Социальная политика государства в области занятости молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные проблемы безработной молодежи как социальной общности. Изучить формы и методы проблем занятости безработной молодежи в социальной работы.
Объект исследования: безработная молодежь.
Предмет исследования: формы социальной работы с безработной молодежью.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с безработной молодежью в современной России
1.1 Социально-психологический портрет современной молодежи
1.2 Проблемы молодежи в обществе
1.3 Решение проблем безработной молодежи средствами социальной работы в теории
Глава II. Социальная политика государства в области занятости молодежи
2.1 Государственная политика в области занятости безработной молодежи
2.2 Служба занятости, как форма социальной работы с безработной молодежью
3аключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 45.02 Кб (Скачать)

Сдвиги в системе  профессиональной подготовки нельзя однозначно трактовать как кризисные. Происходит адаптация к объективным условиям социально-демографической и экономической  ситуации. Показатели, свидетельствующие  о сокращении выпуска рабочих  и специалистов, в большей степени  подвержены влиянию социально-демографических  факторов. А данные, характеризующие изменение типов подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень профессий, по которым ведется подготовка, тесно связаны с экономическими факторами, в том числе с состоянием рынка труда.

Что касается качественных изменений в системе профессионального  образования, то следует отметить, что  учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка  труда. Вводятся дополнительные к основному  курсу дисциплины, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные  программы, зачастую осуществляемые совместными  усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким, они предпочитают опытных работников.

3. Изменение порядка  приема молодежи на работу. Работодатели  сегодня предъявляют завышенные  требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив  применения труда подростков  и молодежи и относятся к  их способностям и возможностям  с большим неуважением, не видят  для них условий карьерного  роста в рамках своего предприятия.  Следовательно, основной мерой  по социальной поддержке молодежи  может стать смягчение критериев  приема на работу, трудоустройство  без опыта работы, создание гибкого  графика работы для студентов  дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность  совместить вторичную занятость  несовершеннолетних с ориентацией  на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости  молодежи может быть экономически выгодна  компаниям и предприятиям, и ориентирована  на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной  занятости подростков может полностью  оправдать экономические затраты  на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в  некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о  квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для  молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется  получение рабочих мест.

Развитие предпринимательской  деятельности. В системе занятости  молодежи характерной является частичная  или скрытая безработица, когда  работодатель дает возможность трудиться  неполный рабочий день, неделю или  официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для  нормализации ситуации в области  занятости населения требуется  развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест.

В стратегическом плане  речь идет о подготовке поколения  людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую  подготовку следует рассматривать  как самостоятельную образовательную  область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью  в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

6. Привлечение молодежи  к оплачиваемым общественным  работам. Элементом поддержки  безработной молодежи является  финансирование государством общественных  работ и привлечение к ним  молодежи.

Право на участие в  общественных работах имеют молодые  люди, зарегистрированные в органах  службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан  в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера  и общественные работы, считается  подходящей для следующих категорий  молодых граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете  в органах службы занятости  более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

- обратившихся в  органы службы занятости после  окончания сезонных работ.

Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных  обеспечивается рабочими местами с  оплатой труда.

Удельный вес граждан  до 30 лет, принимавших участие в  общественных работах, составляет в  среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости  зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

По мнению специалистов, целенаправленная агитационно-информационная кампания увеличила бы среди молодежи число желающих заняться общественными  работами. И такая активность -- позитивный фактор, позволяющий обеспечить временную занятость и поддерживать доходы неконкурентоспособной части молодежи. А ведь для молодых людей, впервые оказавшихся на рынке труда после окончания учебных заведений и службы в армии (таких порядка 20%), эта проблема сегодня в числе главных.

7. Организация ярмарок  вакансий. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства.

8. Создание специальных  молодежных организаций для решения  проблемы занятости. Сегодня социальные  предприятия для молодых людей -- реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных  с неопределенностью их правового  статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций  является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики.

Применяются разнообразные  формы организации рабочих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация  социальных производств на базе учебных  заведений.

Государство предоставляет  дополнительные гарантии гражданам, особо  нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются  социальные целевые программы по содействию занятости молодежи.

В целях осуществления  практических мер по решению проблем  занятости и созданию эффективной  системы обучения молодежи непосредственно  на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации была введена в действие программа  организации временной занятости  безработной молодежи "Молодежная практика". Данная форма работы позволяет  повысить конкурентоспособность молодых  людей на рынке труда, способствует дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости и молодежными  биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Главными направлениями  в работе с данной категорией являются:

введение в общеобразовательных  учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодежи навыкам поиска работы;

информирование молодежи о ситуации на рынке труда и  рынке образовательных услуг;

проведение активной политики по профориентационной работе;

4)психологическая  подготовка к конкурентной борьбе  за рабочие места;

организация временной  занятости безработной молодежи;

активное содействие молодежи в организации профессиональной деятельности;

обучение типовым  моделям трудоустройства.

Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим  качественный анализ профессий и  специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в профессиональных образовательных учреждениях, и  количества выпускаемых молодых  специалистов с учетом спроса на рынке  труда.

9. Создание средств  массовой информации для молодежи. Это позволит непосредственно  стимулировать молодежные проекты  и позитивно окрасит информационное  пространство.

10. Правовое регулирование  молодежной политики. Необходимость  формирования современной законодательной  базы в области государственной  молодежной политики определяется  сохранением, а нередко и нарастанием  целого ряда социальных проблем  молодежи, что негативно отражается  на социально-экономическом и  культурно-духовном аспектах ее  жизнедеятельности и перспективах  ее развития. Предпринимаемые меры  по повышению образовательного  уровня молодежи, ее трудоустройству,  решению жилищных проблем, развитию  разносторонних способностей молодых  людей недостаточно эффективны  в силу слабой координации  этих мер, их частичного характера  и недостаточной правовой обеспеченности.

Вышеперечисленные мероприятия  являются дополняющими друг друга, и  для наиболее оптимального решения  проблемы занятости молодежи целесообразно  их совместное комплексное и целенаправленное применение.

Основными направлениями  по повышению социально-экономической  защищенности молодежи на рынке труда  должны быть следующие:

ориентация молодежи на достижение собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Основным является не государственная социальная защита молодежи и не достижение высокого уровня жизни путем занятости в коммерческой сфере, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала молодежи в тесной связи с возможностями динамического роста благосостояния; ориентация на формирование среднего класса в нашей стране, т. е. прежде всего -- на работников-профессионалов с высоким материальным достатком.

Таким образом, в современной  молодежи заложен прообраз российского  будущего. В каком направлении  пойдет дальнейшее развитие России -- это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи. Следовательно, необходимо эффективное содействие динамичному развитию молодежного рынка труда.

социальный безработный  молодежь безработный

Глава II. Социальная политика государства в области занятости молодежи

2.1 Формы социальной политики в области занятости безработной молодежи

Информация о работе Социальная политика государства в области занятости молодежи