Социальная политика государства в области занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные проблемы безработной молодежи как социальной общности. Изучить формы и методы проблем занятости безработной молодежи в социальной работы.
Объект исследования: безработная молодежь.
Предмет исследования: формы социальной работы с безработной молодежью.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с безработной молодежью в современной России
1.1 Социально-психологический портрет современной молодежи
1.2 Проблемы молодежи в обществе
1.3 Решение проблем безработной молодежи средствами социальной работы в теории
Глава II. Социальная политика государства в области занятости молодежи
2.1 Государственная политика в области занятости безработной молодежи
2.2 Служба занятости, как форма социальной работы с безработной молодежью
3аключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 45.02 Кб (Скачать)

Возможно ситуация изменится после принятия и реализации молодежных программ принятых правительством РФ.

1.3 Решение проблем  безработной молодежи  средствами социальной  работы

Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости  является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения  в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

На основании российского  законодательства безработными не могут  быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Безработица -- это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

Для создания эффективных  условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы  службы занятости, осуществляющие комплексное  регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей  стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового  поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей  и работников). Оказание помощи в  трудоустройстве молодежи -- одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Организация занятости  молодежи -- сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур -- службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи  труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих  активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими  психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

Основной целью  деятельности данных организаций является создание благоприятных условий  для интеграции молодежи на рынке  труда, адаптации ее к современным  требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде  региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается решение  следующих задач:

создание правовых и организационных условий для  предотвращения значительного роста  безработицы среди молодежи;

социально-психологическая  адаптация молодых людей к  рыночным условиям;

- обеспечение занятости  с ориентацией на интересы  и способности человека;

создание системы  информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;

правовое просвещение  молодежи;

профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;

- содействие системе  поддержки молодой семьи. 
Поставленные задачи реализуются на основе соответствующих региональных социальных программ.

Эффективным средством  социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование  от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством  государство гарантирует:

свободу выбора рода деятельности, в том числе с  разным режимом труда;

охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в  приеме на работу в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о труде;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и  трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам  в возрасте от 18 лет гарантируются:

бесплатное получение  услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической  поддержке по направлению органов  службы занятости;

обеспечение социальной поддержки;

компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

бесплатное медицинское  обслуживание и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направление  на обучение;

возможность заключения срочных трудовых договоров на участие  в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и  иных особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддержки  для молодежи является выплата пособий  и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

выплату пособий по безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности безработного;

выплату стипендии  в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возможность участия  в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат  в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право  проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального  обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно.

Работающие молодые  люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости  решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных  на рынке труда, диагностика и  коррекция негативных психологических  состояний -- одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая  помощь молодым безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разные виды психотерапии.

Социальная адаптация  безработных граждан осуществляется в ходе группового взаимодействия в "Клубе ищущих работу". Участие  в деятельности клуба позволяет  молодым людям преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать самостоятельный поиск  работы.

Содействие занятости  и трудоустройству молодежи может  быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи -- проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа "Эффективное  поведение на рынке труда" рассчитана уже на более взрослую категорию  молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников  профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения  на рынке труда. Основная проблема выпускников  не в том, что они получили несоответствующее  образование, а в том, что они  не умеют грамотно строить отношения  с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее  берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное -- умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ дает молодежи возможность  эффективно адаптироваться к современным  условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной  подготовке молодежи.

Службой занятости  ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих  социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных  формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, -- содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы  важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

Профессиональное  образование молодых безработных  граждан решает следующие задачи:

повышение конкурентоспособности  конкретного человека на рынке труда;

сокращение уровня безработицы;

изменение профессионально-квалификационного  состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

- минимизация финансовых  издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости является одним  из главных элементов в системе  социальной защиты молодежи, так как  способствует преодолению основной причины безработицы -- несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством  данная форма работы ведется с  молодыми безработными, если:

- гражданин не имеет  профессии (специальности);

- невозможно подобрать  подходящую работу из-за отсутствия  у гражданина необходимой профессиональной  квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных  учреждениях профессионального  и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных  заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно  не работающие граждане (по истечении  шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также  граждане, впервые ищущие работу (ранее  не работавшие) и при этом не имеющие  профессии (специальности), и др.

Профессиональная  пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с документами  об образовании, документами, удостоверяющими  профессиональную квалификацию, записями в трудовой книжке.

Эффективность системы  профессионального образования  молодежи подтверждается высокой долей  трудоустройства по окончании обучения граждан.

Приоритетное право  на приобретение новой профессии  имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

В России число молодых  людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан  необходимо вести работу по следующим  направлениям:

комплексная психологическая  поддержка для снятия напряженности  от временной потери работы;

меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).

По статистике, во многих регионах на рынке труда нужны  водители, каменщики, плотники, слесари-сантехники, токари, электрогазосварщики, охранники, воспитатели и другие специалисты. Значительно труднее найти работу операторам ЭВМ, экономистам, техникам, юристам, менеджерам. Народному хозяйству требуется 75% рабочих специальностей и всего 25% "белых воротничков". На рынке труда все наоборот. Необходимы существенные изменения. Чтобы это сделать, нужна профориентационная работа со школьниками и их родителями.

Информация о работе Социальная политика государства в области занятости молодежи