Социальная политика государства по отношению к семье: пример России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 00:54, реферат

Описание работы

Прежде всего, необходимо отметить, что государственная семейная политика в России является важной составной частью социальной политики нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………...…………………………

Глава 1. Сущность семейной политики РФ………………………………..
1.1 Понятие семейной политики………………………………………………
1.2 Семья – объект семейной политики. Основные тенденции изменения института семьи…………………………………………………….………
1.3 Цели и принципы семейной политики…………………………………….

Глава 2. Процесс формирования государственной семейной политики
2.1 Проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ……
2.2 Реализация семейной политики на различных уровнях управления……

Глава 3. Социальные службы семьи и детей, и их развитие…………….
3.1. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье и детям……………………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………… 3

5
5

6
8

11
11
11

14

20

25

26

Работа содержит 1 файл

Социальная политика государства по отношению к семье пример России.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

Занимаясь проблемой повышения  рождаемости, поддержки молодой  семьи, мы не вправе забывать и о  старших поколениях. Это люди, всю  жизнь свою отдавшие стране, работавшие на страну, а если нужно было, встававшие на ее защиту. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить им достойную жизнь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социальные службы семьи и детей, и их развитие

        Специфика  осуществления радикальных экономических  реформ  в  России, сопровождающаяся  коренной ломкой  социальной  инфраструктуры,  привела  к  значительному ухудшению положения  семьи и детей, серьезным деформациям   в  их жизнедеятельности. Резко  возросло число малообеспеченных  семей,  семей с тревожными  негативными нарушениями в межличностных  отношениях, семей  с отрицательным   психологическим  климатом,  неблагоприятной   эмоциональной атмосферой. Ставшие  весьма распространенными случаи  жестокого обращения с  детьми, отчуждения между детьми и  родителями, разрыва связей  между   ними  крайне отрицательно повлияли  на социальное благополучие миллионов   детей,  их нравственное, психическое  и физическое здоровье.

        В   этих  условиях  становление   системы   социального   обслуживания  населения, прежде всего семьи  и детей, стало объективной   необходимостью.  Серьезным  импульсом  ее  поступательного   развития   явилось   принятие  Федерального закона «Об  основах  социального  обслуживания  населения  в  Российской Федерации», который устанавливает основы  правового регулирования в области социального обслуживания, в  частности,  право всех граждан на социальное обслуживание в  государственной  системе  социальных    служб  по  основным  видам  помощи:  (материальная  помощь,  социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в  стационарных,  полустационарных и нестационарных  учреждениях,  консультативная  помощь,  реабилитационные  услуги,  услуги  срочной социальной  помощи),  которые предусмотрены настоящим законом.

        Особую  значимость для  семьи  и   детей  имеет  ст.  17  Федерального  закона, в которой в числе учреждений  социального обслуживания  независимо  от форм собственности названы  учреждения, непосредственно предоставляющие   этим  категориям  населения   социальные  услуги  -   комплексные   центры  социального обслуживания  населения,  территориальные   центры  социальной  помощи  семье   и  детям,  центры  социального   обслуживания,   социально- реабилитационные центры  для несовершеннолетних,  центры  помощи  детям,  оставшимся  без попечения родителей,  социальные  приюты  для детей и подростков,   центры   психолого-педагогической   помощи,    стационарные  учреждения для детей с ограниченными возможностями,  центры  социальной  взаимопомощи и самопомощи.

        Федеральный  закон устанавливает полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания,  что позволяет осуществлять дальнейшую разработку политики социального  обслуживания  на  всех уровнях государственной власти. В частности, такой  подход  повышает  роль  и  ответственность  субъектов  Российской  Федерации   в   принятии  соответствующих решений и создании регионального механизма их  реализации  в интересах семьи и детей.

        Вместе с тем Федеральный закон  обязывает  Правительство  Российской  Федерации и соответствующие федеральные министерства разработать и ввести  государственные   стандарты   социального    обслуживания    и    порядок  лицензирования  в  области  социального  обслуживания,  что,   безусловно,  позволит определить основные требования к объему  и  качеству  социальных  услуг, организовать социальное обслуживание семьи и детей на  достаточном  качественном уровне и иметь обоснованные критерии оценки профессиональной  и этической деятельности работников социальных служб.

        Динамика  основных   статистических   показателей,   характеризующих   становление и развитие учреждений  социального обслуживания семьи  и детей,  свидетельствует о  том,  что  число  учреждении  социального  обслуживания  семьи  и детей системы социальной  защиты населения за последние  несколько  лет выросло в 4 раза.

