Социальная политика государства в области занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные проблемы безработной молодежи как социальной общности. Изучить формы и методы проблем занятости безработной молодежи в социальной работы.
Объект исследования: безработная молодежь.
Предмет исследования: формы социальной работы с безработной молодежью.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с безработной молодежью в современной России
1.1 Социально-психологический портрет современной молодежи
1.2 Проблемы молодежи в обществе
1.3 Решение проблем безработной молодежи средствами социальной работы в теории
Глава II. Социальная политика государства в области занятости молодежи
2.1 Государственная политика в области занятости безработной молодежи
2.2 Служба занятости, как форма социальной работы с безработной молодежью
3аключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 45.02 Кб (Скачать)

Проблема социальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди  других социальных проблем. Сам термин «социальная защита» является новым  для отечественной науки.

Во второй половине 1991 г. произошла легализация безработицы. В Законе РФ «О занятости населения  в Российской Федерации», вступившем в силу 1 июля 1991 г., безработица признается как закономерный процесс формирования и функционирования рынка рабочей  силы. В настоящее время существует государственная монополия на страхование  работников от социальных рисков.

Государство предоставляет  постоянно проживающим на его  территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:

свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и  трудоустройстве со стороны ФСЗ;

в соответствии с заранее  поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам  учебных заведений подходящей работы;

бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение  квалификации в системе службы занятости  или по ее направлению в иных учебных  учреждениях с выплатой стипендии;

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие  в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или  иных особенностей граждан;

правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).

Закон РФ «О занятости  населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями  от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной  политики в области содействия занятости:

-обеспечение равных  возможностей всем гражданам  РФ в реализации прав на  добровольный труд и свободный  выбор занятости;

развитие трудовых ресурсов;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

-поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

обеспечение социальной защиты в области занятости;

создание специальных  мер для граждан, испытывающих трудности  в поисках работы, т.е. помощь особо  нуждающимся в трудоустройстве;

сочетание местных  мер с централизованными в области занятости;

поощрение работодателей, создающих рабочие места.

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются  граждане:

работающие по трудовому  договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены  производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении  к числу занятых членов семей  фермеров. Если фермерское предприятие  зарегистрировано как семейное, принадлежащее  членам семьи на основе права общей  долевой собственности, то членов семьи  фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;

избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органах законодательной  и исполнительной власти, а также  в общественных организациях различного типа;

военнослужащие любых  родов войск, служащие в органах  БД;

трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая  обучение по направлению СЗН;

временно отсутствующие  на работе

Таким образом, безработные  являются вынужденно незанятыми, поскольку  по стандарту МОТ к безработным  относятся трудоспособные лица в  возрасте от 16 лет и старше, которые  в рассматриваемый период соответствовали  трем критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском  работы, т. е. обращались в государственную  или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации  собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

По методологии  МОТ, при отнесении к безработным  должны быть соблюдены все три  категории.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском  работы и готовы приступить к ней.

Зарегистрированные  органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы.

2.2 Социальные гарантии  государства

Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые  государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и  безработице.

Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

Закон РФ «О занятости  в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

-гарантии и компенсации  работникам, высвобождаемым из организации,  предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

-выплату пособий  зарегистрированным безработным  в установленном порядке;

-выплату стипендий  в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения  квалификации по направлению  органов службы занятости;

-возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых местными  органами самоуправления;

-компенсацию затрат  по переезду в другую местность  на новую работу по предложению  органа службы занятости;

-выплату в период  безработицы пособия по временной  нетрудоспособности в размере  причитающегося пособия по безработице;

-оказание материальной  помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении,  а также гражданам, потерявшим  право на пособие по безработице  в связи с истечением срока  его выплаты.

Система защиты безработных  граждан представляет собой комплекс экономических, организационных и  правовых форм и способов.

Экономические формы  и способы защиты заключаются  в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании  рычагов налогово-кредитного регулирования  по поддержанию предприятий, сохраняющих  ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих  рабочие места для лиц неконкурентоспособных  на рынке труда, разработке системы  материальных компенсаций в случае безработицы.

В России с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме государственной  службы занятости существуют еще  и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего  эти службы характеризуются направленностью  своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.

Эффективность организационных  мер социальной защиты безработных  зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех  и других. Такими организациями могут  быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации  государственного посредничества в  вопросах социального партнерства. Включение специальных органов  в систему отношений субъектов  рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.

Заключение

1. Таким образом,  сложившаяся ситуация на российском  молодежном рынке труда является  достаточно напряженной. Проблемы  занятости молодежи во многом  связаны с объективными процессами -- сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека.

2. Трудовая социализация  молодежи происходит в условиях  противоречивых и неоднозначных  структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной  сферах. А поскольку молодежный  контингент крайне неоднороден  по возрасту, образовательному и  профессиональному уровню, каждый  нуждается в особом подходе  к решению проблемы занятости.

3. Государство через  службы социальной защиты проводит  определенную работу с молодежью,  оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Эта выплата пособия по безработице, оказание консультационной помощи, выявление отдельных факторов способствующих, развитию негативного поведения несовершеннолетних и молодежи

4. Однако практика  свидетельствует о том, что  принимаемые государством меры  по улучшению социальной работы  с безработной молодежью крайне  не достаточно. Много еще не  решенных проблем, в том числе  уровень безработицы среди молодежи  остается высоким.

5. В современной  молодежи заложен прообраз российского  будущего. В каком направлении  пойдет дальнейшее развитие России -- это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи. Следовательно, необходимо эффективное содействие динамичному развитию молодежного рынка труда.

Список  литературы

1. Басов Н.Ф «Основы социальной работы» 2008 г.

2. Басов Н.Ф. «Социальная работа» 2011 г.

3. Басов Н.Ф. «Социальная работа с молодежью» 2007 г.

4. Колков В.В. «Системный  подход в социальной работе»  1997 г.

5. Павлов А.А. «Безработица, проблемы, пути решения» СПБ 1993 г.

6. Павленок П.Д. «Основы социальной работы» 2009 г.

7. Холостова Е.И. «Социальная работа» 2001 г.

Информация о работе Социальная политика государства в области занятости молодежи