Социальная работа и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Теоретики социальной работы рассматривают проблемы личности клиента на различных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном. Каждый из них требует своих способов описания, и с этой целью привлекаются как психологические, так и социологические теории. Демократизация общественных институтов, доступ сервиса, социальные гарантии и система безопасности — вот тот основной спектр проблем, осмысление которых предполагает наличие определенных концептов и теорий социальной экономики, социального обеспечения, теории организации, политологических теорий

Работа содержит 1 файл

реф соц раб и псих.docx

— 85.30 Кб (Скачать)

Перед практикой  социальной работы сегодня стоит  серьезная задача использования  различных технических приемов, технологий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из основных направлений интеграции психологии и социальной работы.

§ 2. Теоретические предпосылки  использования психологии в социальной работе

 

 

Истоки психологических  теорий восходят к З. Фрейду, который  впервые описал бессознательное  в психике человека и его влияние  на поведение и личность. Он с  позиций последовательного детерминизма утверждал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями, впечатлениями детства. Сознание, подсознание, бессознательное — три уровня психического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.

Фрейд считал, что  могут наблюдаться социальные ограничители, такие, как бессознательное чувство  вины. Развивая эту мысль, К. Юнг, последователь  Фрейда, описал коллективное бессознательное  — то, что накоплено человечеством, глубинные психологические образования, которые передаются от одного поколения  к другому в виде архетипов. Архетипы — это образования, существующие уже при рождении ребенка и  содержащие опыт предыдущих поколений. Именно архетип, по мнению Юнга, направляет и организует психику. Архетипы проявляют  себя в виде символов, в мифах, традициях  и др. В соответствии с современной  терминологией эту структуру  можно назвать Сверх-Я.

Важной  особенностью психоаналитической концепции является конституирование ведущей  роли бессознательного. Отсюда основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.

А. Адлер в  отличие от приверженцев ортодоксального  психоанализа выстроил собственное  понимание бессознательного содержания личности, сущность которого состоит  в признании господства индивидуализма. Когда человек выполняет свою жизненную цель, он стремится быть «особым человеком», поднимаясь над свои комплексом неполноценности, от которого хочет избавиться с помощью цели.

У ребенка формируются  цели и жизненные планы, которым  он сознательно или бессознательно следует, равняясь на образец, — достижения и пример других победителей в  определенных культурных рамках. Из этого  возникают мировоззрение, интересы, желания личности или тормозные  механизмы. Индивидуальная психология Адлера, кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности (врожденное). Таким образом, Адлер предпринял попытку гуманизировать человеческую личность, не ставить ее в жесткие рамки зависимости от неуправляемых сил бессознательного.

Современный психодинамический  подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Поэтому центральным  понятием является конфликт — непознанные («бессознательные») моменты, которые  возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в жизни взрослого. Такие конфликты  — манера поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Полагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация  поведения (совокупность чувств, мыслей и манер), оказывающая воздействие  на нынешнее восприятие мира. Если она  выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события  в контексте прошлого опыта, можно  изменить эти «организующие системы», способствуя тому, чтобы в будущем  информация и опыт у личности структурировались  иначе. От тревоги и неуверенности  человека спасает своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном  уровне.

Типичными для  психодинамического подхода являются такие теории, как эго-психология (А. Фрейд), Я-психология (X. Кохут), трансактный анализ (Э. Берн), кризисная интервенция (Г. Голан).

Одним из признанных направлений в психодинамике  является эго-психология, основоположником которого была Анна Фрейд — талантливая  дочь знаменитого психоаналитика. Эго-психология завоевала особую популярность в 40-50-е  годы и оказала значительное влияние  на формирование теории, практики и  индивидуальной работы с людьми. До сих пор эго-психология не теряет своей значимости для индивидуальной работы.

У ребенка формируются  цели и жизненные планы, которым  он сознательно или бессознательно следует, равняясь на образец, — достижения и пример других победителей в  определенных культурных рамках. Из этого  возникают мировоззрение, интересы, желания личности или тормозные  механизмы. Индивидуальная психология Адлера, кроме стремления личности к превосходству (приобретенное в жизни), признает и чувство общности (врожденное). Таким образом, Адлер предпринял попытку гуманизировать человеческую личность, не ставить ее в жесткие рамки зависимости от неуправляемых сил бессознательного.

Современный психодинамический  подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Поэтому центральным  понятием является конфликт — непознанные («бессознательные») моменты, которые возникли в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжились в жизни взрослого. Такие конфликты — манера поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Полагается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация поведения (совокупность чувств, мыслей и манер), оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти «организующие системы», способствуя тому, чтобы в будущем информация и опыт у личности структурировались иначе. От тревоги и неуверенности человека спасает своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.

