Социальная работа и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Теоретики социальной работы рассматривают проблемы личности клиента на различных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном. Каждый из них требует своих способов описания, и с этой целью привлекаются как психологические, так и социологические теории. Демократизация общественных институтов, доступ сервиса, социальные гарантии и система безопасности — вот тот основной спектр проблем, осмысление которых предполагает наличие определенных концептов и теорий социальной экономики, социального обеспечения, теории организации, политологических теорий

Работа содержит 1 файл

реф соц раб и псих.docx

— 85.30 Кб (Скачать)
 

     1.1.2 Психологические  теории

     Достаточно  широк и спектр психологических  теорий, влияющих на теории социальной работы. Среди них можно выделить психоанализ, поведенческие теории, когнитивные, психодинамические, психологические  теории личности и др. Особенность  включения в сферу теоретических  конструктов социальной работы психологических  концепций последнего времени состоит  в том, что они объясняют модели отклоняющего поведения субъекта. Это  тем более актуально, что основная проблематика социальной работы связана  с проблемами социальной патологии.

     Интерпретации девиантного поведения личности представлены в модели предрасположенности, модели внутренней мотивации, психосоциальной  модели Линга. Каждая модель по своему описывает и интерпретирует рискованное  поведение субъекта, приводящее его  к асоциальному поведению.

     Использование моделей познания других гуманитарных наук в социальной работе связано  с тем, что, во-первых, предмет познания ее только определяется, поскольку  социальная работа достаточно молодая  область знания, и поэтому в  ее теории, сегодня преобладают описательные концепты. Описание явлений — это  первый шаг любого научного знания, дающий возможность на определенном этапе типизировать, классифицировать те или иные явления, что в свою очередь становится основой формирования следующей стадии научного познания — объяснения. Далее следует установление законов и принципов, что позволяет  прогнозировать развитие явлений и  событий.

     Во-вторых, в социальной работе среда и клиент, выступают в неразрывном единстве, однако, способа описания данных объектов в единой понятийной системе не существует. Вот почему используются способы  описания реальности, разработанные  в теоретических схемах других дисциплин.

     Теоретики социальной работы рассматривают проблемы личности клиента на различных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном. Каждый из них требует своих способов описания, и с этой целью привлекаются как психологические, так и социологические  теории. Демократизация общественных институтов, доступ сервиса, социальные гарантии и система безопасности — вот тот основной спектр проблем, осмысление которых предполагает наличие  определенных концептов и теорий социальной экономики, социального  обеспечения, теории организации, политологических теорий

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА  

§ 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы  

Социальному работнику  необходим определенный уровень  психологической грамотности для  результативного выполнения своих  профессиональных обязанностей, связанных  с организацией и функционированием  социальных служб.

Если исходить из положения о том, что среди  профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать  оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций  путем взаимодействия с конкретными  специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая  подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической  компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с  профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда  под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента  к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней  людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит  индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием  окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются  люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются  и своеобразные тенденции в сфере  психики: агрессия, депрессия, аутизм и  т.д.

Кроме того, к  социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения  своих проблем, найти силы для  реализации своих намерений. Объектом деятельности социального работника  являются и лица, находящиеся в  измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая  роль принадлежит психологической  составляющей.

Особая взаимосвязь  психологии и социальной работы прослеживается и в том, что обе научные  области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий  объект воздействия — человек. Известно, что человек не только выступает  как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются разные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей  жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих  стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности  существования, экстернальности. Подлинную  активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.

Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.

Пример 1. В социальной работе нередко приходится иметь дело с социально дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, многодетные семьи, беженцы, безработные, одинокие престарелые, правонарушители, наркоманы и др.). Работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.

Обычно социально  дискриминированные группы ведут себя стереотипно — у них главным  образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением  конфликтности в межличностных  отношениях, ослаблением внутригрупповых  связей, девальвацией внутритрупповых  ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности и сплоченности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежностью к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми (СНОСКА: Агеев B. C. Взаимоотношение групп с неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6).

Обе линии поведения  носят деструктивный характер. Социальному  работнику, знающему о том, что ему  придется иметь дело с социально  дискриминированными группами, нужно  быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных  социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий  активности социально депривированных  групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие  возможные типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).

Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить социальный престиж  благодаря своим личным возможностям (способностям, случайностям, обману и  др.). Вторая — связана с изменением критериев социальной оценки. Третья — включает как мирные, демократичные, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается  в том, что все типы поведения  могут не сопровождаться активными  действиями до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и  крепнет ощущение несправедливости.

Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в  отношении притесняемых групп или  придание неизбежно возникающим  статусным различиям законного  правового характера.

Пример 2. Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых — не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за неучета реальных обстоятельств.

Причинами суицидных  деяний могут быть непреодолимые  для личности препятствия, имеющие  остро выраженную негативную эмоциональную  окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные  по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности  и повторяемости).

Описание этого  явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех или  иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни  и смерти: терпит поражение все, что  удерживает человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и  наконец, принятие суицидного решения  — акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл  смерти (инверсия). Именно инверсия и  «запускает поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом  аспекте в принятии решения о  суицидном акте важная роль принадлежит  свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях «протеста», «призыва» или «избежания» и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции «самонаказания» ответственность полностью принимается личностью; при позиции «отказа» она приписывается «судьбе», «року». Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

Вышеизложенное  свидетельствует о том, что для  выделения в социальной работе суицидоопасных людей и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.

Значимость психологических  знаний для социальной работы усиливается  в связи с необходимостью организации  работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками  и молодежью, отличающимися асоциальным  поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, наркотоксикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными  к частым «кризисным психическим  состояниям» и др. В этих случаях  социальная поддержка носит преимущественно  характер индивидуальной психосоциальной  работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.

Эти группы нуждаются  в социальной и психологической  поддержке, выраженной в разных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической  адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса  и др. В психологической и социологической  литературе как наиболее вероятные  группы людей, испытывающие трудности  адаптационного периода, определены подростки, пожилые люди и женщины. Особой психологической  компетенции в социальной работе требует деятельность с так называемым перемещенным населением. Эта категория  — новая для нашей страны (беженцы, мигранты). В частности, мигранты, т.е. люди, меняющие место жительства, временно выезжая на сезонные или другие специальные  работы, как категория населения  обладает следующей общей характеристикой: оторванность от обжитых мест и своеобразный стиль жизни, обусловленный социальными, психологическими, экономическими потерями.

Информация о работе Социальная работа и психология