        Анализируя    распределение    учреждений     по     территориально-административному   признаку,  нельзя  не  отметить  отчетливую  тенденцию развития  учреждений социального обслуживания  семьи и  детей  районного   и  городскою звена, что является  положительным фактором, поскольку  позволяет  приблизить социальные  услуги к потребителю.  Вместе  с  тем,  все  больше  учреждений  открывается непосредственно по  месту жительства населения -  в  микрорайонах. Из года в  год возрастает число клиентов, получивших  помощь  в учреждениях  социального обслуживания семьи  и детей.

Определенное  развитие  получили  учреждения   социального   обслуживания  молодежи.  В  51  территории  Российской  Федерации  работает  более  430  учреждений, оказывающих социальные услуги молодым  людям по более чем  20  направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной  работы   до   психолого-педагогического   консультирования,    «телефонов  доверия», наркологической помощи, планированию семьи.

        Дальнейшее   развитие   получила   сеть    учреждений    социального   обслуживания  детей   в   системе   образования   Российской   Федерации.  Информация, поступившая  из 79 территорий России, свидетельствует   о  том,  что  в  основном  сформировалась   служба   практической   психологии   в  образовательных  учреждениях. Во всех регионах  наблюдается тенденция роста  числа  профессиональных  психологических  кадров,  однако  обеспеченность  такими специалистами в различных  образовательных  учреждениях  пока  еще  остается недостаточной.

        Профессиональная  психологическая помощь учреждениям  образовательного  профиля постепенно  переходит на принципиально новый  уровень. Создаются  и  развиваются  психологические центры различной  ориентации: центры психолого-  педагогической   помощи,   социально-психологические,   психолого-медико-  социальные, профориентационные, социально-досуговые,  реабилитацнонные  и другие, которые в основном пытаются решать две принципиальные задачи:

во-первых,  оказывать  квалифицированную, многопрофильную  помощь  детям,  родителям,  педагогам,  администрации,   управлению   образовательных   учреждений;   

во-вторых,  осуществлять   профессиональную    поддержку    психологам,    работающим  непосредственно  в базовых образовательных учреждениях.

        Значительно   больше  внимания  стали  уделяться   работе  с  семьями,  имеющими  детей-инвалидов.

        В  настоящее время, несмотря  на  трудности  и  сложности   переходного  периода, создана  разветвленная сеть учреждений  социального  обслуживания  различного  профиля, которые, находясь в   подчинении  различных  ведомств,  составляют территориальные социальные  службы. Но говорить  о  сложившейся   системе  социального  обслуживания   семьи,   молодежи   и   детей   пока  преждевременно, как и о доступности этих  учреждении для каждого  молодого  человека  или   ребенка.   Практически   функционирует   около   2   тыс.  государственных  учреждении социального обслуживания семьи и детей,  что,  разумеется, для России очень мало.

        Процесс  становления сети учреждений  нового типа,  которые  оказывают   социальные услуги семье и   детям,  весьма  противоречив  и  неоднозначен.  Комплексный  подход к становлению и   развитию  территориальных  социальных  служб по проблемам семьи, молодежи  и  детей  практически   осуществляется  только  в   одной  четвертой  части   территорий  Российской  Федерации.  О  значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении  таких  субъектов Российской Федерации, как Красноярский  и  Краснодарский  края,  Московская,  Пермская,  Курская  и  Тюменская  области,  Ханты-Мансийский  автономный округ, Псковская область, Карелия,  Башкортостан,  Кемеровская  область, Удмуртия, Архангельская, Калужская и  Тульская  области,  Санкт-  Петербург и Москва.

        Территориальные  органы социальной защиты, образования  и комитетов по  делам  молодежи  наращивают  усилия  по  развитию   системы   социального  обслуживания   семьи   и   детей,    по    профилактике    безнадзорности  несовершеннолетних, разрабатывают  и применяют новые социальные  технологии  решения этих проблем.

        Анализ  деятельности   исполнительных   органов   власти   субъектов  Российской Федерации и социальных служб этих территорий показывает,  что,  как правило, позитивные результаты  в  области  социального  обслуживания  семьи и детей достигается в  тех  территориях,  где  к  решению  насущных  проблем в этой области подключаются  все  органы  управления  социального  блока  (социальной  защиты   населения,   образования,   здравоохранения,  внутренних дел, по делам  молодежи,  занятости,  миграции  и  т.д.),  где  администрация   региона   осуществляет    координационную    деятельность  (создаются межведомственные комиссии,  советы.  принимаются  программы  и  др.), где главы администраций и их заместители лично  направляют  процесс  становления и развития социальных служб.

