чем методы, основанные на словесном описании эмоций (СНОСКА: См.: Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М.,1992).

Эмоциональное воздействие музыки не зависит ни от возраста, ни от профессии, образования, менталитета, национальности. Это происходит потому, что ее структура наиболее близка естественному восприятию человека. Поэтому она свободно, ненавязчиво, но в то же время сильно воздействует на личность и вызывает глубокие эмоциональные  реакции. Музыка — важнейшее средство коммуникации и интеграции.

Музыка невербальным образом отражает определенные жизненные  моменты, усиливает их эмоциональное  восприятие, влияет на характер человека. Использование музыки при воздействии  на психику человека происходило  в двух направлениях: это «американская» и «шведская» школы. В первом направлении музыка используется как вспомогательное средство воздействия на психическое, как поиск простых или сложных музыкальных форм, оказывающих возбуждающий и успокаивающий эффект. «Шведская школа», испытавшая влияние психоанализа, отводила музыке одну из центральных ролей, считая, что она способна проникнуть в «глубинные слои личности».

В настоящее  время музыка используется в широком  диапазоне, выполняя регулирующую, реактивную, коммуникативную, познавательную, воспитательную, рекреативную и другие функции. В  психологическом консультировании музыку рекомендуется использовать в следующих целях:

1.      образование и коррекция межличностных отношений;

2.      активизация самоосознания личности средствами самовыражения.

Музыка эффективно используется при работе психолога как с индивидом, так и с группой. Варианты различны: простое прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев; прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополнительный социально-психологический эффект). Возможны и активные формы, такие, как исполнение музыки испытуемыми на инструментах, пение, сочинение музыки, исполнение танцев под музыку. Известен метод музыкальной графики — рисование под музыку, активизирующее самостоятельность, улучшающее внимание, память, оказывающее успокаивающее и расковывающее воздействие.

Информация о работе Социальная работа и психология