Социальная политика и социальные гарантии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить основные направления социальной политики, социальной защищенности граждан России.
Задачи работы:
1) показать сущность, функции и принципы социальной политики;
2) изучить проблемы реализации основных направлений социальной политики
3) изучить социальные программы как инструмент социальной политики;
4) дать понятие социальной защищенности населения;
5) определить направления и перспективы развития социальной политики в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность социальной политики, ее задачи и основные направления…….4
2. Функции социальной политики……………………………………………...5
3. Принципы социальной политики……………………………………………5
4. Реализация основных направлений социальной политики………………..6
5. Политика в области улучшения жилищных условий……………………….7
6. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения……………7
7. Политика в области здравоохранения……………………………………….7
8. Политика в области образования…………………………………………….8
9. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости……9
10. Политика в области регулирования доходов населения…………………10
11. Социальное страхование в системе государственной социальной политики………………………………………………………………………….11
12. Социальная защищенность населения…………………………………….13
13. Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики……………………………………………………………15
14. Особенности социальной политики в современной России……………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

социол.docx

— 46.52 Кб (Скачать)
r">Политика  в области регулирования  пенсионного обеспечения 

     Произошедшие  в ходе реформирования пенсионной системы  ощутимые изменения - переход от распределительной  к смешанной распределительно-накопительной  пенсионной системе, обеспечение возможности  выбора застрахованными лицами порядка  формирования своих пенсионных накоплений, сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшие преобразования в пенсионном обеспечении.

     В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым  на рабочих местах с вредными и  опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части  трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной  и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

     Остаются  не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций  в сфере обязательного пенсионного  страхования. Требуют дальнейшего  совершенствования механизмы сбора  и учета страховых взносов, их отражения на индивидуальных счетах застрахованных лиц, определение методики учета операций по формированию и  инвестированию пенсионных накоплений, сверки средств, учтенных на лицевом  счете застрахованного лица с  суммами начисленных и поступивших  страховых взносов, а также учета  доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

1. Завершение  формирования нормативной правовой  базы обеспечения проведения  пенсионной реформы. 

2. Разработка  мер по развитию механизмов  обязательного пенсионного страхования,  дополнительного пенсионного обеспечения  и добровольного пенсионного  страхования. 
 

Политика  в области здравоохранения 

     В последнее десятилетие состояние  здоровья населения России заметно  ухудшилось. Средняя продолжительность  жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой.

В системе  здравоохранения накопились следующие  серьезные проблемы.

- Ограниченность  государственных гарантий бесплатной  медицинской помощи,

- Сложившаяся  система обязательного медицинского  страхования (ОМС) не обеспечивает  существенного влияния на эффективность  использования ресурсов здравоохранения. 

- Имеющиеся  в системе здравоохранения ресурсы  используются неэффективно.

     Целью реформы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких  слоев населения.

Одним из важнейших аспектов развития здравоохранения  является усиление, и совершенствование  мер, направленных на профилактику социально  обусловленных заболеваний и  снижение риска воздействия неблагоприятных  факторов среды обитания на население.

     В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление  мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных  факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через  Государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения  инфекционных болезней при заносе на территорию страны.

     С использованием программно - целевых  методов будут разрабатываться  меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение  показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов  медицинской и социальной реабилитации. 

  Политика в области  образования 

     В системе образования, главным направлением, является необходимость реформирования всей системы образования, начиная  с дошкольного, заканчивая высшим и  послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных  программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого  определения границ обязательств государства  в области образования на разных его уровнях.

     Государству предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое  финансирование и внедрения образовательных  кредитов, создать независимые системы  контроля качества образования.

Первоочередными мерами должны стать:

-оказание  государственной поддержки высшим  и общеобразовательным учреждениям  по приобретению лабораторного  оборудования, программного обеспечения,  модернизации учебных классов  и подготовке преподавателей  общеобразовательных учреждений, активно  внедряющих инновационные образовательные  программы;

-внедрение  в образовательных учреждениях  современных образовательных технологий  и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных  школ к сети "Интернет";

- переход  на новую систему оплаты труда  педагогов в школьных учреждениях,  стимулирующую повышение качества  образования, а также завершение  перехода к нормативному финансированию  учебного процесса;

- оказание  государственной поддержки способной  и талантливой молодежи, включая  предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов. 
 
 

  Политика в области  регулирования уровня  безработицы и  занятости 

     Социальная  защита работников, как важнейшее  направление социальной политики государства, крайне важна, так как большинство  населения во всех странах составляют работающие, единственным и основным доходом которых, является заработная плата, а это означает, что они  экономически уязвимы.

     Кроме того, в любом государстве имеется  значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства.

     Ко  всему этому можно добавить, что  политика государства в области  социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу.

Действия  государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку  работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство  разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы  договоров, которые заключают между  собой работники и предприниматели.

     Социальная  политика применительно к рынку  труда связана, прежде всего, с возможностями  государства влиять на спрос на рабочую  силу.

Кроме того, воздействие на этот рынок  идет с помощью корректировки  правовых норм, касающихся использования  в стране иностранной рабочей  силы.

     Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его  состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

     Социальная  защита работающего населения должна включать в себя не столько выплату  денежных сумм и компенсаций, сколько  создание правовых и экономических  условий, которые стимулировали  бы само стремление трудиться эффективно, обеспечивая тем самым и свое благосостояние, и благосостояние всего  общества, обеспечение защиты трудовых прав граждан, основных социальных гарантий в области доходов населения, а также недопущения массовой безработицы.  

Политика  в области регулирования  доходов населения 

     Поскольку рыночные отношения не гарантируют  права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется  государственное вмешательство  в сферу распределения доходов  и создание системы социального  обеспечения нуждающихся.

     Если  функциональное распределение доходов  основано на собственности на факторы  производства, то персональное распределение  доходов осуществляет государственная  власть. Главным инструментом перераспределения  доходов в стране является государственный  бюджет, который предполагает наличие  механизма социального обеспечения  населения. Современное общество должно найти оптимальный вариант распределения  доходов, который обеспечил бы максимальный экономический рост, выгодный для  всех социальных групп.

     В период перехода к рыночной экономике  в связи с быстрым ростом цен  необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни.

Для этого  могут применяться:

1) индексация  доходов - метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, который приводит к снижению уровня жизни.

Индексация  доходов бывает следующих видов:

а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);

б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;

2) адаптация - повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.

     Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов  населения и достижение социальной стабильности в обществе.

Эта политика может реализовываться через  следующие меры:

1) проведение  соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли  и личных доходов;

2) осуществление  трансфертных платежей социально  незащищенным слоям населения;

3) установление  предельных цен на товары первой  необходимости, а также ставок  минимальной заработной платы;

4) субсидирование  некоторых жизненно важных отраслей  экономики, что позволяет поддерживать  определенный уровень жизни населения. 

Социальное  страхование в  системе государственной  социальной политики 

     Социальное  страхование - наиболее важная часть  политики государства в социальной сфере.

     Программы социального страхования являются формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенность социального страхования - его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

     В России система социального страхования  состоит из двух частей. Первая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая  проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует материальное обеспечение  лиц, утративших трудоспособность или  не имеющих ее.

     Социальное  страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное.

     Обязательное  социальное страхование - особая разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств госбюджета.

     Добровольное  социальное страхование строится на принципах коллективной самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства.

     Его отличительными чертами являются демократизм  управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей  и наемных работников, тесная зависимость  страховых выплат от уровня доходов  страхователей. Фонды добровольного  социального страхования рассматриваются  не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию.

Информация о работе Социальная политика и социальные гарантии