Социальная политика государства по отношению к семье: пример России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Прежде всего, необходимо отметить, что государственная семейная политика в России является важной составной частью социальной политики нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………...…………………………

Глава 1. Сущность семейной политики РФ………………………………..
1.1 Понятие семейной политики………………………………………………
1.2 Семья – объект семейной политики. Основные тенденции изменения института семьи…………………………………………………….………
1.3 Цели и принципы семейной политики…………………………………….

Глава 2. Процесс формирования государственной семейной политики
2.1 Проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ……
2.2 Реализация семейной политики на различных уровнях управления……

Глава 3. Социальные службы семьи и детей, и их развитие…………….
3.1. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям……………………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………… 3

5
5

6
8

11
11
11

14

20

25

26

Работа содержит 1 файл

Социальная политика государства по отношению к семье пример России.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

        С   целью  ускорения  становления  системы   учреждений   социального  обслуживания семьи, детей и молодежи,  необходимо  в первоочередном порядке принять следующие меры.

        На  федеральном  уровне  целесообразно   ускорить  принятие  комплекса   постановлений  Правительства   Российской   Федерации,   направленных   на  реализацию  Федерального  закона  «Об  основах  социального   обслуживания  населения в Российской  Федерации».

        Следует  продолжить разработку  примерных   положений  о  деятельности  учреждений социального обслуживания  семьи и  детей  (комплексного  центра  социального  обслуживания  населения;  кризисного  центра   для   женщин;  областного, городского  и районного  центров  социальной  помощи  семье  и  детям); подготовить предложения по  созданию  межведомственной  комиссии,  включающей   в   свой   состав   представителей   органов    образования,  здравоохранения, культуры,  социальной  защиты,  молодежи,  общественных,  негосударственных фондов и организаций, занимающихся проблемами  семьи  и  детей,  основной  задачей  которой  являлась  бы  координация  усилий   и  интеграция финансово-экономических, материальных,  научно-методических  и  иных ресурсов по проблемам социальной защиты, поддержки и помощи семей.

        Предстоит  разработать  рекомендации  по  аттестации  специалистов  в   области социальной работе семейной  направленности,  определить  критерии  эффективности деятельности учреждений социального  обслуживания  семьи  и детей.

        В  субъектах Российской Федерации  и на уровне местного самоуправления  предстоит:

   - принять меры  по целевому финансированию региональных  и  муниципальных     программ, предусматривающих развитие     социального обслуживания семьи   и  детей;  ввести  в  местном   бюджете защищенную   строку,   предусматривающую   финансирование   учреждений   социального обслуживания;

   -   упорядочить   рассмотрение   вопросов,   связанных    с    передачей    освобождающихся   зданий,   помещений   под   учреждения   социального   обслуживания семьи и детей;

   -  организовать  обеспечение   в   первоочередном   порядке   учреждени   социальною обслуживания  специальным реабилитационным  оборудованием,  транспортными средствами, материально-техническими ресурсами и др.;

   -  сформировать   систему   подготовки,   переподготовки   к   повышения  квалификации кадров специалистов учреждений социального обслуживания, используя для этого как бюджетные,  так и внебюджетные  средства;

  -   укрепить кадровый  состав социальных служб специалистами  по  социальной  работе;

   -  усилить  координацию   деятельности  исследовательских   коллективов  и  практиков  на разработке современных, социальных  технологий,  новейших форм и  методов социальной работы  с   различными  категориями  семьи   и  детей;

   - регулярно обобщать  и распространять опыт работы  исполнительных органов власти  по развитию учреждений социального  обслуживания семьи  и  детей  по применению новых форм и  технологий социального обслуживания;

   - находить дополнительные  основания  для  повышения   статуса  работников социальных  служб.

3.1. Опыт и проблемы  деятельности  учреждений социального  обслуживания в  оказании помощи семье и детям

        Деятельность  учреждений социального обслуживания  в  оказании  помощи  семье  автор рассматривает на примере  территориальных  центров   социальной  помощи семье и  детям различных регионов Российской  Федерации.

      В ряду  учреждений, предоставляющих  социальные  услуги  населению  и  интенсивно  развивающихся  в  последнее   время,  особое  место   занимают  территориальные  центры  социальной  помощи  семье  и   детям.   Выполняя  приоритетные  функции   в  системе  социальной  защиты  населения,  данные  учреждения  ориентированы на оказание комплексной  социальной  помощи,  при  этом  их деятельность направлена на  конкретные категории населения,  нужды  отдельной семьи.