Типичными для  психодинамического подхода являются такие теории, как эго-психология (А. Фрейд), Я-психология (X. Кохут), трансактный анализ (Э. Берн), кризисная интервенция (Г. Голан).

Одним из признанных направлений в психодинамике  является эго-психология, основоположником которого была Анна Фрейд — талантливая  дочь знаменитого психоаналитика. Эго-психология завоевала особую популярность в 40-50-е  годы и оказала значительное влияние  на формирование теории, практики и  индивидуальной работы с людьми. До сих пор эго-психология не теряет своей значимости для индивидуальной работы.

Юристь, 1999. - 334 с.

 
 
Стр    из 327

В отличие от традиционного  психоанализа психические  воззрения, оформившиеся в эго-психологию, проникнуты верой  в человека, в силы его личности, что в значительной степени приближает их к гуманистическому направлению. Использование идей психоаналитического направления в целом и эго-психологии в частности в практике социальной работы связано с пониманием и учетом защитных механизмов личности.

Еще в большей  степени отмеченная тенденция характерна для одной из современных психодинамических  теорий, получившей название Я-психология (self-psychology). Основная сущность Я-психологии, созданной X. Кохутом (СНОСКА: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют а игры, М., 1989), состоит в рассмотрении Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения. Эта теория относительно нова и является мостом, соединяющим психоанализ с экзистенциональной и гуманистической психологией. Временем ее возникновения считается конец 50-х годов. В настоящее время она рассматривается как одна из теорий, альтернативных глубинной психологии: большое значение придается чувствам (эмпатии), анализу субъективного опыта и образа жизни индивида.

Отмеченная тенденция  к гуманизации относится и  к теоретическим построениям  Э. Берна — трансактному анализу (СНОСКА: Тобин С. Л. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1). Трансактный (или структурный) анализ — совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (системой чувств, поведенческими схемами своего Я). Репертуар этих состояний он назвал так: «Родитель» (сходное с образом родителей), «Взрослый» (субъективный реальный опыт) и «Ребенок» (начало, действующее с раннего детства).

Все три составные  важны для человека: Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости; Взрослый — рациональности; Родитель — мудрости. Каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной, и все они должны находиться в оптимальном равновесии. Проблемы возникают обычно при неадекватности их сочетаний, что проявляется в особых играх.

Игры — типичная модель невыраженных компромиссов (трансактов), которая постоянно повторяется, превращается в стереотипы и способствует созданию дискредитирующих ситуаций. Взаимодействие этих состояний, игру можно  проследить на примере деятельности социального работника, который  может использовать ее в своей  профессиональной деятельности.

Психологическая сущность кризисно-интервентной модели состоит в  признании необходимости  применения кризисного краткосрочного вмешательства  (они могут соединяться в серии) в психический мир клиента. В этих случаях предполагается, что важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы.

Кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает  серию событий, ведущих к нарушению  нормальной жизни людей. Поэтому  кризисное краткосрочное вмешательство  рассматривается как общая теория решения проблем клиентов.

Видный представитель  этого направления в социальной работе Г. Голан разработала и  описала основные теоретические  положения кризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, как практически в любой теории психодинамического подхода, уделяется  изучению истории кризиса и происхождению  переживаний. Основанная на психодинамических  идеях кризис-интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима  для помощи людям, пережившим несчастье, с тем, чтобы они могли снова  приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.

Фокус помощи —  эмоциональные реакции клиента  на кризис и долгосрочные изменения  в его способностях справляться  с ежедневными проблемами преимущественно  прагматическим путем. Решающее значение в работе с клиентами отводится  психологическим условиям: четкому  определению жизненных и перспективных  целей, задач, временных рамок их реализации, демонстрации опыта решения  проблем.

Кризисная интервенция  предполагает экстренное вмешательство, отсутствие времени на выяснение  причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и  сейчас» с помощью ресурсов, имеющихся  как у самой личности, так и  в ее социальном окружении.

Гуманистическое направление в  психологии возникло и стало активно использоваться психологами в последние десятилетия. К этому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Фрица Перлса (гештальт-традиции).

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных  психологических подходов трудно переоценить  по двум причинам: во-первых, в своей  основе сущность, содержание и методы социальной работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.

Сущность  гуманистической  психологии К. Роджерса — акцентированный  на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий интенциональности — необходимости для нормального существования человека свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны, и если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.

Согласно такому подходу решающую роль в жизни  и развитии человека имеют его  представления о самом себе: Я-концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности». Через всю психологическую теорию личности у Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремится к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели «личностного роста», основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.

Роджерсу удалось  выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут  быть созданы самой личностью  или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность), безусловное  принятие другого человека и способность  к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности  личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может  пытаться каждый человек.

Информация о работе Социальная работа и психология