Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, курсовая работа
Цель исследования: изучить социальные проблемы безработной молодежи как социальной общности. Изучить формы и методы проблем занятости безработной молодежи в социальной работы.
Объект исследования: безработная молодежь.
Предмет исследования: формы социальной работы с безработной молодежью.
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с безработной молодежью в современной России
1.1 Социально-психологический портрет современной молодежи
1.2 Проблемы молодежи в обществе
1.3 Решение проблем безработной молодежи средствами социальной работы в теории
Глава II. Социальная политика государства в области занятости молодежи
2.1 Государственная политика в области занятости безработной молодежи
2.2 Служба занятости, как форма социальной работы с безработной молодежью
3аключение
Список литературы
Возможно ситуация изменится после принятия и реализации молодежных программ принятых правительством РФ.
1.3 Решение проблем безработной молодежи средствами социальной работы
Основным нормативно-правовым
актом в сфере труда и
На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.
Безработица -- это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.
Для создания эффективных
условий обеспечения занятости,
решения адресных проблем безработного
и членов его семьи были созданы
службы занятости, осуществляющие комплексное
регулирование вопросов трудовой сферы.
Задачи службы занятости в нашей
стране очень велики, она занимается
не только решением проблем безработного,
но и вопросами изменения
Организация занятости молодежи -- сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур -- службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.
Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.
Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.
Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодежи;
социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;
- обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека;
создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;
правовое просвещение молодежи;
профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;
- содействие системе
поддержки молодой семьи.
Поставленные задачи реализуются на основе
соответствующих региональных социальных
программ.
Эффективным средством
социальной защиты молодежи в условиях
рыночной экономики является страхование
от безработицы. В России в соответствии
с действующим
свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
бесплатное содействие
в подборе подходящей работы и
трудоустройстве при
Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:
бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
обеспечение социальной поддержки;
компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
бесплатное медицинское
обслуживание и медицинское
возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Важной составляющей
государственной социальной поддержки
для молодежи является выплата пособий
и компенсаций вследствие безработицы.
Государство гарантирует
выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно.
Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.
Служба занятости
решает не только социальные, экономические,
но и психологические проблемы безработного.
Прогнозирование поведения
Практика показывает,
что наиболее эффективной представляется
упреждающая комплексная
Социальная адаптация
безработных граждан
Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:
1. Образование молодежи -- проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.
Программа "Эффективное
поведение на рынке труда" рассчитана
уже на более взрослую категорию
молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников
профессиональных учебных заведений.
Она предлагает активные формы обучения
навыкам эффективного поведения
на рынке труда. Основная проблема выпускников
не в том, что они получили несоответствующее
образование, а в том, что они
не умеют грамотно строить отношения
с работодателем при
Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
2. Содействие профессиональной подготовке молодежи.
Службой занятости
ведется активная работа, базирующаяся
на организационной и финансовой
поддержке реализации соответствующих
социальных программ для молодежи,
их методического обеспечения, на различных
формах повышения квалификации кадров.
В числе перспективных
В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.
Профессиональное
образование молодых
повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;
сокращение уровня безработицы;
изменение профессионально-
- минимизация финансовых издержек государства.
Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы -- несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.
В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать
подходящую работу из-за
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.
Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с документами об образовании, документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию, записями в трудовой книжке.
Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.
Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).
В России число молодых людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:
комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;
меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).
По статистике, во многих регионах на рынке труда нужны водители, каменщики, плотники, слесари-сантехники, токари, электрогазосварщики, охранники, воспитатели и другие специалисты. Значительно труднее найти работу операторам ЭВМ, экономистам, техникам, юристам, менеджерам. Народному хозяйству требуется 75% рабочих специальностей и всего 25% "белых воротничков". На рынке труда все наоборот. Необходимы существенные изменения. Чтобы это сделать, нужна профориентационная работа со школьниками и их родителями.
Информация о работе Социальная политика государства в области занятости молодежи