     Создание  центров  социальной  помощи  семье  и  детям  в  различных  регионах  Российской  Федерации,  крайне  важная  задача  по   скорейшему  формированию  единой  общероссийской  системы   таких   центров   разного территориального уровня ставят в повестку дня два актуальных  вопроса:  о  содержании  работы  таких  центров  и  об  их   месте   в   ряду   других государственных и общественных органов и организаций,  призванных  решать многосложные проблемы семьи.

        Сфера  деятельности центров обширна:

   -  в  центрах   оказывается  содействие  в   получении   льгот,   пособий,  компенсаций, денежной и натуральной  помощи, кредитов;

   - организовываются  выставки-продажи поношенных вещей,  благотворительные  аукционы;

   -   осуществляется   социальный    патронаж    многодетных,    неполных, малообеспеченных  семей, социальная поддержка выпускников  детских домов и школ-интернатов;

   - поддерживаются  контакты  со  службой  занятости   в  решении  вопросов трудоустройства,  переквалификации;

   - ведется консультирование  по  вопросам  жилищного,  семейно-брачного, трудового, гражданского,  пенсионного законодательства,  прав  детей,  женщин, инвалидов;

   - центры оказывают  помощь беременным и  кормящим  матерям,  заботятся  о детях-инвалидах,  ведут работу по вопросам планирования  семьи.

        Сказанным  далеко не определяются все  функции центров  помощи  семье.  Различные центры по-разному   решают  проблемы  социального   обслуживания  семьи.

        При центрах открываются швейные цехи и  различного  рода  мастерские (Ермаковский районный  центр Красноярского края,  большинство районных  центров в Республике Тува и др.); создается материально-техническая база  для развития народных промыслов и организации надомного труда одиноких  матерей, взрослых членов многодетных и неполных  семей (Большереченский  районный центр Омской области, городской центр в г. Кирове); организуются в сельской местности приусадебные хозяйства и общественные  огороды,  где семьи с низким уровнем дохода  высаживают  для себя  овощи,  картофель,  причем  посадочный  материал  предоставляется центрами,   как   правило,  бесплатно или за доступную цену.

         Действуя в тесном контакте  со службами занятости, центры  содействуют  трудоустройству  лиц, находящихся  в  особо   сложной  жизненной  ситуации,  организуют  переподготовку  и   обучение   безработных,   подростков   из  остронуждающихся семей на  различных курсах по ремонту   бытовых  приборов,  теле-  и радиоаппаратуры,  верхней одежды  и т.д.  (Республика   Тува,  Республика  Дагестан  и др.)  как при центрах,  так   и   при   других  государственных и негосударственных структурах.

        В  ряде случаев центры организуют  групповые формы работы с населением  по  обучению  его  азам  выживания   в   сложных   социально-экономических  условиях.

        Спектр   социальных   услуг,   оказываемых    центрами,    постоянно  расширяется.   Ими   организуются   пункты   проката   предметов   первой  необходимости,  летние   площадки   и   оздоровительные; бюро экстренной социальной помощи  семьям  с родителями,  оказавшимися  в  экстренной  ситуации,  например,  в  случае  помещения в больницу одинокой матери, не имеющей родных и близких.

        Располагая данными о том, в чем нуждаются те или иные семьи (имеющие  маленьких детей, детей, больных диабетом, детей, находящихся под  опекой,  многодетные и  студенческие  с  детьми  и  др.),  центры  помогают  им  в  организации летнего отдыха детей,  их  устройстве  в  санаторные  садики, профилактории, снабжении детским питанием, оплате  санаторных  путевок  и дороги к месту лечения больных и др.

        Растущее  внимание уделяют многие  центры  психологической  поддержке   населения, что особенно актуально  при наличии у значительной  части  семей  устойчивых    настроений    неуверенности    в     будущем,     затяжного  психоэмоционального стресса, явного  ослабления  моральных  устоев  семьи,  резкого  обострения  личных  проблем.   Сегодня,   в   условиях   крайней малочисленности  самостоятельных психологических   служб,  это  направление   деятельности центров  обретает  особую значимость.