        В  условиях  дефицита  финансовых  средств  в  ряде  регионов  России  пытаются воздействовать на решение сложнейших проблем семьи и детства  не  путем открытия многопрофильных центров обслуживания семьи, и детей,  а  с  помощью создания  отделений,  мелких  учреждений,  нередко  маломощных  и  однообразных по видам социальных  услуг.  В  ряде  территорий  Российской  Федерации главным образом развиваются  только  однопрофильные  учреждения  социального обслуживания детей, например, социальные приюты для  детей  и  подростков. В отдельных территориях  не  продумывается  система  создания  учреждений для детей и подростков вне зависимости от их пола, возраста  и  места прописки. Деятельность, например, специализированных учреждений для  девочек нередко создает трудности  в  оказании  социальных  услуг  другим  подросткам, испытывающим проблемы в повседневной жизни.

Становление учреждений социального  обслуживания семьи и детей, особенно учреждений нового для  России  типа,  происходит не во всем так, как хотелось бы его идеологам и  организаторам  на федеральном уровне.

        Во-первых, не могут удовлетворять темпы   развития  сети  учреждения.  Медленно  развиваются  центры  экстренной   психологической   помощи   по  телефону. Создано незначительное  число центров помощи  детям,  оставшимся  без попечения   родителей,  практически  не  получают  развития  кризисные   центры для женщин, для  несовершеннолетних  мам,  социальные  службы  для   безнадзорных  детей,  недостаточно   развита   практика   усыновления   и  опекунства.

        Во-вторых, имеются претензии к профессиональному   уровню  социальной  работы,  выполняемой   сотрудниками  учреждении  социального   обслуживания  семьи и детей.  Многие  действуют  не  в   полную  силу,  не  удовлетворяя  существенные потребности, и запросы  клиентов.

        Становление  и развитие системы учреждений  социальной помощи семье  и   детям сопряжено с целым рядом  объективных и субъективных факторов, причин  и трудностей.

        По-прежнему  остается  недостаточно  разработанной   правовая   база  системы   социального  обслуживания.  Государственная   семейная   политика  находится  в начальной стадии становления,  не разработан Федеральный закон   о социальном обслуживании семьи  и детей,  не  утверждены  государственные   стандарты и порядок лицензирования  социальных услуг и т.д.

        Не  удовлетворяет уровень профессиональной  подготовки  специалистов,  работающих  в  учреждениях  социального   обслуживания  семьи   и   детей.  Статистика свидетельствует,  что только треть  из  них   имеет  специальное  образование  или учится. Многие социальные  работники не прошли обучения  на  курсах повышения квалификации.

        Остается  низким статус  и  престиж   социальной  работы  в  обществе,  неадекватная заработная плата  работников социальных служб.

        Ограничены   финансовые   ресурсы,    имеющиеся    в    распоряжении  исполнительных  органов власти  на  федеральном,  региональном  и  местном   уровнях,  а  также   недостаточно   используются   финансовые   средства,  материально-технические  и интеллектуальные возможности   негосударственных  учреждений.

        На   качестве   социального   обслуживания   сказывается    слабость  материально-технической   базы  учреждений.  Пока  еще   чрезвычайно   мало  специально  спроектированных комплексов,  зданий,  помещений.  В  основном  центры   расположены   в   приспособленных   помещениях.    Не    хватает   реабилитационного   оборудования,    средств    связи,    автотранспорта,  компьютерно-вычислительной техники,  медикаментов,  продуктов  питания  и  т.д.

        Практически  отсутствуют  методики  оказания  социальных  услуг,  не разработаны современные технологии социальной работы с семьей и детьми.

        Слабо    скоординирована    деятельность     федеральных     органов   исполнительной власти, общественных  организаций,  фондов,  объединений   в  области социального обслуживания. На качество  работы  учреждений  влияет  дефицит  специальной   литературы  по  работе  с   семьей  и   подростками,  недостаток  рекламы о работе центров социальной  помощи  семье  и  детям   в  средствах массовой информации.  Не  сформировано  общественное  мнение  о  важности и необходимости социальной работы в обществе.

Информация о работе Социальная политика государства по отношению к семье: пример России