      Усиливается  внимание центров к пропаганде  здорового образа жизни,  к   вопросам полового просвещения  подростков и  молодежи,  пагубного   влияния  алкоголя на физическое  и нравственное здоровье  подрастающего   поколения,  его социализацию. При  содействии центров и на  их  базе  создаются  клубы анонимных  алкоголиков, объединения родственников  и близких алкоголиков.

      Во  многих  центрах   оказывается   помощь   в   решении   различных   психологических  проблем,  касающихся  взаимоотношений  между  супругами,  родителями и детьми. Нередко  в таких центрах работают "телефоны  доверия", клубы  и  общества  взаимопомощи  и  взаимоподдержки,   группы   дневного  пребывания детей и матерей с детьми. Это и место для проведения семейного досуга — праздников,  соревнований,  конкурсов,  организации курсов  по ведению домашнего хозяйства.

        Сказанным   не  исчерпывается  набор   социальных  услуг,  оказываемых

  центрами социальной  помощи семье и детям. Многие  из  них  организуют  для

  детей-сирот, детей-инвалидов,  детей из малообеспеченных  семей   бесплатно

  или на льготных  условиях оздоровительные лагеря  в  дни  зимних  и  летних

  каникул; доставку  горячих обедов на дом; ремонт  квартир и сложной бытовой

  техники; снабжение  топливом домов малообеспеченных  многодетных и одиноких

  матерей; помогают  таким семьям в приобретении  их детям всего необходимого

  для учебы в школах.

        Среди   категорий  и  групп  населения,  которым   центры   оказывают

  социальные услуги  в  первоочередном  порядке,  являются  дети-инвалиды  и

  семьи, где они живут. 

        Постоянный  социальный  надзор  необходим   и  за  другими   семьями,  нуждающимися в  помощи  центров,  например,  где  не  является  редкостью  внутрисемейное насилие,  жестокость, от чего больше всего   страдают  дети.

      Характерной  чертой деятельности многих центров,  как  уже  накопивших определенный  опыт, так  и  находящихся   в  стадии  становления,  является  заметное усиление внимания к  вопросам психологической  помощи  населению. Для некоторых посетителей  центр семьи — их последняя  надежда: бывают  ситуации, когда  человек остается без дома, без   денег,  без  одежды.  Для   таких остронуждающихся  людей   во  многих  центрах  имеются   определенные запасы   одежды,    которую    приносят    местные    жители,    передают  благотворительные  и  религиозные   организации.  Эта   одежда   бесплатно  раздается в центрах  всем, кому она необходима. Проводятся  с  этой  целью центрами и   благотворительные  акции. 

        В  этом проявляется важная функция  центров — участие  в   профилактике  бедности, с тем,  чтобы не допустить "сползания"  человека на грань нищеты,  обеспечить ему минимальные возможности  для поддержания жизнедеятельности.  Разумеется, формы реализации названной  функции многообразны и не  сводятся  только к материальной  поддержке.

        С  учетом современной  социально-экономической   ситуации  и  в  целях   повышения социальной защищенности  семьи центры уделяют растущее  внимание  вопросам  трудозанятости  граждан,  создания  условий,   позволяющих   им  самообеспечить должный уровень жизни.

        Рассматривая  практику  деятельности   рассматриваемых   учреждений,  хотелось   бы   отметить   немало   положительных    тенденций    в    их  функционировании, но следует   подчеркнуть,  что  сделаны  лишь первые шаги. Во многих  субъектах Российской Федерации  (около 30) центры вообще отсутствуют,  зачастую ими оказывается   ограниченный  по  видам набор  социальных услуг. Крайне  недостаточно  центров в небольших городах и сельских районах.

        В   ряде  случаев  центры  излишне   увлекаются  организацией  вечеров   отдыха,  досуговых  мероприятий,  различных  кружков:  делают   упор   на  консультативную  деятельность:  слабо  сотрудничают  с  органами  местного  самоуправления,  общественностью,  социальными   учреждениями  и  службами  других  ведомств,  религиозными   и   благотворительными   организациями,  коммерческими и предпринимательскими структурами.

        Центры  помощи семьи и детям являются   важнейшей  частью  социальной  защиты семьи в нашей стране. Роль их огромна, ведь как  уже  было  сказано  иногда  это единственное место куда могут обратиться люди в случае  нужды,  поэтому необходимо работать над системой развития подобных учреждений как на местах в регионах, так и на государственном уровне.

Информация о работе Социальная политика государства по отношению к семье: пример России